Как американские интернет-гиганты пытались влиять на российские выборы?
Современные реалии таковы, что трудно представить себе хотя бы одну избирательную кампанию в сколько-нибудь заметной стране, в которой не было бы иностранного вмешательства.
В России об этой проблеме знают и давно ею занимаются. Именно поэтому накануне дня выборов Роскомнадзор направил предупреждение западным интернет-гигантам Google, Youtube, Facebook и Instagram, что 7 сентября, в день тишины, и 8 сентября, в день выборов, недопустимо публиковать политическую рекламу. Однако Google решил это предупреждение проигнорировать.
Как рассказал член Общественной палаты Александр Малькевич, если ввести в Google словосочетание «выборы в Мосгордуму», перед ссылками на официальную информацию появляется реклама «Умного голосования» оппозиционера Алексея Навального, а также ссылки на сайты, которые выдавали негативную или даже фейковую информацию о выборах.
Более того, Facebook, по словам Малькевича, дважды блокировала посты Мосгоризбиркома, в которых рассказывалось, как происходит проверка нарушений на выборах. «Кому-то нужны дополнительные факты, свидетельствующие об иностранном вмешательстве в политическую жизнь нашей страны?» – задал риторический вопрос политик.
Первый заместитель председателя ЦИК Николай Булаев подчеркнул, что многие материалы, которые выдаёт Google, могут «точечно» влиять на выбор человека. «Я уверен, что это можно расценивать как вмешательство во внутренние дела»,— заявил он журналистам.
Любопытно, что Google и Facebook – компании американские, где за последние несколько лет был принят целый свод законов, ограничивающих интернет-гигантов в размещении политической рекламы во время выборов. Но, видимо, американцы считают, что цивилизованный подход к выборам может быть только в их стране.
В Google заявили, что поддерживают «ответственную политическую рекламу». При этом там подчеркнули, что она должна соответствовать местному законодательству. Почему тогда поисковик выдавал ссылки на политическую рекламу в день выборов в России, если это прямо противоречило присланным компании рекомендациям Роскомнадзора, компания комментировать не стала.
А в Facebook и вовсе попытались умыть руки. Там заявили, что ответственность за размещение политической рекламы лежит на рекламодателях. Притом что основатель компании Марк Цукерберг не далее как в этом году обещал американскому Конгрессу цензурировать политическую рекламу не только в день выборов, но и на протяжении всей избирательной кампании. Но это в США. Для России у американского интернет-гиганта, видимо, иной подход.
Теперь Google и Facebook предстоит отчитываться о своих действиях перед думской комиссией по вопросу иностранного вмешательства. В случае если представители компаний откажутся прибыть на заседание, будут сделаны соответствующие выводы, подчеркнул первый замруководителя думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.