Примерное время чтения: 6 минут
362

Конституционная реформа как путь к ускоренной модернизации Узбекистана

пресс-служба Посольства Узбекистана

Казанцев А. А., доктор политических наук, эксперт Российского совета по международным делам:

Узбекистан имеет очень длительную историю, в том числе с точки зрения развития правовой традиции. На его территории жили великие ученые средневековья и начала нового времени. В Узбекистане в 9 веке нашей эры жил и Аль-Бухари, до сих пор считающийся величайшим авторитетом в области традиционного исламского права. В те времена законы часто приобретали религиозную оболочку, но, по сути, подход Аль-Бухари предвосхитил историческую школу права, в том числе конституционного, в европейское новое время. Работы Аль-Бухари отличались прагматизмом, рациональностью, веротерпимостью и стремлением к синтезу знаний, добытых в рамках западных и восточных культур. Это были характеристики работ всех великих центральноазиатских ученых в те времена, так как через регион проходил Великий шелковый путь, связывавший Китай, Индию и исламский мир с Западной и Восточной Европой, включая славянские земли.

В настоящее время бурный экономический рост, сопровождающий развитие рыночной экономики в стране благодаря инициированным президентом Шавкатом Мирзиеевым реформам, потребовал совершенствования характера отношений человека и государства. Новый этап развития Узбекистана как независимого современного государства предъявляет и новые требования к развитию конституции, к усвоению лучших законодательных практик, существующих в современном мире, в том числе, и одобренных ранее другими постсоветскими странами.

Первый этап становления государственности современного Узбекистана сопровождался ростом угроз из-за гражданских войн в соседних странах, прежде всего, в Афганистане, а также из-за роста джихадизма после распада СССР. Для борьбы с религиозным экстремизмом предпринимались чрезвычайные меры. На новом этапе государство старается максимально удовлетворить растущие потребности населения, в том числе, в связи с бурным демографическим ростом. Узбекистан сейчас является второй по численности населения на постсоветском пространстве страной после России.

Поэтому даже сам стиль конституционной реформы, инициированной Мирзиеевым, носит качественно отличный от предыдущего этапа характер. Государство строит активный диалог с обществом и пытается понять, какое конституционное право будет наилучшим образом соответствовать его современным интересам и запросам.

В ходе всенародного обсуждения конституции поступило 222 715 предложений, на основе которых дорабатывался и совершенствовался проект. Причем, исходя из предложений граждан, положения о правах и свободах человека в тексте конституции увеличились в объеме в три с половиной раза. Высшей обязанностью государства объявлено обеспечение прав и свобод граждан страны. Некоторые из новых норм являются для Узбекистана серьезными новациями. Например, лицо не может быть задержано более чем на 48 часов без постановления суда, при задержании гражданину должны быть понятным языком разъяснены его права и основания задержания. Закрепляется право подсудимого не свидетельствовать против себя. Право на тайну переписки может быть ограничено только по решению суда. Гражданам будет предоставлено право на обращение в конституционный суд по поводу конституционности примененного к ним судом закона. В проект конституции впервые включается отдельная глава об институтах гражданского общества и о гарантиях их деятельности. Усиливается роль традиционного института общественного самоуправления, издревле существовавшего в узбекских городах и сохранившегося, в том числе, и в советский период — махалли.

В Узбекистане полностью отменен принудительный труд. Введен также законодательный запрет любого дет­ского труда, отрицательно влияющего на развитие, в частности, труда на хлопковых полях.

В демографическом плане страна быстро растет, молодежь составляет значительную долю населения. Сейчас молодежь — это 18 миллионов человек, а к 2040 году эта цифра достигнет 25 миллионов. Молодежь имеет структуру социальных и культурных запросов, сильно отличающуюся от предыдущих поколений. Поэтому в конституцию включают отдельную главу, посвященную ее проблемам.

Государство благодаря проводимым экономическим реформам уже перестало стеснять предпринимательскую деятельность. За последние шесть лет количество субъектов предпринимательства увеличилось в шесть раз и достигло двух миллионов. Число предпринимателей, чьи доходы превысили миллион долларов, составляет 26 тысяч, а доходы 220 предпринимателей достигли 100 миллионов долларов. В конституции усиливаются гарантии свободы бизнеса. Основное богатство страны — это потрясающее трудолюбие, упорство, жизнестойкость и предприимчивость ее народа. Это — наследие древней земледельческой культуры региона, что дает основания Узбекистану претендовать на тот же путь, на основе массированного привлечения иностранного капитала, развития промышленности и торговли, по которому ранее прошли Япония, «азиатские драконы» и Китай.

Для качественного развития народного хозяйства необходимо, чтобы люди стали проявлять больше инициативы, чтобы бизнес имел гарантии собственности, а население чувствовало себя социально защищенным. Государство, инициировавшее хозяйственные реформы, теперь готово их слушать. Каждое четвертое поступившее от граждан предложение нашло отражение в проекте.

Узбекистан по нормам новой конституции является социальным государством. Поэтому правительство возьмет на себя ряд новых конституционных обязательств по сокращению бедности, обеспечению занятости и защите от безработицы. Нормы, содержащие социальные обязательства государства, увеличиваются втрое. Например, гарантируется, что 2,2 миллиона малообеспеченных семей получат финансовую помощь от государства. В конституции зафиксированы права каждого гражданина на жилье. Это будет способствовать ускорению жилищного строительства, которое уже сейчас приобрело беспрецедентные для страны в прошлом масштабы. В прошлом году новые квартиры получили 50 тысяч семей, в ближайшие два-три года планируется расселить 200 тысяч семей. Государство обязуется также усилить помощь людям с инвалидностью.

Из-за роста населения страны в полный рост встала проблема увеличения числа образовательных учреждений и качества оказываемых ими услуг. За последние шесть лет количество вузов в Узбекистане увеличилось с 77 до 210, прием в них возрос в пять раз, число студентов увеличилось на один миллион, охват высшим образованием с девяти процентов достиг 38 процентов. В конституцию введены нормы о предоставлении высшим учебным заведениям академической свободы, а также о поддержке негосударственных образовательных организаций. За последние шесть лет охват детей детскими садами увеличился с 27 до 70 процентов, для дальнейшего совершенствования этой работы вводится норма, что государство создает условия для развития дошкольного образования.

Для повышения эффективности госуправления обновляемая конституция усиливает полномочия парламента и судебной ветви власти. Нижняя палата парламента, избираемая непосредственно народом, получает новые полномочия: рассмотрения и утверждения кандидатуры премьер-министра, контроль за исполнением государственного бюджета. В отличие от существующей сейчас процедуры будут приняты меры по участию в обсуждении кандидатуры премьер-министра и в формировании правительства не только правящей партии, но всех парламентских партий. В проекте конституции закреплен институт парламентского расследования. Также произойдет некоторое перераспределение полномочий между президентом и парламентом в плане назначения главы службы государственной безопасности, генерального прокурора и главы счетной палаты, глав антимонопольных и антикоррупционных органов. Усиливается принцип разделения властей и на местном уровне, например, теперь глава исполнительной власти в регионе не может одновременно возглавлять и местный совет народных депутатов.

Рост экономики и доходов граждан имеет и отрицательные стороны. Например, количество автомобилей увеличилось на 1,3 миллиона, что создает определенные экологические проблемы. За последние три года поступило 15 тысяч обращений жителей, недовольных строительством новых объектов. Поэтому в конституции усиливаются меры по защите окружающей среды и экологической безопасности. Например, теперь генеральные планы городов должны быть вынесены на общественное обсуждение.

В целом, конституционная реформа в Узбекистане замыслена как стержень, основная линия курса на социально-экономическую модернизацию страны в условиях бурного демографического роста. Она отвечает традициям истории Узбекистана, в основе которых прагматизм и рациональное использование опыта других стран.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах