После недавнего визита Владимира Путина в Латинскую Америку пошли слухи о том, что Россия собирается вернуть себе контроль над центром радиоразведки в Лурдесе под Гаваной. Этот слух развеял сам президент России, заявивший, что планов таких у него нет. Планов нет, но история-то осталась!
Как подслушивали раньше
Базу начали строить в 1962 г., первые перехваты она дала в 1967-м. В лучшие времена там трудились до полутора тысяч специалистов. Оттуда следили за запуском американских спутников, связью военных и торговых судов. С Лурдеса могли прослушивать телефонные переговоры в Соединённых Штатах, перехватывать данные с американских спутников связи.
Уже после распада СССР, в 1993 году, министр обороны Кубы Рауль Кастро заявил, что около 75 % информации разведывательного характера о США Россия получает с помощью центра в Лурдесе. Это команданте, конечно, загнул, но значение центра действительно было очень велико. В последние годы существования его деятельность была слегка переориентирована для нужд экономического шпионажа. В 1997-м уже Россия провела работы по очередной модернизации базы, аренда которой обходилась не так уж и дорого — от 90 млн долларов в 1992 г. до 200 млн в 2000-м. Но 17 октября 2001 г. президент Владимир Путин объявил на совещании в Минобороны о ликвидации центра в Лурдесе. Вывод базы со всем персоналом и оборудованием был осуществлён в августе 2002-го.
Что подслушивали
Надо сказать, с точки зрения радиоразведки Куба — отличная позиция. Во-первых, там под боком космодром на мысе Канаверал. Во-вторых, третьих и четвертых, объектов армии, флота, авиации, морской пехоты и береговой охраны на Восточном побережье США, которое попадает в зону прослушки Лурдеса, как виноградин на грозди (полный список здесь >>).
ВМС: Ки-Уэст, Палм-Бич, Кинг Бэй (подводные лодки), Норфолк (центр морских операций в Атлантике)... ВВС: Орландо (центр боевого применения), Патрик (база космодрома), Шоу и Сеймур Джонс (истребительная авиация)...
Аппаратура радиоразведки, которая была установлена в Лурдесе, позволяла осуществлять перехват сообщений, передаваемых в коротковолновых (КВ) и ультракоротковолновых (УКВ) диапазонах, а также по каналам радиорелейной радиосвязи. Если совсем на пальцах: радиоволны УКВ-диапазона распространяются практически в пределах прямой видимости, то есть, имея хорошую антенну, можно было слушать переговоры персонала космодрома по портативным рациям уоки-токи.
КВ-волны, в отличие от УКВ, отражаются от ионосферы, поэтому их с тем же успехом можно подслушивать и из Подмосковья, что сейчас и делается. Хотя с Кубы, конечно, слышно лучше. Радиорелейная связь в теории передаётся от одной вышки к другой. Но на практике, если поставить станцию радиоразведки на линии, продолжающей линию между двумя радиорелейными мачтами плюс-минус несколько градусов (в створе), то такую связь тоже можно будет прослушивать. Именно так и поступали радиоразведчики и в Лурдесе, и в других местах, где эта радиоразведка осуществлялась.
Кто подслушивал
В Первую мировую войну на мель в Балтийском море сел германский крейсер «Магдебург». Радиостанция крейсера тут же стала передавать сигналы бедствия, призывая своих на помощь. Сигналы были перехвачены русской морской радиостанцией: радиотелеграфистам удалось не только добыть координаты «Магдебурга», но и «забить» его частоту собственными сигналами. Помощь опоздала, и русский флот стал обладателем военно-морских кодов Германии. Так в России впервые заявила о себе радиоразведка.
Во времена «холодной войны» сеть радиоперехвата была развёрнута вдоль всей границы со странами НАТО, Японией и Китаем. Всех наших потенциальных противников подслушивали тысячи людей на сотнях объектов. Эта сила называлась, да и сейчас называется ОСНАЗом, или радиотехническими войсками особого назначения. Вкупе с агентурной и аналитической разведкой ОСНАЗ обеспечивал, да и сейчас обеспечивает министерство обороны и спецслужбы государства информацией о состоянии вооружённых сил сопредельных государств.
До распада СССР отряды ОСНАЗ подчинялись 1-му отделу радиоразведки 6-го управления Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба. Их основными занятиями были радиоперехват (услышать и записать на магнитофон радиопереговоры «условного противника»), пеленгация (определить направление на работающую радиостанцию), перевод или расшифровка сообщений.
С 1981 по 1983 год, во времена начала конца советской империи, мне довелось служить в ОСНАЗе сухопутных войск на территории Германской Демократической Республики. Кто забыл, что такая страна когда-то украшала собой карту Европы, напомню: это нынешняя восточная часть Федеративной Республики Германия. Часть, в которой я служил, называлась 82-й Варшавской Краснознамённой ордена А. Невского радиотехнической бригадой. К счастью, после распада СССР эта прославленная бригада не была расформирована, её вывели в город Вязьму, где она до сих пор подслушивает «вероятного противника». Возможно, часть объектов разведки с закрытого Лурдеса перекочевала туда.
Радиоразведка для начинающих
Наверняка многие замечали, что военные на Западе используют какой-то свой, ни на что не похожий язык — это иногда просачивается в печать. Почему подлодку «Комсомолец» они фамильярно именовали «Майком»? Может быть, в честь Горбачёва? Почему рейс злосчастного южнокорейского Боинга носил странное имя «Ромео-16»? Почему в военных боевиках мелькают какие-то роты «альфа» или «чарли»?
Этому есть одно простое объяснение — международный свод сигналов. В радиообмене он применяется для обозначения букв латинского алфавита: попробуй разобрать, да ещё при неустойчивом приёме, что говорит твой корреспондент — «м» или «н». Вот он, этот «секретный код», который я запомнил на всю жизнь.
A – элфа (греческая альфа) B – браво C – чарли D – делта (греческая дельта) E – эко (просто эхо) F – фокстрот G – голф H – хоутел (отель) I – индиа |
J – джульет K – кило L – лима (столица Перу) M – майк N – новембер O – оскар P – папа Q – квебек R – ромео |
S – сьерра (по-испански — земля) T – тэнго U – юниформ V – виктор W – виски X – эксрей (рентгеновские лучи) Y – йенки (янки, которые «гоу хоум») Z – зулу (зулусы, африканское племя) |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции