15 лет назад лидеры Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана приняли решение о создании Шанхайской организации сотрудничества. Даже для такого интенсивного века, каким стал XXI, пятнадцать лет — срок небольшой, но с точки зрения пути, который прошла за этот период организация, достаточно солидный. Определены приоритеты, выработана «Стратегия-2025», выстроены отношения на более чем 20 различных министерских и ведомственных площадках, идет работа по созданию сетевого университета, эффективно работают Деловой совет и Межбанковское объединение, Форум ШОС. Убежден, что вскоре будет учрежден Клуб регионов ШОС, который активизирует более тесное сотрудничество областей, провинций, округов.
К 15-ой годовщине своего создания и к Саммиту, который пройдет 23-24 июня 2016 г. в столице Узбекистана, организация подходит в составе 18 стран «шанхайской семьи».
По-прежнему актуальной для ШОС является борьба с силами «трех зол» — экстремизмом, терроризмом и сепаратизмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, незаконной миграцией. Работа Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС находится во внимании Глав государств — основателей организации. Важно отметить, что в последние три года в этом сотрудничестве появились новые «краски». Сегодня страны наблюдатели — Афганистан, Беларусь, Индия, Иран, Монголия, Пакистан — все более привлечены к практическому взаимодействию по обеспечению региональной безопасности и стабильности. Одним из примеров тому — новый формат встреч секретарей советов безопасности, министров иностранных и внутренних дел, глав верховных судов, генеральных прокуроров, ряда других — по формату «шесть плюс шесть».
За последние годы мы стали свидетелями большего внимания к взаимодействию в рамках ШОС со стороны наблюдателей и партнеров по диалогу, более активной совместной работы, которая упрочила сотрудничество ШОС с международными организациями, прежде всего, с ООН, ее институтами и учреждениями. ШОС является наблюдателем при Генеральной ассамблее ООН. Подчеркну — значимость документов, которые формализуют отношения ШОС с международными организациями — ООН, УНП и ЭСКАТО ООН, СНГ, АСЕАН, ОДКБ, ОЭС, СВМДА — подтверждена временем, жизнь определила их актуальность. Верю в то, что ШОС также найдет формат взаимодействия с Евразийским союзом (ЕАЭС).
Убежден, что ШОС будет оставаться пространством стабильности и безопасности, даже несмотря на то, что обстановка в некоторых странах, в частности, в Афганистане усложнилась. На ежегодных встречах президентов государств — основателей, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, министров обороны, ряде других даются реальные оценки той ситуации, которая складывается в ряде конфликтных зон вне пространства организации. ШОС не является военным «блоком» или «союзом», но, полагаю, взаимодействие оборонных ведомств станет более плотным — при возможном привлечении потенциала и стран-наблюдателей, и международных организаций.
Безусловно, сотрудничество в ШОС будет дополняться рядом новых направлений — и в сфере культурно-гуманитарного сотрудничества, в сфере туризма, что будет помогать большей открытости наших стран, более тесному сотрудничеству представителей гражданского общества. Такие задачи ставят лидеры наших государств, главы правительств. Договоренности, достигнутые в рамках организации, подтверждаются реальной практикой. Проработав в штаб квартире ШОС в должности генерального секретаря Организации три года, а до этого в течение двух сроков подряд возглавляя Деловой совет ШОС, могу сказать, что курс на эффективность, на результативность в Организации стабильный и неизменный.
ШОС — по-своему уникальное многопрофильное, международное объединение, ставшее фактором международной жизни, и стремление многих стран континента получить статус в ШОС это только подтверждает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции