Примерное время чтения: 5 минут
4165

Призрак войны

Сюжет Встреча «нормандской четверки» в Минске
11 февраля 2015. Президент России Владимир Путин, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Украины Петр Порошенко во Дворце независимости в Минске на саммите по урегулированию кризиса на Украине.
11 февраля 2015. Президент России Владимир Путин, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Украины Петр Порошенко во Дворце независимости в Минске на саммите по урегулированию кризиса на Украине. / Николай Лазаренко / РИА Новости

Одна популярная радиостанция даже провела целую программу под названием «Хотят ли русские войны?».  Когда-то — ещё совсем недавно! — этот вопрос был исключительно риторическим. Для нас, чьи отцы и деды пережили трагедию 1941–1945 годов, желание войны казалось совершенно немыслимым. Почти 30 млн убитых, нечеловеческие испытания, выпавшие на долю выживших, превращённая в руины экономика страны — есть ли более веские доводы в пользу мира во всём мире?

Но память людская, видимо, слишком коротка. И сегодня мы слышим деловитые рассуждения о новой большой войне. В которую вот-вот перерастёт война «маленькая», идущая в несчастном Донбассе. Как именно большая война начнётся, не очень понятно. Ясно лишь, что это будет война России против Запада. А повод... Президент ведь уже сказал, что в Донбассе с ополченцами сражаются никакие не украинские войска, а натовский легион. Сейчас этот легион, того и гляди, получит американское оружие. А Россия в ответ, возможно, подкинет ополченцам какое-нибудь своё новейшее оружие. Или, допустим, просто заявит: мол, по просьбе братского донецко-луганского народа мы вводим ограниченный контингент российских войск в Украину. Что будет дальше? «Освобождение» Харьковщины и Запорожья, пробивание сухопутного коридора в Крым? Марш-бросок на Киев? А если по просьбе теперь уже не братского нам украинского народа НАТО введёт туда свой ограниченный контингент? И тот, защищая Киев, перебьёт энное количество российских военнослужащих? Что тогда — сбросим атомные бомбы на Берлин, Париж, Брюссель? Или на Вашингтон с Нью-Йорком? Если успеем, конечно...

На трезвый взгляд, всё это выглядит бредом, сюжетом какого-то второсортного фантастического романа. Но ведь умные с виду люди спокойно рассуждают об этой большой войне, которая по определению может быть только ядерной. Как будто эта война будет происходить где-то на Марсе, а не на нашей земле, заведомо став последней войной в истории человечества. 

...Мне вспоминается один из самых больших страхов моего детства. Начало 80-х, последние годы СССР, когда советская империя ещё не выглядела поверженным драконом — мы воюем в Афганистане, мы сбиваем южнокорейский пассажирский «боинг», засланный в наше воздушное пространство, понятное дело, американцами (а кем же ещё?)... Впрочем, обо всём этом я тогда не задумывался, так как был слишком мал. Но детское воображение по-своему воспринимало взрослые новости — а по радио в те времена часто рассказывали про «империалистические круги», которые только спят и видят, как бы поскорее уничтожить нашу советскую Родину. Помню, как зимним вечером я сижу один в комнате, гляжу в тёмное небо за окном и очень живо представляю себе, как в нём возникает огромный огненный шар. Шар растёт, постепенно принимая форму жуткого багрового гриба. И я понимаю, что это — конец. Что мама с папой не успеют дойти домой с работы. Что завтра мне уже не придётся идти в школу, потому что от школы ничего не останется. Что не будет ни меня, ни моих одноклассников, ни учителей — не будет ничего. 

И вот теперь этот давно забытый детский кошмар возвращается. Послушаешь новости и понимаешь: ждать можно чего угодно. Если есть малая война, почему бы не быть большой? Но мне интересно: неужели те депутаты, политики, аналитики и прочие «говорящие головы», которые сегодня готовы (пока, к счастью, на словах) откопать топор войны и метнуть его в заклятого врага, в своём далёком детстве не испытывали ужас перед ядерным апокалипсисом? Или они мнят себя неуязвимыми? Неужели мои коллеги-журналисты, с ухмылкой рассуждающие про «превращение Америки в радиоактивный пепел», считают себя фениксами, способными возродиться из этого пепла и жить дальше как ни в чём не бывало? 

Конечно, есть версия, что, заводя разговоры о большой войне, мы просто блефуем. Пугаем «европейских слабаков», которые к войне-то уж точно не готовы, боятся её, а потому пойдут на любые уступки. Их можно понять: в Европе ценность человеческой жизни (что уж говорить о жизни целых народов) гораздо выше, чем испокон веков в России. Но ведь блеф — штука опасная. Можно заиграться до того, что отвести палец от красной кнопки будет уже слишком поздно.

А самое ужасное в том, что этот липкий страх катастрофы возник практически на пустом месте. Разве кто-то напал или хотя бы грозил напасть на Россию? Напасть именно физически, военным образом — санкции и прочие проявления пресловутой «политики сдерживания» в данном случае не в счёт... Нет, таких дураков на Западе нет и не будет: пока у нас есть ядерная дубинка, ни один натовский сапог не ступит на нашу землю, даже если эти сапоги будут топтать сопредельные страны, от Прибалтики до Грузии. Можно по-разному оценивать происходящее в Украине, но это всё-таки не агрессия против России — если, конечно, не считать Украину (или хотя бы Донбасс) субъектом Российской Федерации. На днях один высокопоставленный чиновник заявил: США пытаются втянуть Россию в вооружённый конфликт. Возможно, это и так. Но втянемся мы в конфликт или нет, зависит только от нас! Можно искренне сопереживать жителям Донбасса, можно и нужно делать всё, чтобы на их землю вернулся мир (и будем надеяться, что сегодняшняя встреча в Минске этому всячески поспособствует), но разве жизнь и безопасность 145 миллионов россиян должны зависеть от происходящего на чужой земле? И почему теперь уже мои дети должны воображать себе ядерный гриб за окном нашей московской квартиры — они-то в чём провинились? Кто-нибудь может ответить мне на этот вопрос?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (34)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах