Сенат США продолжает настаивать на том, чтобы санкции против России были ужесточены. Они уверяют: наша страна - главная угроза стабильности в мире. О том, насколько разумны такие заявления, размышляет писатель Анатолий Гладилин.
Хватит ли сил москве?
- Почему Россия именно теперь стала угрозой, хотя ещё несколько лет назад тот же президент Обама рассказывал о «перезагрузке» отношений? Потому что сейчас весь мир окончательно лёг под Америку, а Россия всё сопротивляется. По мнению Обамы, Америка должна миром или руководить, или переделать его в соответствии со своими интересами. Хотя есть, к примеру, Саудовская Аравия, где права человека и демократия никогда и не ночевали, но там огромные деньги, а Обама, как и все американцы, очень практичен и не хочет ссориться с богатыми.
Разногласия с Россией же у него начались, казалось бы, с мелочи - с гей-парадов. Когда Россия сказала: «Нет, у нас не будет этого», Обаму это изумило: «Как так? Кто это посмел нам возразить?» А вы знаете, что не только Россия выступила против таких парадов? Но на этих несогласных моментально надавили - и они замолчали. На Россию же надавить не получилось. А дальше началась Украина...
Вообще, прежде чем оценивать высказывания представителей властей США, сперва неплохо было бы поговорить о самих американских президентах. Как правило, этого человека выставляют определённые силы - когда им надо было поставить миротворца, на посту президента оказался Картер. Сейчас же требовался человек негритянского происхождения. Чтобы, грубо говоря, приказ стрелять в негритянские восстания отдавал именно чёрный президент. И он это делает...
Но, к сожалению, как бы ни пыталась сегодня Россия противостоять Америке, как бы ни бренчали оружием в Москве, есть объективные данные, что российские вооружённые силы не идут ни в какое сравнение с вооружёнными силами Америки. А значит, и к протестам её Америка прислушиваться не будет. Другое дело, что Обаме война с Россией не нужна.
Обама может и дальше давить на мир. Но когда он говорит, что Америка - особая страна, что она имеет право всюду защищать свои интересы, это очень опасно. Конечно, в Советском Союзе тоже многие считали, что имеют право переделать мир на свой лад. Но это всё называлось «движением за мир». Идеологи Советского Союза хотели стать во главе мирового движения, которое подкрепляла бы сильная и модная идеология. Но им важно было, чтобы движения эти зародились внутри стран Запада. Никогда советские теоретики не говорили, что мы нация, мы страна, которая может навязывать миру свой порядок. Обама, конечно, не партайгеноссе Гитлер, он не говорит прямо, что американцы - высшая нация. Но тем не менее он утверждает: «Мы особая страна, у нас демократия, поэтому мы имеем право лезть во всё». Понимает он это или нет, он всё равно повторяет Гитлера. Это страшно.
Европу не слышно
Вот что у меня по-настоящему вызывает удивление и обиду, это то, что европейцев, которым, по идее, эти все американские высказывания должны были бы не нравиться, не слышно. Много лет назад по Европе шли массовые демонстрации против установления американских ракет. Тогда советские ракеты были нацелены на тот же Париж. Теперь Россия свои ракеты убрала. А вот американское ядерное оружие в Европе осталось, но это уже никого из европейцев не смущает и не возмущает.
По российскому ТВ говорят: «В Европе протестуют!» Ничего подобного! Даже если кто-то и протестует, то протестов этих никто не слышит, потому что европейское телевидение об этом молчит. И мне удивительно даже не это, а то, что французские левые не сказали: «Товарищи, нехорошо опрокидывать памятники Ленину!» Ведь до сих пор вокруг Парижа существует красный пояс. Да, не все местные органы власти там уже в руках коммунистов, но в этих городках красного пояса до сих пор обязательно существует улица Ленина или площадь Гагарина. Только один раз видный французский левый в энергичных выражениях протестовал против антирусской пропаганды в Европе и Украине. После этого он исчез с экранов телевизоров.
Там даже введённые Россией санкции не очень общество взволновали. Хотя санкции эти ударят не только по Европе, но и по России. Я не верю репортажам о том, что российские прилавки завалят продукцией местные производители, что промышленность восстановится. Извините, а воровать-то тогда кто будет? Страна ворует вся! Поэтому и на Западе к России отношение сегодня совсем не такое, как к СССР, - нельзя заставить уважать воровство. Даже если от этих воров зависит то, будет ли в твоём доме тепло. В СССР такого воровства не было - да, из Союза шла большая помощь всяким движениям за мир, которые официальные власти стран не одобряли. Но за этой помощью пусть и сомнительным порой организациям стояла какая-то идея, которую можно было уважать.
Но в России сегодня не только с промышленностью проблемы. А что происходит с великим и могучим русским языком?! Мне молодёжь говорит, что это другая цивилизация, что я ничего не понимаю. Возможно. Но есть основы языка, которые должны сохраняться и которые сегодня многие нарушают. У меня ощущение, что сейчас русский язык в России в таком состоянии, что уже надо бить в пожарный колокол. И, простите, я вынужден привести пример, какого от меня никто не мог бы ожидать: мне кажется, в России по-русски хорошо говорит только президент Владимир Путин (если бы я привёл в пример писателей, старых актёров, которые ещё сохранили нашу культуру, думаю, это бы не подействовало, особенно на то чиновничество, которое говорит жутким языком). Поэтому я предлагаю всем брать пример в этом с президента. Может быть, это как-то поможет сохранить наш великий и могучий русский язык.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции