Да вы посмотрите сами: вроде бы на носу важнейшее событие - выборы в Государственную думу. Газеты пестрят репортажами с партийных съездов. Обещано нашествие новых партий и лиц. Кремль вроде бы и не против. Очень уж надоели партийные перестарки. Так и хочется спросить по примеру Астахова: «Ну, как поработали? Не устали?»
Судя по отчётам, думские старцы поработали на славу. Новым законам нет числа. Совет Федерации, потея от напряжения, за последний день работы проштамповал 160 законов. Казалось бы, «вот щас» все эти новации опрокинутся в политическую жизнь, и она засияет всеми цветами радуги. Но… социологи огорчают: никаких ожиданий от грядущих выборов население не испытывает. Наблюдается странное противоречие: россияне считают, что «выборы - это важно», однако две трети говорят, что они будут лишь имитацией борьбы, и не ждут от них «перемен в нашей жизни к лучшему».
О чём жужжат пчёлки?
Россияне примирились с тем, что в Госдуме царит мелкотемье. Принимаются сотни и сотни законов: о требованиях пожарной безопасности в Крыму, об исследовании аудитории телеканалов, о выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, о конкретизации понятия «состояние опьянения» и др. Для такого уровня бумаг достаточно было бы не указов, а постановлений за подписью министра.
Беда в том, что депутаты продолжают генерировать инициативы, не привносящие ничего нового в жизнь страны. Вот одна из последних: об «установлении требования наличия аптечного пункта на автозаправочных станциях». Каков масштаб! И конца-краю этому законодательному сенокосу не видно. Правда,
Г. А. Зюганов на днях пообещал, что новый состав Госдумы будет работать ещё лучше… Но тут же выступил с инициативой закона «О пчеловодстве». Значит, снова зажужжат думские пчёлки! Неудивительно, что в читательских письмах в «АиФ» часто звучит вопрос: а зачем нам вообще нужна Государственная дума, зачем Совет Федерации, «если у нас есть президент Путин»?
Конечно, на дворе лето. Депутатам тоже хочется думать о рыбалке. К чёрту политику! Странно, что в последние дни не был принят закон «О шашлыках». И всё-таки как-то обидно за матушку-Россию. Откроешь утром газету, а там о лесных пожарах, о пьяных утопленниках, о заезде группы молодых Штирлицев на «Гелендвагенах» по Москве, о кутеже футболистов. И конечно, козни Навального, интриги Ходорковского… Хорошо ещё, «друг детей» Астахов подал в отставку: какая-никакая, а политика.
Впрочем, если посмотреть в газетах списки ведущих политиков, то никакого нового дуновения не предвидится. Если уж совсем новейшая «Партия Роста» приглашает к себе в депутаты вечную розу нашей политики - Ирину Хакамаду, а «Справедливая Россия» зовёт на помощь Эдиту Пьеху, то какое тут обновление. Будем петь «Как у нас в садочке…».
В кулуарах Госдумы бродит шутка по поводу закона «О публикации портретов политиков». Публикацию портретов предлагается запретить и приравнять к терроризму. Задумка ясна: чтобы у депутатов и депутаток невозможно было разглядеть ни глубоких морщин на натруженном лбу, ни следов подтяжек на щёчках.
Не чуя страны…
Конечно, нельзя сказать, чтобы власть совсем не стремилась к обновлению. У нас что ни месяц, то новый совет по стратегическому развитию, что ни день, то новый форум по обновлению. А чтобы снять обиду регионов на то, что вся политика делается в Москве и в Питере, якобы уже составлен список сёл и деревень, где в грядущем сезоне будут проведены дискуссии на тему «Новые вехи развития».
Но вот что поражает: участников бесконечных форумов совершенно не интересует, что будет со страной завтра: как вырастут цены, что станет с пенсиями, хватит ли денег на лекарства, будет ли работа для выпускников вузов. Такова уж особенность русского менталитета. Начиная с Н. Чернышевского, порадовавшего российскую публику «снами Веры Павловны», наша элита мыслит исключительно «новыми вехами». У нас и власть, и народ, и депутаты просто какие-то мечтатели. Мы постоянно убиваем в себе Штольцев и Рябушинских, а выращиваем в лучшем случае Обломовых и Пьеров Безуховых, а в худшем «кремлёвских мечтателей» - Ленина, Троцкого, Сталина. Слова Сони из пьесы «Дядя Ваня» А. Чехова: «Мы, дядя Ваня, будем жить… будем терпеливо сносить испытания, будем трудиться…» звучат как насмешка.
Понятие «трудиться» вышло из моды. «От трудов праведных не построишь палат каменных». О квартире в сталинской высотке могут мечтать только энтузиасты капитализма. Главное понятие в России сегодня - «наварить». Неважно каким способом. И, наверное, неслучайно у нас в таком загоне профессиональное образование. А слова «ремесленник», «мастер» стали чуть ли не унизительными. Все хотят в чиновники, банкиры, депутаты, артисты.
Социологи не перестают удивляться: и у власти, и у населения какая-то случайность в восприятии явлений и событий. «Мы живём, под собою не чуя страны. Наши речи за десять шагов не слышны» (О. Мандельштам, 1933 г.). Вчера мы чуть ли не ненавидели Турцию, сегодня готовы жить в обнимку с Эрдоганом. В одном и том же социологическом опросе можно встретить исключающие оценки. «Мы не понимаем, что происходит в стране» соседствует с ростом «счастливых ожиданий». И что самое удивительное: по мере роста трудностей жизни социологи фиксируют «возрастание гордости за державу».
Вот даже на элитном Рублёво-Успенском шоссе появились удивительные рекламные щиты «Россия - миродержавная сила, последняя надежда Бога на земле», «Я в России рождён и крещён, за русского царя и Бога молю». Кого же так распирает от патриотизма? Народ? Нет, оказывается, торговцев элитной недвижимостью. Новые «миродержавцы» предлагают народу «аристократические имения на берегу Москвы-реки». Оказывается, у нас уже и аристократия появилась…
***
В этой связи вспоминается одно детское впечатление о поездках к бабушке в деревню. Сосед, встречавший нас на станции с крестьянской телегой, чтобы взбодрить ленивую колхозную клячу, тыкал ей время от времени под хвост прутиком. Лошадёнка бежала бойчее. Вот я и подумал: а что, если к нашей новой «аристократии» применить тот же метод? Боюсь только, что ивового прутика будет мало. Нужен хороший кусок арматуры. Может, В. Путин поищет в своём гараже?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции