Уминский Алексей Анатольевич 10:10 24/02/2014
Конечно. Подготовка настраивает человека, прежде всего, на внутренний лад. Когда человек, скажем, музыкант, готовится выступить перед кем-то, он настраивает инструмент, певец – голос. Вот так церковь настраивает душу человека прежде, чем он вступил в пост, чтоб он не «сфальшивил» по время Великого предстояния перед Богом, во время Великого поста. Поэтому эти несколько недель носят очень важный внутренний покаянный характер. Мы начинаем вспоминать сначала притчу о мытаре фарисее, настраивая себя на смирение перед Богом, понимание, что тот, кто себя возвышает перед Богом, не будет хорош. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать», — вот такие прекрасные слова мы читаем в Священном писании. В этот вечер перед воскресеньем начинают звучать замечательные песнопения, которые будут сопровождать нас весь Великий пост, «покаяние отверзи ми двери жизнодавче», то есть человек смотрит внутрь себя, видит свое несовершенство с тем, чтобы исправить себя во время Великого поста. Следующее воскресенье — это воскресенье, когда мы вспоминаем притчу о блудном сыне. Каждый ещё раз должен для себя вспомнить, что мир, в котором мы живем, Земля, несмотря на то, что это – Отечество земное, не является нашим абсолютным Отечеством. Если вспомнить Пушкина: «Весь мир для нас — чужбина». Наше Отечество — это царствие небесное. И путь в это Отечество начинается, прежде всего, с понимания того, что Бог — наш Отец, понимания себя перед Богом — в качестве сына, может быть, заблудшего или зашедшего далеко, но всё-таки сына, настоящего сына своего отца.
В ближайшее воскресенье, послезавтра, мы вспоминаем притчу о страшном суде, когда сам Христос говорит о том, как будет совершаться этот суд, когда все народы соберутся перед лицом Бога, и Господь отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и скажет тем, кто по правую сторону от него, кого Евангелие называет овцами, «придите ко мне, благословенные, потому что когда я был голоден, вы меня накормили, когда я был спутником, вы меня накормили, когда я был болен, вы меня посетили, когда в темнице был, вы пришли ко мне». Удивительно, когда Господь отождествляет себя с каждым, я бы сказал, пропащим человеком на Земле, не с благополучным, не с сытым, не с теми, кто занимает какое-то важное и серьёзное положение, даже не с талантливыми людьми, а с самыми нижними, кого мы за людей-то не считаем чаще всего. И вдруг Господь учит каждого из нас посмотреть друг на друга именно этими глазами, вижу ли я по-настоящему Бога в человеке. И последняя неделя – это Прощённое воскресенье, когда мы все должны друг с другом примириться. Вот эти подготовительные недели очень важны для внутреннего правильного настроя. Если человек сумеет себя вот так правильно настроить, то, я думаю, и пост он проведёт глубоко и серьёзно.
Ведущий конференции: Я такой технический момент уточню. У нас осталась неделя, что можно за эту неделю сделать?
Уминский Алексей: Многое можно сделать. Во-первых, открыть Евангелие. Очень многие люди считают, что пост – это внешняя дисциплина, многие наши сограждане, которые искренне хотят попоститься, представляют себе, что я буду этим постом поститься и тем самым проделаю свой духовный путь и сделаю что-то богоугодное. Без сомнения, пост – это вещь богоугодная, но поститься только внешне, не понимая нашего духовного пути, я думаю, совсем недостаточно. Очень важно, чтобы каждый человек, который хочет начать поститься, с сегодняшнего дня взял в руки Евангелие и стал его вдумчиво, потихонечку, не нахрапом прочитывать, искать в этом Евангелие смысл, искать в этом Евангелие для себя даже не ответы, а скорее, вопросы, потому что Евангелие – это не книга ответов. Мы привыкли искать ответы и совсем не задумываемся над вопросами. Мне кажется, для человека вопрос – важнее, чем ответ, потому что вопрос двигает человека вперед, не даёт ему останавливаться на месте, а ответ успокаивает. Когда я знаю ответы на все вопросы, мне некуда дальше идти, поэтому вот многие думают, что в религии и вере они найдут ответы на вопросы. Да. Найдут. Но, может быть, не сразу, и этот ответ не будет исчерпывающим, этот ответ будет вести тебя к следующему вопросу. А тот, кто знает ответы на все вопросы, он никуда не идёт. Поэтому так важно в вере быть немножечко в состоянии сомнения, в состоянии неразрешённого диалога с Богом, потому что, если я не знаю этих ответов, я буду их искать, а если мне всё понятно, как тому фарисею, с которого начиналась подготовительная неделя (у него не было вопросов, он знал ответы, он знал, что прав, делает всегда все хорошо, потому что он жил по инструкции). Но вера – это не инструкция, и пост – это тоже не инструкция, это направление пути. И Евангелие как раз даёт возможность человеку начать задавать вопросы Богу, и это очень хорошо.
Ведущий конференции: Не зря говорят, нужно всегда быть чуть-чуть голодным...
Уминский Алексей: Вот, очень точно почувствовали. Пост – состояние, когда человек этот голод ощущает в том числе и физически. Это физическое чувство голода во время поста, мне кажется, очень важно. Можно очень вкусно питаться и постной пищей. Всё можно соблюсти буквально до миллиметрика, «до комара», как Евангелие об этом говорит. И поститься очень усердно – в том смысле, что есть постную пищу. Но сама по себе постная пища не приближает тебя к Богу. Ровно так, как я сейчас сказал, я процитировал Апостола Павла. Он в одном из своих посланий сказал, что пища не приближает нас к Богу и не удаляет от него. Поэтому именно это чувство голода, жажда Бога, голода по милости, голода по истине существует в человеке, как его истинная вера. Физический голод – знак того, что человек понимает, что самая главная его пища – это не то, что мы едим, не важно, что мы едим, мясо или рыбу, молоко или что-то другое, опять-таки процитирую своего любимого Апостола Павла, что Царство Небесное – это не еда и не питье, а радость о Духе Святом. Голод по этой радости.