Примерное время чтения: 8 минут
5250

Мэр по контракту. Депутаты считают, что градоначальников выбирать не нужно

Один из авторов инициативы отмены мэрских выборов, депутат Вячеслав Тимченко.
Один из авторов инициативы отмены мэрских выборов, депутат Вячеслав Тимченко. / Владимир Федоренко / РИА Новости

В Госдуме в первом чтении был принят резонансный проект реформы местного самоуправления. «Страшилки» про эту реформу стали появляться ещё в прошлом году, когда ожидали очередного послания президента Федеральному Собранию. Тогда разные СМИ со ссылкой на неназванные источники сообщали, что выборы мэров в городах собираются отменить. Однако в послании президента такого посыла не прозвучало, а на ежегодной пресс-конференции Владимир Путин прокомментировал эти слухи так: «Мэров, конечно, только выбирать». При этом он добавил, что муниципальный уровень власти — самый близкий к народу, и его надо развивать.

В марте этого года в Госдуму был внесён законопроект, кардинально меняющий систему местного самоуправления. Авторы инициативы в пояснительной записке отмечают, что, выполняя поставленную президентом задачу, намерены так реформировать власть на местах, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до неё рукой».

Сити-менеджер будет ежегодно отчитываться перед думой. Если его отчет два раза подряд признают неудовлетворительным, он уходит в отставку автоматически

В законопроекте не сказано напрямую об отмене выборности мэров, но фактически в крупных городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, мэры не будут избираться прямым голосованием граждан города. Не будет прямого голосования и на выборах депутатов городской думы. Вместо этого вводится многоступенчатая система, при которой избиратели голосуют только за своих районных депутатов, которые входят в районный совет. Городская дума формируется из числа районных депутатов. Они сами решают, кто будет представлять их район на уровне города. Мэра города депутаты тоже выбирают сами из своих рядов.

При этом полномочия мэра будут значительно урезаны. По новому закону, управлять городским хозяйством и финансами будет не мэр, а назначаемый по контракту сити-менеджер. Такая система уже практиковалась в отдельных регионах, теперь её собираются сделать обязательной для всех крупных городов.

Если у губернатора нет оппонентов, если ему абсолютно подконтрольно местное самоуправление, он становится авторитарным руководителем своей территории. И тогда регион, при ослаблении центральной власти, становится «княжеством» или «ханством»

Это коснётся Омска, Новосибирска, Екатеринбурга и ещё 64 городов, которые делятся на районы. Авторы законопроекта не исключают, что данную систему можно будет распространить и на 519 более мелких городов, не имеющих сегодня районного деления, если такое деление будет введено завтра. Новая система вызывает серьёзные опасения у экспертов, тогда как авторы законопроекта уверены в её эффективности.

«За» «Против»
Станет ли власть ближе к народу, если полномочия районных депутатов расширить, а прямые выборы городских дум и мэров отменить?

Вячеслав Тимченко, член Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, один из авторов инициативы:

– Районные депутаты в городах будут избираться напрямую. Это позволит решать жизненно важные для каждого человека вопросы на том уровне власти, который наиболее ему близок. Принцип избираемости сохраняется: в городскую думу мы делегируем избранных всенародно депутатов. Таким образом, решения, которые принимаются на уровне районных советов, будут учитываться при принятии решений на уровне города.

Районные депутаты сами решают, кто будет представлять их думу на более высоком уровне. Избранный с этой целью депутат впоследствии будет отчитываться на каждом заседании районного совета о своей работе в думе города, о том, какие инициативы ему удалось там продвинуть. Это обеспечивает более эффективное управление муниципальным хозяйством.

Если человек избирается в городскую думу напрямую, он не знает, какие решения принимает районный совет. А эти решения связаны с важными для жителей района вопросами. Велика вероятность того, что такой депутат будет опираться на собственную точку зрения, не учитывая реальных нужд района. Если же в городскую думу делегируется районный депутат, он продвигает там не только свою точку зрения, но и точку зрения 20 или 30 депутатов районной думы.

Роман Попов, эксперт Института экономики города:

– Новая система разрушительна для местного самоуправления. Внутригородские районы в крупных города сейчас выполняют функцию чисто административную. Теперь же они превратятся в квазисамостоятельные муниципальные образования. Сейчас в городах вся власть находится в руках городской администрации и городской думы, а районные советы есть только в Москве и Санкт-Петербурге, но их функции ограничены покраской бордюров и организацией праздников. Теперь же по 5–6 таких «районных дум»  и администраций появится в каждом крупном городе и полномочия их будут расширены. Это затруднит функционирование всей системы муниципального управления. Будет много путаницы и нестыковок при выяснении, кто за что отвечает и как делить полномочия между этими уровнями. Если у меня, допустим, не вывозят мусор или возникли проблемы с ЖКХ и детским садом, куда мне обращаться? К мэру или в свой район? Понятно, что это будет прописано, но всё равно «серые зоны» останутся. Соперничающие уровни власти будут стремиться спихнуть друг на друга те проблемы, которые они по каким-то причинам не готовы решать.

Станет ли власть эффективнее, если городским хозяйством будет управлять сити-менеджер, назначаемый, а не избираемый?

Вячеслав Тимченко:

– Как построена работа в бизнес-структурах? Есть совет директоров, и есть президент, нанимаемый этим советом. Он подотчётен совету директоров и исполняет решения совета. По этому же принципу будет строиться власть в любом муниципальном образовании. «Советом директоров» будет городская дума, сити-менеджер будет человеком с высокими профессиональными качествами, имеющим опыт управления. Нанимать будет комиссия, состоящая наполовину из представителей городской думы и наполовину из людей, делегированных губернатором. Сити-менеджер будет ежегодно отчитываться перед думой. Если его отчёт два раза подряд признают неудовлетворительным, он уходит в отставку автоматически.

Роман Попов:

– Двоевластие сити-менеджеров и избранных мэров практикуется в некоторых городах и сейчас. Но со вступлением в силу этого закона такая форма станет единственно возможной. Но двоевластие часто является контрпродуктивным. Оно ведёт к перетягиванию чиновниками одеяла на себя и непониманию того, кто за что реально отвечает. Чиновники высшего уровня уже говорили о том, что этот эксперимент себя не оправдал. Кампания по внедрению в городах системы двоевластия, когда глава города выбирается из числа депутатов, а сити-менеджер назначается, была свёрнута. А сейчас к этой системе снова возвращаются, да ещё и делают её обязательной. Формально можно говорить о том, что это приближает власть к народу, но в действительности это обернётся не столько приближением, сколько усложнением работы всей системы. На всех уровнях муниципального управления власть понесёт потери. Влиятельность общегородского мэра снижается, но и влиятельность районных советов в любом случае будет невелика.

Может ли реформа местного самоуправления привести к усилению губернаторов?

Роман Попов:

– Мэр города как значимая политическая фигура перестаёт существовать. Это очень на руку губернаторам, поскольку мэры крупных городов — их традиционные соперники, а теперь они выводятся из игры. Возможность губернатора влиять на состав городской думы также увеличится.

Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики:

– Этот закон ломает систему сдержек и противовесов в регионе, ломает баланс внутрирегиональных элит. Сегодня избираемый всенародно мэр относительно самостоятелен, поскольку он опирается на ресурсы крупного города. И жизнь заставляла губернатора с ним договариваться. У мэра, избираемого по новому закону, ресурсов легитимности не будет. Все финансовые полномочия будут у сити-менеджера, который по факту будет назначаться командой губернатора. Допуская таким образом усиление губернаторов, мы своими руками закладываем мину под целостность Российской Федерации. Раньше или позже — в России, как показывает история, это происходит циклически — центральная власть начнёт слабеть. Если у губернатора нет оппонентов, если ему абсолютно подконтрольно местное самоуправление, он становится авторитарным руководителем своей территории. И тогда регион при ослаблении центральной власти становится «княжеством» или «ханством».

Вячеслав Тимченко:

– Смотря что понимать под усилением губернатора. Губернатор — это человек, который должен заниматься развитием всего региона, в том числе и его муниципальных образований. Безусловно, влияние губернатора как управленца областного масштаба должно распространяться и на формирование исполнительной власти на местах. Система сдержек и противовесов не пострадает, ведь в комиссии, которая будет назначать сити-менеджера, 50 % будут представителями городской думы, а другие 50 % — представителями избранного народом губернатора. Мы не говорим о популистах, которые приходят во власть только для того, чтобы покрасоваться и решить свои личные вопросы. Губернаторы — это государственники, которые работают в интересах населения.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах