Примерное время чтения: 5 минут
3898

Игорь Виттель: Салям Америка…

Теперь Бандар бин Султан, глава разведки Саудовской Аравии, заявил западным дипломатам, что СА в ближайшее время «существенно изменит внешнеполитический курс» и пересмотрит отношения с США.

Нужно отметить, что в данном случае такое заявление особенно весомо в силу того, кто, собственно, его сделал. Бандар бин-Султан имел в своё время даже прозвище Бандар-Буш, настолько прочными, практически родственными, были его связи с кланом Бушей в ту пору, когда те находились у власти. Не хуже были его отношения с Клинтоном, а вот с Обамой, несмотря, видимо, на низкие поклоны саудовскому монарху, которых раньше американские президенты не отвешивали, отношения не сложились.

Причин «нескладывания» отношений набралось несколько, но суммарно они складываются в формулировку, принятую при бракоразводных процессах: непреодолимые разногласия.

Возьмём, к примеру, Египет: после «арабской весны» Саудовская Аравия была категорическим противником той исламизации страны, которая началась с приходом к власти «Братьев-мусульман». Саудиты предпочитали видеть «на египетском троне» военных во главе с ас-Сиси. США же, наоборот, активно продвигали «Братьев-мусульман» к власти и всячески показывали им своё расположение, а с момента свержения Мухаммеда Мурси, ставленника «Братьев-мусульман», наоборот — приморозили военную помощь Египту в ожидании решения вопроса о том, переворот это был или нет. Помощь же, уточню, необходима как раз египетским военным, которых поддерживает Саудовская Аравия.

Или возьмём, к примеру, Иран: с момента исламской революции 1979 года США и Саудовская Аравия были противниками нового Тегерана, но больше они не представляют собой единый фронт: США ведут переговоры о заключении сделки с Ираном по поводу ядерной программы, а такой вариант развития событий категорически не нравится Саудовской Аравии. В случае если сделка будет заключена, отношения между былыми партнёрами заметно ухудшатся.

Схожую сложность представляет собой Ирак: после свержения суннита Саддама Хуссейна в стране при поддержке США к власти пришло шиитское ранее меньшинство, а ныне уже большинство — что вряд ли особенно по нраву суннитской Саудовской Аравии. После вывода американских войск Ирак всё больше превращается именно в иранскую вотчину, что нефтяных шейхов очень сильно нервирует.

И вишенкой на торте, свежей и кроваво-красной, перед нами предстаёт Сирия. Теоретически у США и Саудовской Аравии есть общее желание в этой области: прекратить сирийское кровопролитие и добиться ухода Асада, не давая, при этом, особенно разгуляться т. н. «сирийским повстанцам». Но идеи того, как, собственно, достичь этого результата, у США и СА отличаются так кардинально, что сложно отыскать поле для компромисса.

Перечислив некоторое количество причин того, отчего Эр-Рияд и Вашингтон могут некоторым образом расстаться надолго, мы можем поразмыслить о том, куда же подадутся саудиты в поисках новых больших, красивых и сильных друзей. Первыми, кстати, к кому, несмотря на противоречия в сирийском вопросе, обрвтились нефтяные шейхи, были мы, Россия. В августе этого года тот самый Бандар-Буш побывал в Москве, зондируя почву.

Для прикрытия служила всё та же сирийская тема, и официально саудовский принц пытался предложить Владимиру Путину ряд политических, экономических преференций и гарантий в обмен на отказ от поддержки Дамаска в Совете безопасности ООН. Однако получил отказ. Как это сформулировал советник Президента РФ по внешней политике Юрий Ушаков, встреча между Путиным и принцем была «очень интересной» и носила «философский характер». Видимо, наш лидер проверял, может ли Бандар заменить ему Махатму Ганди в качестве собеседника, но остался чем-то неудовлетворён. Саудовский принц-разведчик, видимо, не искал собеседников на философские темы, поэтому продолжает, как завидная невеста, изучать достойных кандидатов.

Следующим потенциальным «другом и братом» саудитов может стать Китай. Который, кстати, покупает всё больше саудовской нефти (в отличие от США, которые, наоборот, покупают всё меньше), а также является самым крупным мировым импортёром энергоресурсов и потребителем энергии, а по закупкам нефти он находится на втором месте после США, но этот разрыв ежегодно сокращается.

Заодно стоит вспомнить и про то, что Китай является самым крупным кредитором США. 

Можно также напомнить, что в апреле этого года министр обороны Саудовской Аравии принц Халед бин-Султан Абдулазиз провёл 5 дней в Китае, причём не по поводу философских бесед, а для обсуждения возможной покупки Саудовской Аравией ракет средней дальности DongFeng-21 (DF-21 или CSS-5). 

Китайские ракеты саудитам в случае военного противостояния с Ираном, могут оказаться гораздо нужнее, чем американская бронетехника и самолёты. Но этих инструментов «продолжения политики иными средствами» может явно не хватить в борьбе с шиитами. По мнению некоторых западных экспертов, «развод» с США позволит саудитам более спокойно заняться подготовкой «неконвенционального вооружения» — возвращением под своё крыло различных ответвлений детища своего соотечественника Осамы Бин-Ладена. А также примирением с «Братьями-мусульманами», дабы создать общий суннитский фронт, на всякий случай. Проблема заключается в том, что до начала шиито-сунитской войны бойких парней, строителей халифатов надо будет занять чем-то иным, чтобы они не растратили квалификацию и не разбежались. Порекомендовать какие-то регионы, где есть или могут возникнуть при некоем желании горячие точки…

А вы о чём сейчас подумали?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах