«Вопрос вооруженной миссии на Донбассе почему не обсуждался? Потому что никто из членов ОБСЕ не поддерживает создание вооруженной миссии ОБСЕ на Донбассе, наверное, кроме Украины. Не могу говорить за Киев», — заявил на пресс-конференции после заседания Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ глава российского МИД Сергей Лавров. Недавно же посол США в ОБСЕ Даниэль Байер рассказал, что вопрос о создании вооруженной полицейской миссии на Донбассе не является актуальным для международных структур.
Некоторое время формирование и отправка вооруженной миссии ОБСЕ на границу России и Украины (и уже затем — на линию соприкосновения ВСУ и республик) было единственным новаторством администрации Порошенко, если не считать уже неосуществимой идею об участии США в переговорах по Донбассу. Как только заходил разговор о необходимости выполнять минские соглашения, украинский президент тут же находил отговорки и согласование очередности выполнения пунктов протокола откладывалось на неопределенный срок.
Теперь, похоже, на последний довод Киева дан отрицательный ответ. Украинцы настаивали на численности миссии в 18-20 тысяч человек. Руководство ОБСЕ тут же отметило, что и те 800 журналистов, юристов и правозащитников, которые в составе специальной мониторинговой миссии отслеживают ход конфликта, было максимальным усилием, на которое пошли участники организации. В 1998 году в Косово работали 2000 сотрудников ОБСЕ — это самая высокая цифра за историю. Но они были без оружия — порядок обеспечивали голубые каски и контингент НАТО. Ни тех, ни других на Донбассе не было, нет и вряд ли предвидится.
Никто, кроме России и самих республик, не способен осуществлять контроль границ РФ, ДНР и ЛНР. В Кремле это понимают, поэтому и дают приемлемые ответы по вопросу, который решен никогда не будет. Это укрепляет дипломатические позиции Москвы, обвинения которой в отсутствии стремления добиться компромисса постоянно выдвигаются антироссийскими силами в Европе.
Стартовые позиции изначально лучше у России — доказательств того, что её вооруженные силы участвуют в конфликте, так и не было предоставлено. Зато украинская сторона на уровне ООН неоднократно в докладах представлялась агрессором, ведущей борьбу с гражданским населением с использованием запрещенных методов войны и с участием добровольческих частей откровенно неонацистской направленности. Если к этому прибавить замороженные экономические реформы и повальную коррупцию, то о никакой помощи Украине — даже не на уровне финансовых траншей, а просто на словах за столом переговоров Порошенко с Путиным, не может быть и речи. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте в ближайшее время обсудит с лидерами европейских государств подписание договора об ассоциации с Украиной, в котором будут отсутствовать гарантии безопасности и дополнительной финансовой помощи Киеву. Также не будет прописано право украинцев свободно жить и работать в ЕС. Похоже, Украина даже как поставщик гастарбайтеров, которые могли бы заменить арабов, турок и магрибцев, не интересна для Запада.
Самое интересное — как будет вести себя Порошенко в условиях негативно складывающейся для него конъюнктуры. Он может отступить — согласиться на выполнение Минска-2 или объявить досрочные выборы, на которых не предложит своей кандидатуры. А может и пойти ва-банк — разъяриться, как Эрдоган, и совершить необдуманные поступки. Но зная Порошенко, от него следует ожидать скорее первого, чем второго. Этот политик не из идейных и не готов рисковать всем ради сохранения власти, удержать которую не может. А это означает, что Украина скоро обретет нового президента.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции