В Европе набирает силу скандал по поводу строительства скоростной 170-километровой магистрали, которая должна была бы пройти от черногорского порта Бар на Адриатическом море до границы с Сербией. На мой взгляд, России к отголоскам этого скандала следует прислушаться. И вот почему.
Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:
В мировой практике дорожного строительства черногорская трасса — один из самых дорогих проектов. Это бесконечная череда мостов и тоннелей в горной местности. Зачем и кому потребовалась эта трасса, многим до сих пор непонятно. Экономическая целесообразность проекта для самой Черногории и для Европы вроде бы не просматривается. Черногория — маленькая, очень живописная страна с небольшим (менее миллиона) населением. Живёт преимущественно за счёт туризма. Что будут черногорцы перевозить по этой трассе — неясно.
Сомнительный кредит
Идея «трассы века» изначально вызывала сомнения. Неслучайно и Европейский инвестиционный банк, и Международный валютный фонд уклонились от её финансирования. Речь шла о кредите в 1 млрд долл. Несмотря на предостережения Евросоюза, проект был одобрен. Завеса секретности, в которой решался вопрос о проекте, развеялась, когда выяснилось, что кредит на строительство дороги предоставил Китай. Картина ещё более прояснилась, когда подряд на строительство тоже получили китайцы. Критики проекта утверждают: всё свидетельствует о том, что трасса в первую очередь нужна не Черногории, а Китаю как часть мирового проекта Пекина «Один пояс — один путь». То есть китайцы прокладывают дорогу для потоков своих товаров в Западную Европу.
И если за них можно только порадоваться, то в Черногории сегодня разгораются споры по поводу того, как страна «влипла» в такую историю. Кто заинтересованные лица? Какими методами уговора пользовалась китайская сторона? И куда уже пропали 100 млн долл. (10%) кредита? В европейских столицах пока молчат: вроде бы коррупция — она обычно в России, а тут — здравствуйте, приехали. Новое руководство Черногории заявило о намерении провести расследование. У кого из участвовавших в сделке лиц появились дворцы, счета за границей? Почему реализация проекта оказалась вне контроля местных властей? Почему не было выполнено обещание привлечь к строительству местное население, страдающее от безработицы, а в Черногорию завезли китайских рабочих? Отрадно хоть, что власти страны, в последние годы не очень дружественно относящиеся к России, не увидели во всём происшедшем «руку Москвы».
Маленькие хитрости
Обсуждается и вопрос о том, следует ли продолжать стройку, которая пока ничего, кроме колоссальной задолженности, Черногории не принесла. Очевидно, понимая, что загадки и изъяны проекта рано или поздно выползут на поверхность, китайская сторона ещё до начала строительства приняла упреждающие меры. Дорогу стали строить не с её начала на Адриатическом побережье, а с середины. Из 170 км «в середине пути» построено 40 км. Без начала и без конца. Можно ли теперь остановить процесс? Эксперты предупреждают, что дело может дойти до судов. Но, оказывается, подписанты контракта предусмотрели и это: в договорах прописано, что в случае споров все вопросы будут решаться в китайской юрисдикции. Предусмотрена и ситуация, при которой Черногория не сможет выплачивать проценты по миллиардному кредиту — в этом случае Китай может потребовать выплаты основного тела кредита.
Возникает безвыходная ситуация: сама Черногория вернуть кредит не сможет. Новое правительство страны призывает Евросоюз проявить солидарность и выкупить миллиардный долг. Но захочет ли Брюссель прийти на помощь молодому члену НАТО?
На фоне разгорающегося скандала по Черногории распространяются слухи о том, что Китай в качестве оплаты долга может предложить отдать ему часть морского побережья Черногории на Адриатике, в т. ч. морской порт Бар, откуда начинается «трасса века». Обсуждается и вариант передачи в концессию Пекину на 100 лет самой трассы, если она будет закончена. Евросоюз с помощью не торопится, отделываясь заявлениями о своей «глубокой озабоченности».
Полезно протереть глаза...
А почему к скандалу следует присмотреться России? Дело в том, что ситуация отражает изощрённую внешнеполитическую практику «бесшумного проникновения» Китая во все уголки мира. Отсутствие громких заявлений Пекина по поводу величия КНР, её экономической и быстро растущей военной мощи, на мой взгляд, никак не исключает намерения Китая стать мировой державой № 1, оставив позади и Европу, и США. Вашингтон это сильно напрягает. И не исключено, что поднятый в европейской прессе шум по поводу «покупки Черногории Пекином» отчасти является отражением таких опасений.
Тем не менее к новым геополитическим реалиям, которые формируются китайской политикой «бесшумного проникновения», следует присмотреться. А реалии таковы. Из 68 стран, которые Пекин привлёк к сотрудничеству по своему проекту «Один пояс — один путь», 23 страны уже находятся в серьёзной финансовой зависимости от КНР. Восемь из этих стран не в состоянии обслуживать свои долги. В том числе две республики бывшего СССР — Таджикистан и Киргизия. Шри-Ланка вынуждена была недавно передать КНР за долги свой морской порт в безвозмездную аренду на 99 лет. Китайские компании сегодня контролируют до 25% нефтедобычи в Казахстане. А предоставив Туркмении 12 млрд долл. кредита, Пекин получил эксклюзивные права на добычу там природного газа. Если взглянуть на карту мировой экономики с точки зрения финансового веса КНР, то легко убедиться, что от Китая в той или иной степени сегодня зависит 30% мировой экономики и он становится всё более серьёзным конкурентом США.
Амбициозный проект «Один пояс — один путь» затрагивает и экономические интересы России. Растущее китайское проникновение в Европу может сказаться на экспорте нашей страны. Москва (особенно в условиях изоляции) заинтересована в развитии экономических отношений с Пекином, и они весьма обширны. Торговля с Китаем — это сегодня 17% всей нашей внешней торговли, и связи по взаимному согласию укрепляются. Ничего плохого в этом нет. Но нужно отдавать себе отчёт и в том, что наш экспорт в КНР носит преимущественно сырьевой и продовольственный характер. Что же касается Китая, то, начав два-три десятилетия назад с экспорта в Россию дешёвого ширпотреба и детских игрушек, сегодня он поставляет нам (и Европе) самое современное электронное оборудование.
Дружба дружбой, а табачок врозь
Многочисленные соцопросы свидетельствуют о высоком уровне доверия нашего населения к Китаю. Больше половины граждан России (55%) считают, что отношения РФ и КНР укрепляют положение нашей страны в мире, позволяют противостоять «коллективному Западу». В публикациях отечественных СМИ, в заявлениях политиков снова зазвучали советские нотки о «великой дружбе». В столицах обеих стран всячески поощряют такое видение отношений. И, похоже, по нашему радио скоро снова зазвучит знакомая старшим поколениям песня «Москва — Пекин».
К сожалению, у нас политика часто заслоняет экономику. О наличии объективных и глубоких оценок китайского проекта лично мне неизвестно. А между тем программа сотрудничества России и Китая содержит уже более 50 совместных инвестиционных проектов. Учитывая всё вышесказанное, на мой взгляд, было бы полезно, чтобы наша Счётная палата и лично Алексей Кудрин проверили предлагаемые нам китайские экономические блюда. Потому как очень не хотелось бы повторить опыт Черногории. Как говорится, доверяй, но проверяй.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции