Последние события на Украине свидетельствуют о жесточайшем кризисе государства как такового; в стране, по-видимому, не осталось ни одной сферы жизнедеятельности общества, которая нормально существует. Закономерно, что такое положение дел заставляет политическую элиту Украины искать различные способы стабилизации ситуации в обществе, в настоящее время это две магистральные темы: а) внешняя агрессия и б) война. Насколько долго можно сдерживать массовое недовольство украинского населения за счёт навязывания ему пропагандистских клише и создавая виртуальную реальность, доподлинно не известно, однако уже сейчас можно констатировать тотальное разочарование в обществе последствиями второго «Майдана» и государственного переворота, а также теми политиками, которые после этих событий пришли к власти в стране.
В политической плоскости в настоящее время можно наблюдать ожесточённое противостояние между командами президента и премьер-министра, что проявляется уже и в публичной сфере. Конфликты между этими группами происходят вследствие конкуренции за контроль над оставшимися финансовыми потоками, которые сильно сократились в целом и тем важнее становятся для конкурирующих групп. Приезд на Украину вице-президента США Джо Байдена имел основной целью заставить эти группы хотя бы создавать видимость единства и политической стабильности, следствием чего стала публикация совместного заявления Петра Порошенко, Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана. Документ вышел популистский, лозунговый и, что принципиально важно, совершенно лживый. В нём говорится о мифическом единстве основных представителей исполнительной и законодательной властей, нерушимости коалиции и перечисляется ряд «заслуг» этих деятелей, с реальностью никакого отношения не имеющих. Помимо виновницы всех бед Украины России, ещё фигурируют коррумпированные олигархи, организовавшие антигосударственную, антиправительственную и антивластную истерическую кампанию. О ком конкретно хотели сказать руководители Украины, не поясняется, но очень похоже, что сказали о себе.
В экономической плоскости продолжается системный кризис. Решение МВФ о возможности кредитования государств с просроченными долговыми платежами не означает, что после отказа в выплате государственного долга в три миллиарда долларов Российской Федерации на Украину обрушится «золотой дождь» от международных финансовых организаций. Вероятнее всего, ситуация будет с точностью до наоборот, а именно — те обещанные кредитные линии для Украины будут заморожены, потому что нынешние лидеры Украины точно не собираются ничего никому отдавать, что прекрасно понимают в МВФ. Ведь, по сути, реструктуризация части украинского госдолга, которая была проведена осенью, как раз и была рассчитана на то, что нынешним руководителям Украины ничего отдавать не придётся, а вот их преемникам будет крайне нелегко, так как кабальные условия реструктуризации долга через пять лет лягут на их плечи. И это всё происходит на фоне устойчивой тенденции падения ВВП, ухудшения благосостояния населения и значительного повышения стоимости продуктов питания и тарифов ЖКХ.
В социальной плоскости также наблюдается жесточайший кризис, уровень доверия к представителям власти наименьший за всё время существования Украины, что подтверждают социологические опросы, проводимые на Украине. Аналогичная ситуация с оценкой деятельности и основными направлениями работы украинской власти. Фактически украинская власть потеряла легитимность в глазах населения страны. Также всё острее становятся национальные вопросы в регионах Украины, в Закарпатской области инициируется создание отдельного венгерского района с центром в Берегово. Политическая верхушка так называемого Меджлиса крымско-татарского народа поняла, что в Крыму об автономиях речи идти не может, выступила с предложением организовать свою национально-культурную автономию на территории Херсонской области. В Черновицкой области продолжается бесконтрольная паспортизация со стороны Румынии, а представители Польши через свои общины на Западе Украины продолжают искать оптимальную для себя форму существования поляков на Украине, которая, вероятнее всего, будет заключаться в претензиях на ряд территорий.
По сути, Украина стоит на очень тонкой грани саморазрушения, это понимают как в Госдепартаменте, так и некоторые представители власти в Киеве. А тут ещё, как говорят «злые языки», Д. Байден прямо перед отлётом сообщил, что у правящей верхушки есть ещё полгода поддержки, намекая на безотлагательность действий. Как следствие Порошенко и Ко необходимо в кратчайшее время интенсифицировать свою деятельность. Сразу после отъезда Байдена, 11 декабря, Порошенко издал указ о создании Совета по вопросам национального единства, который должен советовать президенту, что делать, чтобы страна не развалилась. Но беглый взгляд на состав членов совета говорит о том, что в очередной раз «забыли» включить в соответствующий орган людей, отстаивающих мнение большинства жителей Юго-Востока Украины, а совет, по-видимому, будет заниматься дальнейшей нацификацией Украины.
Также проблема в том, что ни реформы, ни борьба с коррупцией, ни переориентация экономики в нынешней Украине невозможны. Нынешняя власть на Украине как раз и является основным элементом, продуцирующим коррупцию и саботирующим реформы, а на переориентацию экономики с рынков стран СНГ на другие рынки нужны колоссальные инвестиции в модернизацию предприятий, привлечение которых сейчас невозможно. Остаётся один выход — война.
Украинская политическая элита прекрасно понимает, что отсрочить свой исход можно нагнетанием напряжённости на Востоке Украины и обострением противостояния с ЛНР и ДНР (есть информация, что Д. Байден намекнул П. Порошенко, что США не будут препятствовать такому развитию ситуации).
Вероятнее всего, Киев пойдёт на попытку силовой авантюры. П. Порошенко таким образом постарается решить несколько задач: а) направить представителей так называемых добровольческих батальонов, у которых наблюдается растущее раздражение ситуацией в стране, на фронт и отвлечь их внимание от внутриполитических проблем, тем самым обезопасив себя от внутреннего переворота; б) с помощью ряда провокаций создать в информационном пространстве видимость дестабилизации ситуации со стороны ЛНР и ДНР (это могут быть террористические акты в Киеве и крупных городах, захват в плен представителей ОБСЕ и др., в чём обвинят ЛНР и ДНР). Это, в свою очередь, даст повод США продолжать давить на ЕС с целью сохранения санкций по России, продолжать политику поддержки украинского режима.
Следовательно, необходимо готовиться к очередной «горячей» фазе конфликта на Донбассе, а от позиции РФ будет зависеть самое главное — это поддержка людей, выбравших своё будущее в единстве с Россией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции