США, ЕС, Великобритания, Украина и Грузия выступили в Генассамблее ООН против предложения России отказаться от введения односторонних санкций ради сдерживания пандемии коронавируса.
Политика опять победила здравый смысл?
Фёдор Лукьянов, политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:
— Если у кого-то были надежды на то, что эпидемиологическая ситуация отменит сложившийся расклад сил в мире, — они оказались ошибочны. Международная обстановка в связи с пандемией качественно не изменилась. Перемены произошли, скорее, количественные: те процессы, которые развивались до пандемии, — нарастание конкуренции, рост национального эгоизма государств, использование разного рода ограничительных мер для регулирования своих интересов, — только усугубились, поскольку коронавирус стал их катализатором и подхлестнул события. Какие-то сдвиги могут произойти лишь на уровне отношений отдельных стран: кто-то кому-то помогает в трудной ситуации, и это, наверное, не пройдёт бесследно.
Санкции являются неотъемлемой частью политического арсенала западных стран. Их аргументы просты: «Ничего не изменилось». С точки зрения Запада санкции на Россию, Иран, Северную Корею и другие страны были наложены по определённым причинам. Эти причины никуда не делись, так где основания для отмены санкций?
Зачем же Россия выступает в ООН с инициативами, казалось бы, заранее обречёнными на провал? Дипломатия — это искусство не только переговоров и достижения договорённостей, но и публичной риторики. Сегодня идёт борьба, помимо прочего, и за публичный образ государств. Например, Китай в начале пандемии оказался чуть ли не изгоем и столкнулся с высоким уровнем неприязни со стороны остального мира — а потом всё перевернулось. Теперь он стал чуть ли не образцом, на который смотрят с завистью. А, скажем, США, которые всё больше погружаются в пучину эпидемии коронавируса, теряют с точки зрения своего имиджа. Эта борьба — довольно существенный элемент международной политики, и результаты её имеют некую материальную силу — способность производить позитивные образы. Россия же обращает внимание на то, что во время глобальных бедствий все должны друг другу помогать, а некоторые страны эгоистично настаивают на своих узкомеркантильных подходах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции