Политический мир России подводит итоги летнего сезона. Если оценивать события прошедших месяцев с точки зрения таких важных политических ценностей, как стабильность и порядок, то лето удалось.
Это особенно заметно на фоне тех политических и социальных бурь, которые тревожили и продолжают тревожить США и Западную Европу. Франция снова примеряет «жёлтые жилеты», Великобританию лихорадит от неспособности найти выход из тупика брексита, США и Китай завязали опасную экономическую схватку, Греция и Италия негодуют по поводу наплыва мигрантов. Даже тихую провинциальную Болгарию сотрясают многомесячные антиправительственные протесты.
А у нас «тишь да благодать». Рядовые граждане, похоже, довольны. Об этом свидетельствуют и отсутствие крупных протестных акций, и результаты недавно прошедших губернаторских выборов, обеспечившие в большинстве регионов доминирование «партии власти». Протестного голосования не наблюдалось. Число зарегистрированных нарушений оказалось на удивление невелико, несмотря на обилие наблюдателей.
Результаты «тишайшего голосования» можно, конечно, интерпретировать по-разному. Что и происходит в СМИ. Власть говорит о «поддержке народа». Критики власти трактуют итоги голосования как очередной этап «политической стагнации», социологи – как растущее безразличие населения к политике.
Бунтовать или работать?
Но те же результаты можно интерпретировать и по-иному, вспоминая, например, такого крупного политика начала ХХ в., как Пётр Столыпин. В отличие от Ленина и большевиков с их лозунгами ниспровержения «до основанья, а затем», Столыпин (один из немногих русских приверженцев «теории постепенного развития») призывал к реформам, исходя из понимания медлительности процессов развития государства. Напомню одно из самых известных его высказываний. Отвечая голосам левых радикалов во второй Государственной думе в мае 1907 г. (то есть через два года после революции 1905 г.), он говорил: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, от культурной традиции. Им нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия». Все предлагаемые им реформы были направлены на то, чтобы заставить Россию не бунтовать, а работать.
Политические размышления Столыпина в чём-то перекликаются с приземлённым подходом к жизни героев известной чеховской пьесы «Дядя Ваня»: «небо в алмазах», «пение ангелов» – это где-то далеко, за пределами нашей жизни. А сегодня, чтобы выжить, нужно работать и платить по счетам.
А о чём шепчутся в подворотне?
Если эти размышления чеховских героев соотнести с сегодняшними реалиями, то повестка дня России, на мой взгляд, должна определяться не революциями, не «прорывами», не стремлением к геополитическому величию, а конкретными проектами, нацеленными на рост экономики, благосостояния граждан, на увеличение рождаемости, подъём качества образования и такими отношениями с дальними и ближними соседями, которые не вынуждали бы нас к непосильным военным расходам. О нарастании такого рода оценок и народных ожиданий свидетельствует, в частности, и последний (сентябрьский) опрос ВЦИОМ. Среди приоритетов политики люди выделяют рост благосостояния и уровня жизни, развитие социальной сферы и поддержку бизнеса. Важными составляющими ожидаемого успеха они считают поддержание мирных отношений с другими странами и сокращение трат на вооружение. За статус «мировой державы» ратуют 6% населения. Но пока, к сожалению, эти пожелания низов всё больше напоминают вздохи «дяди Вани», у которого к концу месяца и года никак не сходятся доходы и расходы. По сентябрьским опросам ВЦИОМ, каждый четвёртый житель страны живёт в бедности. А тут ещё и Росстат «порадовал», сообщив, что за год расходы населения на услуги ЖКХ возросли на 9%.
Назревшая корректировка вектора национального развития в России тормозится, на мой взгляд, тем, что элита (а с помощью пропаганды и значительная часть населения) слишком погружена в историю. Власть всё время примеряет погоны старых побед. Тогда как темпы современной жизни требуют и новых инструментов, и новых публичных обоснований для принимаемых решений.
За дверью холодильника
Для России важно найти оптимальную скорость и направление перемен. Пока этого, к сожалению, не удаётся. Для поиска нужны общественная жизнь и общественная дискуссия. А их нет. Всё чаще можно услышать разговоры о том, что страна застряла в прошлом и не видит будущего. Об этом свидетельствуют и результаты всех последних соцопросов. Население дезориентировано относительно того, по правильному или по ложному пути идёт страна. Власть не предлагает никакого выбора. Молитвы о «величии» исчерпали себя и начинают всё больше раздражать общество. Проекты «прорывов» по истечении нескольких лет перекладываются на будущее. Попыток открыть дверь политического холодильника изнутри не наблюдается. Мы что, ждём, когда в дверь начнёт стучать, как в Белоруссии, улица?
Ситуация даже не похожа на поиск чёрной кошки в тёмной комнате. Поиска просто нет. И неслучайно, по замерам социологов, все «политические индикаторы» – рейтинги первых лиц, популярность партий, оценки работы власти, уровень доверия – не обнаруживают никакой динамики (особенно в последний год). Колебания наблюдаются в пределах 1–2%.
* * *
Результаты осеннего сезона не особо вдохновляют. Тревоги за приближающийся 2021 год добавляет состояние экономики и социальной сферы в Западной Европе, по которой сильно ударила эпидемия COVID-19. Между тем Европа была и остаётся нашим главным экономическим партнёром.
Ряд банковских аналитиков, а вслед за ними и СМИ заговорили о наступлении «глобальной эпохи беспорядков». Называют несколько основных составляющих этого «беспорядка»: экономическая стагнация, которая может стать шагом к политической фрагментации (то есть к распаду) единой Европы; увеличение долгов, рост инфляции и усиление экономического неравенства; углубление противоречий между поколениями и возрастание влияния молодёжи на политику (мы это, между прочим, видим и на примере соседей).
Но главную угрозу мировому порядку, по оценкам аналитиков Deutsche Bank, представляет возможность жёсткой конфронтации между США и Китаем.
Затронут ли эти угрозы Россию? И как поведёт себя власть, если столкнётся с ними? Спрячется ли в своём политическом холодильнике, питаясь запасами старых продуктов? Или предложит народу формулу движения вперёд вместе с нашими соседями по Европе?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции