Примерное время чтения: 5 минут
3681

Необходимо отредактировать минские соглашения

Вадим Самодуров.
Вадим Самодуров. Из личного архива

Центр исследования европолитики, главный научный центр ЕС, недавно опубликовал доклад по минским соглашениям. Основная причина того, что до сих пор не удалось добиться их выполнения, отмечается в докладе, заключается в отсутствии прописанных норм ответственности за нарушение условий мирного договора.

Как говорится, приехали. О том, с чего нужно было начинать два года назад, вспомнили только сейчас. Сам по себе формат минских переговоров продолжает оставаться безальтернативным рамочным соглашением о будущем Украины и республик, но привести в действие его пока что не удается. И не удастся, пока в текст «Минска-2» не будут внесены поправки, предусматривающие конкретные санкции — политического и экономического характера в отношении тех, кто нарушит условия договора, а также не будет отрегулирована система мониторинга процесса соблюдения этих условий.

Допустим, что инструмент контроля уже есть — это ОБСЕ. И было бы очень неплохо, если на линию разграничения вошла вооруженная миссия и строго отслеживала места дислокации военной техники и армейских частей, траектории обстрелов, а также отмечала виновных в нарушении режима прекращения огня — конкретные формирования и конкретных командиров. Уже подсчитано, что это влетит в копеечку, но европейское сообщество, в своё время поприветствовав Майдан, должно заплатить эту цену за евроинтеграцию Украины и установление прочного мира на Донбассе.

Также ОБСЕ может следить за законодательными процессами в Киеве и Донецке: амнистией участников военного конфликта, предоставлением особого статуса Донбассу и проведением местных выборов. Впрочем, стоит признать, что все три процесса также неплохо было бы детально обсудить в минском формате и принять подробный план их выполнения.

В случае срыва того иного пункта "Минска-2«стороны-посредники должны обговорить возможные санкции в отношении нарушителей. Какие они должны быть — я думаю, решат на переговорах, но необходимо, чтобы они были универсальны по отношению к обеим сторонам конфликта.

Ещё один важный момент связан с приведением в исполнение санкций против нарушителей. Должен быть кто-то, кто смог бы обязать Киев воздействовать, допустим, на комбата «Азова» Билецкого, а Донецк — на руководителя «Востока» Ходаковского, к примеру. Чтобы не было отмазок с ссылкой на «волю неподконтрольных лиц». Нужна инстанция, обладающая авторитетом как для украинского руководства, так и для ополченцев. С этим самая большая сложность — после трибунала по бывшей Югославии Россия и сочувствующие ей не верят в объективность международных судов. Это доверие необходимо восстанавливать как можно быстрее.

Необходим суд, который выносил бы решения по украино-донецкому конфликту. ОБСЕ фиксирует нарушения и оперативно передает информацию в инстанцию, а суд принимает решение. Естественно, предусматривается и возможность апелляции. Конфликт на Юго-востоке должен перетечь в правовое русло, а грохот гаубиц в степях заменен цивилизованными встречами в кабинетах. И лучшим способом завоевать доверие у республик и России является старт суда с решения обязать Украину отвести войска на линию соприкосновения, установленную согласно первому Минску 19 сентября 2014 года. 

Аргументом против обязательств Киева выполнять условия соглашений обычно выступает нежелание Рады выполнять волю Порошенко и стремление продлить войну. Президент Украины старается, но депутаты не хотят — обычно так преподносится их противостояние. Однако в последнее время как раз-таки Порошенко выступал против предложения Савченко встретиться и провести без посредников переговоры с Захарченко и Плотницким. Очевидно, главе Украины выгодна позиция его оппонентов, вынуждающая его занимать воинственную позицию и, тем самым, каждый раз, когда заходит речь о выполнении минских договоренностей, умывать руки. Это политическое гетто, но гетто весьма комфортное. Правда, это не может представлять проблему для суда, когда он будет создан — санкции могут быть введены вплоть до лидеров фракций, препятствующих принятию законов об амнистии и особом статусе Донбасса.

Надеюсь, никому не покажется ангажированным утверждение о необходимости начать предъявлять требования о соблюдении Минска и начать делать это именно с Киева. О смещении линии соприкосновения и продвижении украинских войск за последний месяц знают все, даже украинские СМИ, преподносящие данный факт как успех. В ООН, в свою очередь, знают о тайных изоляторах на Украине для военнопленных и политзаключенных, использовании фосфорных бомб при бомбежках Донбасса и преступлениях добровольческих батальонов. Лишь консенсус, предполагающий презумпцию вины России и тех, кому она симпатизирует, будь то Сербия или Абхазия, или Донбасс, не позволяет принять меморандум, в котором Украина подверглась бы осуждению как государство-агрессор.

Несомненно, что Киев будет противиться принятию решения о прописании обязательств и ответных санкций в случае их неисполнения, и будет призывать к расширению минского формата за счет США. В долгосрочной перспективе для России последнее может даже оказаться на руку, так как позволит возложить ответственность за неуспехи в мирном исходе конфликта на Вашингтон. Но это замедлит еще на несколько лет процесс урегулирования, поэтому основная ставка должна делаться на европейцев.

России не чужды гуманитарные ценности, а настаивание на правовом усовершенствовании Минска с привлечением судебной инстанции, реагирующей на все доклады ОБСЕ о нарушении договоренностей, как нельзя лучше продемонстрируют готовность Москвы поспособствовать установлению мира на Донбассе и создать прецедент в мировой истории. Если раньше трибуналы и суды проводились уже по завершению конфликта, то сейчас есть шанс обкатать схему с его правовым сопровождением, не дожидаясь кульминации.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах