Примерное время чтения: 6 минут
218

Кто будет строить Россию будущего?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Кошелёк в нокауте 14/08/2019
Вячеслав Костиков.
Вячеслав Костиков. АиФ

Уволенный с работы приезжий из Африки, обидевшись на принявшую его страну, столкнул на железнодорожные пути немку с малолетним сыном. Сын погиб, мать в больнице. Пресса откликнулась негодованием: «Новое злодеяние потрясло всю Германию». 

Европейцы с их устоявшимися традициями гуманизма оказались в сложной ситуации. Препятствовать наплыву незваных гостей – значит противоречить принципам толерантности. А продолжать широко открывать двери для незваных гостей всё страшнее. Тревожность – социальная, экономическая и политическая – нарастает. Отражая эту тревогу, и пресса, и политики всё чаще говорят о том, что «от чужаков исходит угроза основополагающим ценностям и устоям Европы». И такими настроениями всё чаще пользуются партии с правым и националистическим уклоном. Их популярность среди широких слоёв населения возрастает. Правозащитники и сторонники либеральных устоев вынуждены обороняться. 

Опасные гости

Но обороняться становится всё труднее. Мигранты, особенно когда они скапливаются в местах, где им удаётся осесть и закрепиться, нередко сами дают повод для недовольства и страхов. Нем­цам, французам, итальянцам, испанцам – нациям с крепкими культурными традициями и бытовыми устоями – не нравится, когда гости, почувствовав силу своей массовости, начинают навязчиво демонстрировать им свои традиции. В Германии, Бельгии, Голландии директора детских садов и школ под напором мусульманских общин вынуждены менять меню в детских столовых, исключая привычные блюда из свинины. Угрозы нередко носят крайне агрессивный характер: сжечь детский сад, убить директора школы и т. д. Европейцев всё больше раздражает и привычка мусульман демонстрировать свои стандарты одежды и поведения. 

Попытки местных властей Европы влиять на ситуацию носят скорее внешний характер. Так, в Голландии буквально на днях принят закон, запрещающий мусульманам в публичных местах закрывать лицо хиджабом. Правозащитники, нетрудно догадаться, выступили с протестом. А вот когда приезжие насилуют белых женщин, голосов право­защитников почему-то не слышно. Гуманизм, однако…

А как у нас?

Миграционные потоки в России тоже нарастают. За год они увеличились почти вдвое. Но цифры пока не пугающие. К тому же миграция, которая наблюдается в России, носит иной характер, чем в Европе. Туда едут из чужих стран, а наши приезжие ещё совсем недавно жили вместе с нами в одной стране, имя которой СССР. Большинство свободно говорили по-русски, получили образование в совет­ской школьной системе. 

Однако с распадом СССР во многие республики неожиданно быстро и под влиянием соседних мусульманских стран очень настойчиво стали возвращаться те традиции (религиозные, культурные, образовательные, бытовые), которые, казалось, советская система перемолола окончательно. Но выяснилось, что цивилизационного и политического единения в рамках СССР по большому счёту не существовало. Местное политическое руководство на словах громко клялось в верности коммунистической Москве, а на самом деле поощряло местные обычаи и нравы. И, как только жёсткий контроль Кремля исчез, вековые традиции (в том числе и мусульманства) пусть и не в полном объёме, но вернулись.

Похоже, у нас в России будут проходить те же процессы, через которые прошла Западная Европа. Первые поколения мигрантов, приезжавшие во Францию, Англию и Германию после распада колониальных империй, оседали в этих странах с пониманием того, что они попали в экономический рай, в иную цивилизацию. За редким исключением они не выставляли напоказ ни своего мусульман­ства, ни своих бытовых отличий. Им хотелось побыстрее освоиться в местных условиях, жить и выглядеть как французы, немцы, англичане. Хотелось скорее выучить местный язык. Приехав впервые в Париж в 1972 году, я застал эту ситуацию: на Елисейских полях было редкостью увидеть женщину в хиджабе, а по-арабски на улицах мало кто говорил. Сегодня дети мигрантов во втором и третьем поколениях не чувствуют своего «европей­ского счастья». И, столкнувшись с дискриминацией, всё активнее противопоставляют себя европейской цивилизации. В России, кажется, проглядывает сходная ситуация. Власти пока её не замечают. Или делают вид, что не замечают. 

Шаурма для юнармейцев?

На первых порах после распада СССР в Россию в качестве «понаехавших» прибывали, как правило, люди с хорошим знанием русского языка, наших традиций. Сегодня едут уже те поколения, для которых рус­ско-европейская культура является почти чуждой. К тому же после обретения независимости в ряде бывших республик стали целенаправленно вытеснять из сферы образования русский язык. В результате в России оказались  те, кто двух слов не может связать по-русски.  И это одна из причин, которая вынуждает их обосновываться среди своих. Идёт этническая локализация приезжих. И в ряде районов местные жители уже начинают ощущать дискомфорт примерно так же, как парижане или лондонцы ощущают это у себя. 

Ситуация в России усложняется тем, что в последние годы в стране складывается неблагоприятная демографическая ситуация. Русские семьи всё реже отваживаются заводить второго ребёнка. Мигранты, приезжающие из более бедных, чем Россия, стран и привыкшие к ограничениям, таких опасений, как правило, не испытывают. В Германии, Франции, Великобритании, где тоже большие сложности с демографией, сегодня нередко можно услышать тревожные прогнозы по поводу того, что через 30–50 лет Западная Европа станет мусульманской. 

* * *

Европейские правитель­ства ни в отдельных странах, ни в целом в ЕС пока не выработали чёткой стратегии выстраивания меж­этнических отношений. В той же Германии политкорректность заглушает здравый смысл и чувст­во стратегической безопасности. А между тем в словах об «угрозе основополагающим устоям» есть немалая доля правды. 

Нашим властям, на мой взгляд, нужно повнимательнее присмотреться к тому, что происходит в Западной Европе. Не злорадствовать по поводу «кричащих европейских противоречий», как это любили делать в СССР, а подумать о границах, нормах и правилах гостеприим­ства, которые диктуются новыми обстоятельствами. Кто будет строить наше будущее? Мы сами своим умом и своими руками? Или нам потребуются миллио­ны приехавших помощников? Не хотелось бы, чтобы в наших школах стали плохо говорить по-русски, а шаурма вытеснила  русские пирожки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (11)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах