Примерное время чтения: 5 минут
6268

Граница смирения Петра Порошенко

Денис Денисов.
Денис Денисов. Коллаж АиФ

От берлинской встречи президентов России, Германии, Франции не ждали ощутимых прорывов и, тем более, сенсационных договоренностей. Но она была не напрасной, потому что продемонстрировала целый ряд принципиальных позиций участников переговоров и эволюцию ряда точек зрения на донбасский конфликт.

В первую очередь, она показала последовательность позиции Российской Федерации как гаранта Минских соглашений, направленную на неукоснительное соблюдение буквы и духа подписанных документов. Во-вторых, уже ставшую привычной переменчивую политику Украины, меняющуюся в зависимости от внешних обстоятельств и преследующую как минимум затягивание процесса выполнения Минских соглашений.

Характеризуя позицию представителей Франции и Германии, следует отметить попытки с их стороны предложить алгоритмы выполнения ряда пунктов минских соглашений исходя из позиций России и Украины.

Таким образом, результатами встречи в Берлине стали: а) договоренности лидеров «Нормандской четверки» относительно составления «дорожной карты» по имплементации Минских соглашений. Данная «карта» должна быть составлена до конца ноября, смысл ее заключается в конкретизации пунктов минских соглашений и напрямую «вытекает» из них; б) участники переговоров пришли к договоренности о необходимости выполнения и расширения рамочного соглашения о разведении сил и средств на «линии соприкосновения» в Донбассе. Как известно, данный процесс сейчас проходит в трех пунктах: Золотое, Петровский и Станица Луганская. 

В рамках договоренности этот процесс должен быть расширен еще на четыре пункта: в) Россия и европейские партнеры согласовали позицию относительно необходимости внесения в «дорожную карту» формулы Штанмайера и договоренности саммита «нормандской четверки» в Париже 2 октября 2015 года; г) в ходе диалога был снят с обсуждения вопрос, в последние месяцы активно продвигаемый Украиной, относительно контроля над границей до реализации политической составляющей минских соглашений; д) вопрос, связанный с введением вооруженной миссии ОБСЕ на территорию Донбасса, был снят с «повестки дня», но было заявлено о возможном дискутировании в будущем.

Следует отметить, что данный вопрос является достаточно противоречивым, а исходя из позиций республик Донбасса и населения, категорически выступающих против подобной инициативы, вероятнее всего, обсуждаться он больше не будет. Тут следует сказать, что среди подавляющего большинства представителей ОБСЕ данная инициатива также считается нецелесообразной.

Украинская сторона после встречи в Берлине традиционно для себя сделала выводы относительно ключевых её результатов. Так, глава МИД Украины Павел Климкин, отчитываясь перед депутатами Верховной Рады, сообщил, что основными темами переговоров были: доступ представителей ОБСЕ к границе, вооруженная миссия ОБСЕ и вывод российских войск (которые ОБСЕ уже два года не может найти на Донбассе), освобождение пленных и политзаключенных.

Причем, в своем выступлении Климкин акцентировал внимание на солидарной позиции Украины, Франции и Германии по этим вопросам, даже не удосужившись прочитать комментарии своих европейских коллег, опровергающих подобные заявления.

Казалось бы, есть определенные, вполне конкретные договоренности, при реализации которых вполне реально достичь мира на Донбассе, но украинские партнеры сразу по приезде из Берлина начали в очередной раз перевирать суть диалога и делать заявления, направленные на эскалацию конфликта и дальнейшее саботирование реализации минских соглашений.

В настоящее время для Порошенко ключевой проблемой является недопущение снятия санкций с России, эта тема на ближайшее полтора месяца станет основной в его заявлениях по Донбассу. По его логике, если до конца ноября «дорожная карта» не будет согласована, то руководители стран-членов ЕС будут иметь все основания для продления и усиления санкций относительно России. То есть, если позиция Украины и дальше будет направлена на срыв реализации минских договоренностей, то за это нести ответственность будет Россия.

Замглавы администрации Порошенко, отвечающий за внешнюю политику, пошел дальше — по его мнению: «Все структуры, созданные в отдельных районах Донецкой и Луганской областей в период с 2014 года, включая незаконные псевдозаконодательные и исполнительные органы, а также председатели этих псевдогосударственных образований, должны быть распущены еще до проведения местных выборов». Такая постановка вопроса не только не проговаривалась на встрече «Нормандской четверки», но по факту вообще блокирует переговорный процесс.

Естественно, не могли остаться в стороне и заокеанские партнеры. Как сообщает пресс-служба Порошенко, он провел телефонный разговор с вице-президентом США Байденом, в ходе которого проинформировал его о встрече лидеров государств Нормандского формата в Берлине. Отдельно была отмечена важность продолжения политики активного привлечения американской стороны в вопросе содействия имплементации Минских договоренностей и восстановления территориальной целостности Украины. Также Порошенко призвал сохранить санкции против России. Спрашивается, разве США являются участниками «нормандского» или «минского» форматов? Или Порошенко не знает об этом?

Резюмируя сказанное, следует отметить, что до конца этого года, вероятнее всего, не стоит ожидать серьезных подвижек в разрешении кризиса на Донбассе. Как видно из заявлений и действий украинской власти, именно она не заинтересована в завершении кровопролития и продолжает делать все возможное, чтобы блокировать процесс реализации «минских соглашений».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах