Алексей Пушков, председатель временной Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации:
— Из Вашингтона доносятся противоречивые заявления. То Трамп говорит, что выведет из Сирии войска, то министр обороны Джеймс Мэттис заявляет, что США увеличат там американское военное присутствие. В то же время правительство Асада, которое Вашингтон с 2011 года пытается свергнуть, укрепляет свои позиции, а вооруженная оппозиция терпит поражение за поражением. Территории, находящиеся под контролем Дамаска, расширяются. Союзники США в борьбе с Асадом, такие, как ИГИЛ и «Джебхат-ан-Нусра» (запрещены в РФ.— Ред.), либо разгромлены, либо серьезно ослаблены.
В этих условиях Трамп должен был показать, что у него есть план. Признать свое поражение американцы не могут. Для Трампа, который позиционирует США как единственную глобальную сверхдержаву, страну, которая должна решать все проблемы современного мира, это будет серьезный имиджевый удар. Тем более что внутри страны его поддержка постоянно снижается. Поэтому Трампу нужно было продемонстрировать решительность, готовность применить силу, неуступчивость. Думаю, имиджевый момент сыграл большую роль в принятии решения об ударе по Сирии.
В качестве предлога была избрана химическая атака в Думе, которая, по имеющимся у России и Сирии данным, была имитацией. Не были найдены ни жертвы химической атаки, ни пострадавшие. «Атаку» мир увидел исключительно на экранах телевизоров, где крутили один-единственный ролик, подготовленный «Белыми касками». Здесь нужно вспомнить, что бывший посол Великобритании в Сирии Питер Форд в эфире BBC заявил, что «Белые каски» — это инструмент джихадистской пропаганды. «Джихадисты нас дергают за веревочки, а мы реагируем. Я нахожу это отвратительным», — заявил Форд несколько дней назад.
Напомню также, что в 2013 году Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) после проверки заявила, что в Сирии не осталось заводов по производству химического оружия. При нынешнем уровне внимания к Сирии и возможностях спутниковой разведки строительство такого завода не могло остаться незамеченным. Тем не менее в стране, где бушует война, как по мановению волшебной палочки появляются «химические военные объекты». Всё это больше походит на фейковые новости.
Как известно, удар был нанесен исключительно по тем объектам, где не было российских военных. Правда, через два дня появилась информация о том, что Трамп якобы настаивал на ударе по российским системам ПВО. Думаю, эта «утечка» была специально инициирована Белым домом, чтобы показать решимость американского президента. При этом известно, что против удара по нашим военным объектам выступали министр обороны Мэттис и председатель Объединенного комитета начальников штабов Джозеф Данфорд. «Мы не уверены, что мы сможем контролировать эскалацию военных действий», — сказал Мэттис в Конгрессе за два дня до атаки. Здравое заявление, которое показывает, что в США остаются люди, понимающие, что удар по российским позициям в Сирии чреват войной с Россией.
Если подвести итог американской операции, то она выглядит бессмысленной в военном отношении. Трамп заявил, что «миссия выполнена». Но он не уточнил, в чем именно заключалась эта миссия. Если миссия состояла в том, чтобы ослабить Асада, то этого не произошло. Из крылатых ракет долетела только часть, и поразили они не вполне понятные объекты, которые США пытаются выдать за химические. Урона сирийской армии не нанесено. Изменения соотношения сил в гражданской войне не произошло. Ближайшие союзники США выгоды от удара не получили.
Акции протеста в мире против ударов по Сирии
Акции протеста в мире против ударов по Сирии
Получается, что удар преследовал политические цели. Он должен был продемонстрировать американскую решимость продолжать влиять на ход событий в Сирии. Кроме того, это был ответ США на недавний саммит тройки Россия-Турция-Иран в Анкаре, где обсуждались перспективы политического урегулирования в регионе. В Вашингтоне он вызвал большое раздражение. Западная пресса писала, что теперь инициатива по разрешению сирийского кризиса находится в руках этой тройки и что Путин переиграл Трампа. И действительно, США не участвуют в многосторонних переговорах по разрешению сирийской ситуации, кроме женевского формата, который сейчас фактически заморожен. Поэтому Трампу важно было показать, что Вашингтон по-прежнему остается ключевым игроком в Сирии и не выпускает ситуацию из своих рук.
Опасность в том, что, не будучи способными добиться своего, США будут и дальше делать ставку на военные удары. А так как на территории Сирии остаются российские военнослужащие, то сохраняется угроза того, что они рано или поздно попадут под такой удар. В этом случае мир окажется на грани большой войны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции