Очередной визит в Россию турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана сопровождается очередной серией надежд на союз Москвы и Анкары «за всё хорошее против всего плохого». Предсказывать будущее — дело неблагодарное, но в случае отношений России и Турции наиболее разумно иметь в виду плохие прогнозы. И чем масштабнее проблема, тем более плохие.
В ретроспективе характер отношений Москвы и Анкары в период правления Эрдогана говорит скорее о попытках турецкого руководства использовать российский фактор как средство шантажа и давления на западных партнёров в попытках выбить наилучшие условия сотрудничества. С одной стороны, это не мешает реализовывать масштабные проекты в ряде отраслей (например, тот же «Голубой поток»), но выстраивать в этих условиях какую-то долгосрочную стратегию не представляется возможным.
Характерным является пример Сирии, где Турция стала одним из активных участников вооружённого конфликта, фактически финансируя собственных боевиков в ходе развернувшейся гражданской войны и получая прибыль от «чёрной» торговли со всеми, включая ИГИЛ (он запрещён на территории РФ, но да запретит его Аллах в мировом масштабе). При этом отношение властей Турции к законному сирийскому правительству регулярно меняется от «Асад должен уйти» до «мы не настаиваем на уходе Асада».
Неспровоцированное сбитие российского бомбардировщика в ноябре 2015 года, фактическое занятие турецкими войсками ряда районов на севере Сирии и постоянные метания из стороны в сторону, включая выраженную после американского ракетного удара по базе Шайрат поддержку действиям новой администрации США, показывают как минимум отсутствие системной политики в турецкой администрации, что осложняет шансы найти общий язык для долгосрочного планирования отношений. В условиях, когда Турция постепенно превращается в исламистскую диктатуру, речь идёт скорее о том, чтобы спланировать противодействия возможным террористическим угрозам уже с её территории, тем более что в период чеченских войн Турция фактически являлась тыловой базой для террористов так же, как сейчас — в гражданской войне в Сирии.
В этих условиях выглядит странно готовность России поставить Турции такие мощные виды вооружения, как зенитные ракетные системы С-400. Если представить, что дело действительно дойдёт до контракта, то где гарантия того, что эти системы однажды не будут сбивать российские самолёты, подобно тому, как в своё время грузинский «Бук» сбил российский самолёт Ту-22М3 над Южной Осетией?
Более реальным выглядит сотрудничество в энергетической сфере, включая строительство «Турецкого потока», но необходимо иметь в виду, что первоначальной целью России в этом проекте было избавление от зависимости от русофобски настроенного политически ненадёжного транзитёра в лице постмайданной Украины.
Надёжность Турции, восточная часть которой является зоной вялотекущей гражданской войны, а основные центры периодически становятся ареной для попытки очередного переворота вряд ли выше. А русофобские настроения, к сожалению, обретаются крайне быстро. Гарантий того, что зависимость от турецкого транзита в этих условиях окажется менее обременительной, чем от украинского, никто не даст.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции