Им стала ситуация в Центральноафриканской Республике (ЦАР), одной из беднейших стран, памятной широкой публике разве что экзотическим правлением обвинявшегося в людоедстве императора Бокассы в 1970-е.
Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий
В иностранной прессе появились панические тексты о том, что «ЦАР наводнили русские военные и наёмники», что руководство страны подпало под «русское влияние».
В чём же дело? В феврале 2016 г. в короткий период между гражданскими войнами президентом ЦАР был избран христианин Ф.-А. Туадера. Франция объявила свою миротворческую операцию «успешной» и вывела почти весь контингент своих войск из ЦАР. Однако в конце 2016 г. гражданская война в ЦАР возобновилась, но Франция и соседние африканские страны проявляли всё меньше желания вмешиваться.
Тогда президент Туадера совершил неожиданный ход - в октябре 2017 г. посетил Россию и обратился за помощью к Москве. Российская сторона запросила у Совета Безопасности ООН исключение из эмбарго на поставку оружия в ЦАР и запуска программы подготовки местных вооружённых сил. И уже в январе 2018 г. транспортный Ил-76 ВКС России совершил первый рейс в Банги с грузом вооружения и боеприпасов. Россия направила в ЦАР 5 военных советников, а также 170 «гражданских инструкторов» для подготовки военнослужащих ЦАР. Этими усилиями всего за 3 месяца были сколочены, обучены и вооружены два батальона армии ЦАР. Наши спецназовцы даже составили личную охрану президента Туадеры, сменив военнослужащих из Руанды.
Таким образом Россия в очередной раз демонстрирует выгодность сотрудничества с ней в области обороны и безопасности для других стран. Для России присутствие ЦАР может стать выгодным плацдармом в Африке, а также определённым козырем в отношениях с Францией. Не стоит сбрасывать со счетов и экономическую подоплёку - богатые различными ископаемыми недра ЦАР в случае стабилизации обстановки в этой стране могут стать предметом выгодных контрактов и концессий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции