Зарплата депутатов Госдумы, согласно указу Владимира Путина, будет повышена до 250 тысяч рублей и таким образом сравняется с зарплатой министра. В СМИ появилась информация, что министры недовольны такой «уравниловкой» и считают, что заслуживают большего. АиФ.ru спросил у депутатов, довольны ли они своей нынешней зарплатой и что они могут себе на нее позволить.
Дмитрий Новиков, депутат Госдумы от КПРФ
- Депутатам собираются существенно поднять зарплату, а сейчас, как сообщают СМИ, депутаты получают 160 тысяч рублей. Это действительно так?
- Ммм… нет.
- А сколько тогда?
- Перезвоните мне через 15 минут
(через 15 минут)
- Вы мне сразу скажите, какие-нибудь еще вопросы есть по этому поводу? Сейчас я скажу вам то, что вас интересует.
- Есть, конечно: хотелось бы узнать, хватает ли вам этих денег.
(Смеется) - А сколько зарабатывают сотрудники вашего издания?
- Почему вы уходите от ответа? Мы получаем зарплату не из госбюджета, а вы, как народный избранник, живете за счет налогоплательщиков.
- 8 сентября часть депутатов участвовали в выборах. Например, депутат от ЛДПР Сергей Фургал участвовал в выборах губернатора Хабаровского края. В избирательную комиссию он предоставлял сведения о своих доходах. На сайте избиркома вы найдете точную сумму средств, полученных им за прошлый год. Из этих денег надо вычесть подоходный налог и разделить оставшееся на 12 месяцев. Вы получите точную сумму, и вам не придется ни у кого спрашивать.
- Эта сумма, кроме зарплаты депутата, может включать и другие доходы, например, от преподавательской деятельности, она не запрещена. И причем здесь Фургал, я ведь у вас спрашиваю?
- Я вам сказал, что это меньше, чем та сумма, которую вы назвали.
- Вам хватает этих денег?
- Я считаю, что депутатам должно хватать этих денег. Я сам не из богатой семьи, и мне этих денег вполне хватает. Что касается повышения зарплаты, то я думаю, что правильнее было бы повысить ее не депутатам, а помощникам. Помощники в Госдуме получают зарплату около 26 тысяч, а это люди, которые должны разбираться в законодательстве, понимать что-то в праве. Они вполне могут найти себе в Москве другую работу, более высокооплачиваемую.
- Вашей зарплаты хватает на то, чтобы хорошо отдохнуть во время отпуска? Где вы обычно его проводите?
- Я отдыхаю на Кавказе, в России. За границу не езжу, поэтому, сколько стоят Эмираты или Ницца, не знаю, но, наверное, при такой зарплате можно и туда поехать.
- До того, как вы стали депутатом, вы больше получали?
- Я был преподавателем в Благовещенском Госпедуниверситете и получал меньше.
Сергей Железняк, вице-спикер Госдумы от «Единой России»
- Правда ли, что депутат сейчас получает 160 тысяч рублей?
- Да, это порядок.
- Вам хватает этой суммы?
- Мне кажется, любому разумному человеку этого более чем достаточно. Зарплата большинства наших граждан значительно меньше. Этой суммы вполне достаточно не только для того, чтобы обеспечивать всем необходимым себя и своих близких, но и для того, чтобы помогать нуждающимся в помощи на территории того региона, от которого депутат избирался.
- И вы это делаете?
- И я, и многие мои коллеги это делаем.
- Какой процент от вашей зарплаты вы отдаете на это?
- По-разному. Дело не в проценте, а в конкретных ситуациях.
- Хватает ли этой зарплаты, чтобы хорошо отдохнуть во время отпуска?
- У каждого свои запросы.
- Я про вас спрашиваю.
- Никогда не жаловался. Считаю, что абсолютно неправильно идти в Государственную Думу с целью получать зарплату. В Госдуму нужно идти, для того чтобы решать проблемы граждан.
- До депутатства вы получали больше или меньше?
- Я получал примерно столько же. Но когда я уходил из компании, мне было выплачено серьезное выходное пособие, которое я и отразил в своей декларации – больше 100 млн рублей.
- Есть ли у депутата KPI, который влияет на размер зарплаты?
- KPI (Key Performance Indicators - показатель достижения успеха в определенной деятельности или в достижении определенных целей; сотрудник, достигший установленных компанией показателей, часто отмечается неким бонусом к заработной плате. – ред.) депутата никак не связан с зарплатой. Она устанавливается федеральным законом и равна зарплате федерального министра.
Илья Пономарев, депутат Госдумы от «Справедливой России»
- Депутатам собираются повысить зарплату до 250 тысяч рублей, правда ли, что сегодня депутат получает 160 тысяч?
- Это сумма без вычета налогов. На руки мы получаем меньше. У меня 120 с чем-то получается.
- Вам хватает этих денег?
- Как вам сказать… Я живу на зарплату, лишних денег у нас в семье нет. Есть кредиты, которые надо выплачивать.
- Кредит на квартиру?
- На квартиру, машину и так далее, так что большого жирования не получается. Тем более что часть зарплаты я передаю на наши региональные нужды. Поэтому мы стараемся достаточно экономно жить.
- Но есть же и какие-то дополнительные выплаты, например на помощника, а помощника можно и не нанимать.
- Да, есть еще 100 тысяч с небольшим на помощников, но помощникам я еще и доплачиваю из своей зарплаты. 130 тысяч абсолютно мне не хватает: у меня только в Москве два постоянных помощника, а еще есть в регионе. Сколько людей можно нанять на такую сумму?
- У вас нет никакой подработки?
- Она запрещена законом.
- А преподавание?
- Была история со «Сколково», и хотя я там ничего не заработал, зато какой был скандал. Поэтому, как видите, это все малореально.
- Куда вы можете себе позволить съездить отдохнуть летом?
- У меня есть небольшая квартира в Латвии. Мы с семьей обычно едем отдыхать туда, на машине. Это дешевле всего.
- До того как вы стали депутатом, вы больше получали?
- Больше.
- То есть для вас депутатство – это своего рода жертва?
- Во всем мире на госслужбе получают меньше, чем в бизнесе, и это правильно. На госслужбу идут, чтобы реализовать свои идеи. Но еще идет наработка связей: бывшие депутаты часто получают хорошие позиции в бизнесе. Таким образом «жертва» окупается.
Евгений Федоров, депутат Госдумы от «Единой России»
- Вам на жизнь хватает депутатской зарплаты в 160 тысяч рублей?
- На жизнь хватает всем, кто живет (смеется). Конечно, хватает. Но мне приходится вкладываться еще и в политическую деятельность. На проведение каждого митинга Национально-освободительного движения уходит по 100-200 тысяч рублей, а проходят они ежемесячно. Некоторые депутаты помогают из своих средств избирателям, когда к ним обращаются по очень острым вопросам.
- Сколько в месяц у вас уходит на такие политические нужды?
- В среднем треть зарплаты.
- Хватает оставшихся денег на то, чтобы съездить отдохнуть во время отпуска?
- Я уже лет пять не был в отпуске, никуда не езжу, нет такой привычки.
- А что вы делаете во время думских «каникул»?
- «Каникулы» - это условное название. Езжу, встречаюсь с людьми, в Думе работаю. Этим летом в Думе работал, законы вносил. Отпуск у меня был только неделю, а потом я из отпуска отозвался, чтобы законы вносить.
- Выходит, за границу вы не ездите?
- Нет, «заграницу» я вообще не люблю. Бывает, езжу, но только в командировки, когда не отвертеться.
- Вы живете в депутатской квартире?
- Да. Кроме того у меня есть квартира, которая по наследству перешла, и еще одна – по приватизации, но это в Питере.
- Вы их сдаете?
- Нет, но они используются. В том числе для политической деятельности. Дополнительным источником дохода они не являются. Если бы я их сдавал, я бы отразил это в декларации. Еще был период, когда я бизнесом занимался года два, там я нормально подзаработал. Но это было давно, лет 10 назад.