Нобелевская премия по литературе присуждена представительнице Канады Элис Манро. В прошлом году это был китаец Мо Янь, в позапрошлом - швед Тумас Транстрёмер... Экзотика налицо, но где же, собственно, качественная литература?
Эдуард Лимонов, писатель, политический деятель
Нобелевскую премию дали непритязательной спокойной старушке, которая пишет ординарные, банальные рассказы ни о чём в буржуазном стиле. Дали, по всей видимости, только на том основании, что канадские писатели этой чести ещё не удостаивались. Надо полагать, что, по мнению шведской академии, это достаточно веская причина. Но в таком случае возникает вопрос - это премия по литературе или премия какой-то правозащитной организации, следящей за тем, чтобы всего и у всех было поровну?
Уровень Нобелевки опустился ниже плинтуса. По идее она должна показывать самое крупное, мощное и страшное зверьё, которое только есть в мировом литературном зоопарке. А нам вместо этого демонстрируют маленькую и серенькую мышь-полёвку. Вспомните, ещё сравнительно недавно, в XX веке, эта премия была верхом престижа. Её давали самым отчаянным, иногда даже скандальным писателям. Недаром её основателем был Нобель - идеалист и сумасшедший, которому казалось, что его страшное новое оружие, динамит, сможет предотвратить все войны в мире. Соответствующим был и калибр писателей - Бунин, Шолохов, Бродский... И это я назвал только русских.
Говорить о кризисе нынешней литературы в целом исходя из лауреатов премии я бы поостерёгся. Обобщать нужно очень осторожно, в конце концов современники тоже не могли как следует оценить того же Чехова.
Но тем не менее следует признать - в последние годы и даже десятилетия новых «священных монстров» в литературе не появилось. Думаю, что причиной тому - развитие западной демо-кратии. Она ориентирована на средний класс. А это значит - на спокойствие, толерантность, стабильность и усреднённость во всём. То есть на посредственность. В том числе и в литературе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции