Лоргус Андрей 17:17 31/03/2010
Думаю, что точек зрения Церкви на этот вопрос две. Первая – евангельская: только против. Другая – прогосударственная, в которой Церковь относится с пониманием к необходимостям государственным и гражданским, и с допущением. Как известно, в истории Церкви были периоды, когда Церковь не только не противостояла введению смертной казни, но даже в какой-то степени смертной казни придавала духовный смысл. Это известно из Повести временных лет.
Но я посмею высказать свою точку зрения как священника и психолога, тем более что она уже письменно изложена уже давно, я написал статью «Против смертной казни». Она в том, по поводу террористов и маньяков, то есть людей, которые способны на чрезвычайную жестокость, для них смертная казнь есть оправдание их деятельности, потому что они выбирают смерть как способ борьбы, они выбирают смерть, и свою и чужую, как способ доказательства, как чрезвычайную ценность для них. Они пытаются этим что-то доказать. Если мы вводим смертную казнь против них, то становимся на ту же позицию, и тем самым говорим: да, это средство борьбы, вы с нами боретесь, и мы с вами боремся тем же самым.
В прошлом году мне довелось быть в тюрьме, где сидят подобные люди, в том числе и боевики, на совести которых десятки жертв. Сама обстановка этого заведения чудовищная с точки зрения нормальной психики. И я встречался с некоторыми, разговаривал, в том числе с офицерами, которые несут там очень сложную службу, прекрасно понял, что их от смертной казни отделяет очень тонкая человеческая грань, и эта грань оставляет их людьми. Переступив ее, люди теряют что-то важное в своей духовной жизни. Введение смертной казни будет утратой этой грани для многих людей. Нужно подумать и о тех, кто будет применять смертную казнь. Кто будет ее исполнять, во-первых, а во-вторых - пассивны все мы. Сейчас приходится иметь дело с внуками палачей сталинских времен, и им страшно живется на свете. Многие из этих семей вырождаются. О них тоже нужно подумать.
AIF.RU Ведущий конференций 11:29 01/04/2010
Расскажите подробнее о вашем институте.
Лоргус Андрей 11:29 01/04/2010
Психология в духовных учебных заведениях до революции всегда преподавалась. Более того, были специальные учебники для семинарии по психологии. После восстановления духовной стороны, Церкви и образования, психология не вошла еще на общих основаниях в систему духовного образования. Но психология близка многим задачам духовного образования. Я убежден, что священнослужителям психология необходима, не только в смысле социального значения, но в том числе в смысле собственного духовного служения, самопознания, понимая, что такое человек.
Второе обстоятельство в том, что я психолог по образованию, я закончил Московский университет, а уже потом поступил в семинарию. А уже когда я учился в семинарии, я отдавал отчет в том, что я чувствую в себе призвание применить это и на церковном поприще. Но я считал нужным сначала разобраться в церковной антропологии как методологии новых психологических знаний. И потом христианство. И я уже 14 лет как вернулся в свою специальность. Я долго к этому шел. В 2002 году мы открыли факультет христианской психологии, который давал высшее образование по государственным стандартам. А теперь мы открыли институт дополнительного образования, даем специализацию по христианской психологии. Мы даем специализацию по христианской психологии для психологов, медиков, волонтеров, священнослужителей. Это уникальное учебное заведение, пока единственное. Чтобы стать нашим слушателем, прежде всего нужно иметь высшее образование, во-вторых - иметь желание. К нам приходят люди разных профессий. По нашим госстандартам могут получить дополнительное образование все люди, имеющие высшее образование. Сколько учиться – зависит от квалификации. Психологи учатся год, не психологи - 1,5-2,5 года.