С принятием новой редакции внешнеполитической концепции Россия произвела ревизию своих внешних контактов по сравнению с 2013 годом, когда была принята предыдущая редакция. За прошедший короткий срок, как понятно, многое изменилось в этом мире.
Так, следуя тексту документа, Россия «потеряла» Великобританию и Украину в качестве своих стратегических партнеров. Одну — в дальнем, а другую — в ближнем зарубежье. США, как страна, недавно сменившая своё политическое руководство, была поставлена, так сказать, «на режим ожидания».
Напомним, что совсем недавно как раз изменились некоторые аналогичные доктринальные документы Штатов, Великобритании и Германии, где с разной степенью определённости было заявлено, что Россия представляет для мирового сообщества и для каждой из этих стран угрозу, прямую или косвенную. Весьма показательно то, что в новой концепции России Германия всё же осталась в ряду её стратегических партнёров.
Это объясняется не только тем, что Берлин в своей доктрине написал об угрозах со стороны России в самых осторожных выражениях. Речь идёт ещё и о том, что нынешнее руководство Германии, с середины нулевых действующее в фарватере вашингтонских трендов, вскоре может поменяться, а это значит, что новое руководство вполне может развернуться лицом к своему давнему стратегическому партнёру — России — и для этого разворота не должно быть политических препятствий с другой стороны.
По сути, новая редакция внешнеполитической концепции представляет собой более жёсткий и более точный инструмент, расставляя приоритеты и акценты в правильном для России порядке.
Признание целостности Сирийской Арабской Республики соседствует с непризнанием экстерриториального осуществления США своей юрисдикции. Такое простое противопоставление даёт совершенно прозрачную карту намерений российского руководства следовать букве и духу международного права.
Наконец мальчик, который слишком долго кричал «волки!», пал жертвой своего розыгрыша: США в документе были признаны фактической угрозой мировому сообществу из-за исповедуемого ими правового нигилизма, в частности, организации госпереворотов в странах с легитимным руководством и угроз в адрес самой России из-за непрекращающегося движения НАТО на Восток под шум и крики о якобы «российской агрессии».
Конкретный пример, также нашедший отражение в документе — расширение американской ПРО вкупе с выходом из соответствующего договора. К сожалению для самих Штатов, они так долго уверяли Россию и всё остальное мировое сообщество, что ПРО не являются программой, направленной против неё, что, когда правда окончательно прояснилась, попали в настоящую репутационную ловушку, информационную яму, вырытую ими самими.
В этой связи теперь любое заявление США, даже сделанное официально, воспринимается мировым сообществом и отдельными странами как предвзятое и ложное, преследующее цели самих Штатов, как правило, в ущерб интересам других стран. И выйти из этого порочного круга США пока не смогут, несмотря на попытку «перезагрузки», которую уже предложили сделать Дональду Трампу.
Последний, конечно, отказался, понимая, что «войти в одну реку дважды» не представляется возможным, тем более делать это вслед за Хиллари Клинтон. Однако совершенно очевидно, что находящимся теперь у власти в Вашингтоне республиканцам придётся искать новый формат взаимоотношений с Россией, как бы враждебно и предвзято они к ней не относились.
Владимир Путин, выступая перед Федеральным Собранием и Правительством РФ, впрочем, дал понять, что Россия не ищет врагов, но заинтересована в обретении новых друзей, и двери, что называется, всегда открыты. Так что внешнеполитическая доктрина, исходя из новых реалий, вполне вероятно, скоро вновь подвергнется серьёзной редакции: дружить с Россией становится не только модно, но и выгодно, судя по тому, с каким интересом инвесторы наблюдают за перспективами российской экономики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции