Легойда Владимир Романович 09:45 27/03/2012
Ведущий конференции: Друзья, доброе утро! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. Сегодня у нас в гостях председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Романович Легойда. Владимир Романович, спасибо огромное, что нашли время и пришли к нам в гости.
Легойда Владимир Романович: Здравствуйте! Спасибо, что пригласили.
Ведущий конференции: Владимир Романович, перед тем, как приступим к вопросам наших читателей, мне бы хотелось немного обозначить тему. Она у нас непростая. В народе ходит такое выражение: «Пришел пост, жди искушений». С одной стороны, пост – это время очищения, а с другой стороны, время, когда обостряются не самые лучшие качества в человеке, появляются какие-то препятствия. Как Вы считаете, это народное изречение имеет под собой какую-то почву или нет?
Легойда Владимир Романович: Какую-то, безусловно, имеет. Может быть, не указывает на самую главную составляющую поста, хотя я на своем скромном опыте убеждаюсь, что пост – это объективная история. Верующий – не верующий, но все равно в пост происходят всякие события, которые заставляют по-другому посмотреть на себя, на окружающий мир, а лучше всего, мне кажется, о посте сказал Шекспир в «Гамлете»: «Я повернул глаза, зрачками в душу». Пост – это время, когда человек должен повернуть глаза, зрачками в душу, главное, чтобы он не увидел там то, что увидел несчастный Гамлет – сплошные пятна пустоты. Очень сильный и великопостный образ, мне кажется.
Ведущий конференции: А Вы сами поститесь? С родом Вашей деятельности, когда Вы общаетесь с большим количеством людей, ходите на какие-то светские мероприятия, это у Вас гармонично происходит, нет никаких противоречий?
Легойда Владимир Романович: Если Вы имеете в виду «пищевую» составляющую поста…
Ведущий конференции: Скорее духовную. Большое количество людей, пост ведь подразумевает, что и в театр нельзя ходить и еще какие-то мероприятия.
Легойда Владимир Романович: Я грешен, был позавчера в театре на премьере Занусси «Король умирает» в Театре на Таганке. Я очень люблю творчество Занусси, мне кажется, что замечательный был спектакль. Что касается работы, наверное, есть какие-то сложности. Они в любой ситуации есть. А с едой у меня никогда не было проблем. Самое простое для меня в посте – это не есть определенные виды продуктов.
Ведущий конференции: То есть все эти разговоры, особенно среди людей, которые только приходят к этому и чувствуют какую-то внутреннюю потребность поститься, о том, как это сложно, это все отговорки?
Легойда Владимир Романович: Я не думаю, что это всегда отговорки, потому что все очень индивидуально. Есть категория людей, которым не нужно поститься, я имею в виду в плане ограничений в пище, строго: беременные женщины, люди с различными заболеваниями, поэтому не нужно здесь проявлять резвость не по разуму. Насчет поста мне врезалось в память, давно мой знакомый, рассказывая о первом посте в своей жизни, сказал: «Я постился так постился, я перед причастием неделю ничего не ел, всех вокруг осуждал». Этот образ отложился у меня в голове с таким индикатором: что есть настоящий пост, а что нет, что все-таки отношение к себе, к своей внутренней жизни и к окружающим людям это определяет.
Ведущий конференции: Для меня это тоже актуально, для меня самое страшное в посте – не то, как себя ограничить в пище, а то, как свои мысли в правильном русле держать. То есть не так страшно, грубо говоря, съесть кусок колбасы, чем осудить ближнего?
Легойда Владимир Романович: На мой взгляд, четко нужно понимать, что любые ограничения, пищевые, какие-то другие, телевизор, интернет – это ведь только средства, а не цель. Если цель поста, чтобы через 40 дней поместиться в платье, в которое вы не помещались уже полгода, то, наверное, это не самый правильный пост, а вот если вы, как гениально сказал Шекспир, повернули глаза зрачками в душу, то, наверное, вы на правильном пути. А эти вещи должны просто помогать, они реально помогают. Я ни в коем случае не хочу сказать, что не важно, что ты ешь, это действительно человека дисциплинирует, потому что, когда ты плотно покушал, да еще с какими-то возлияниями, сложно на молитву становиться, да и вообще о чем-то подумать, мысли в районе желудка находятся в этот момент, это важно, но это все равно исключительно средство.
Ведущий конференции: Владимир Романович, сейчас в интернете активно обсуждается тема панк-молебна, от этой темы нам никак не уйти, достаточно много вопросов относительно девушек. Мне бы хотелось, чтобы Вы как-то прокомментировали эту ситуацию, как на самом деле это видится церковью?
Легойда Владимир Романович: Честно скажу, что с профессиональной точки зрения, в данном случае не только с позиции церкви, но и журналистской, пиаровской работы, могу сказать, что все мы сейчас работаем бесплатными пиарщиками этой самой группы, название которой я произносить не хочу, потому что мы как-то легко ввели его в обиход. Давайте переведем на русский наиболее приемлемым способом и посмотрим, сможем ли мы его произносить. Мне не хочется. Чем меньше мы будем об этом говорить, тем лучше будет для нашего и так нездорового общества. С точки зрения его состояния будет лучше, если б мы поменьше говорили. Но раз уж вопрос задан, что могу сказать? Очень важный момент. Многие говорят, что они случайно зашли. Не случайно, потому что события, которые чаще всего обсуждаются, это события, которые произошли 21 февраля в храме Христа Спасителя, а 19 февраля в Елоховской церкви был подготовительный акт, там их просто быстро вывели, но они успели что-то заснять, потому что ролик, который до сих пор находится в интернете, смонтирован из 2-х кусков, кусок из храма Христа Спасителя и кусок из Елоховской церкви, поэтому это уже рецидив был. Церковь больше всего озабочена состоянием души человека, и если говорить о состоянии души человека, то никаких движений не видно с точки зрения того, что эти дамы о чем-то задумались, что они сожалеют. Огромная группа поддержки, которая говорит: «Что такого? Люди зашли, помолились». Даже язык не поворачивается называть это панк-молебном, только в очень жирных кавычках. Понятно, что не все чувствуют боль верующего человека, но я всегда привожу такое сравнение. Представьте, что на Ваших глазах издеваются над Вашей матерью и Вы ничего не можете сделать. Вот ровно такое чувство было у меня, когда я смотрел этот ролик. Он длится всего полторы минуты, но я заставлял себя досмотреть его до конца, это было очень тяжело, вплоть до физического ощущения боли. Я бы очень хотел, чтобы это услышали. Мы говорим, что хотим жить в демократическом обществе, мы говорим о правах человека, так давайте усвоим фундаментальную истину: моя свобода заканчивается там, где начинается боль другого человека. Это очень важно. Если мы не согласимся с этим принципом, у нас постоянно будут происходить такие вещи.
Ведущий конференции: Одна из наших читательниц спрашивает: «Вам не кажется, что Ваши комментарии наталкиваются на стену стереотипов и предвзятости», потому что я тоже, когда читала Ваши комментарии, и не только Ваши, которые касаются этой темы, много раз встречала массу обвинений в адрес церкви.
Легойда Владимир Романович: То есть к вам в дом пришли, в доме нагадили, потом пришли правоохранительные органы, задержали тех, кто нагадил, но это, конечно, вы их посадили.
Ведущий конференции: Объясните эту ситуацию. Это же не церковь дала указание посадить этих девушек.
Легойда Владимир Романович: Церковь не может дать указание. Мне кажется, это вообще абсурдно предполагать. И когда нам сейчас говорят обратиться к следствию, а с чем мы должны сейчас обратиться к следствию? Я свою точку зрения высказывал, и не только я, но и другие официальные представители церкви тоже, и говорил, что мы вряд ли будем настаивать, когда дело будет рассматриваться в суде, на каком-то реальном сроке заключения. Я считаю принципиальным для всех нас, не только верующих, правовую оценку этого действия. Сейчас возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство», сейчас многие верующие люди пишут письма в Патриархию, прокурору, о том, чтобы этот ролик отсмотрели на предмет того, не содержит ли он состава преступления по статье 282 «Экстремизм», это тоже должно быть решено в правовом поле. Мы на этом настаиваем, должна быть дана именно правовая оценка. А когда нас призывают вмешаться, что мы должны сказать? Давайте всех отпустим и сделаем вид, что ничего не произошло? Кто нам сейчас говорит: «Вмешайтесь»? Те же люди, которые говорят, что Церковь все время вмешивается. Так если вы не хотите, чтобы мы вмешивались, зачем же вы сейчас нас просите? Надавить на власть? Пусть власть в правовом поле решает. Мы все понимаем, что наша судебная система несовершенна, поэтому мы настаиваем на том, чтобы это был честный суд, мы хотим, чтобы это в законодательном плане было рассмотрено, но если мы, понимая все несовершенство судебной системы, не будем в любом случае настаивать на правовом рассмотрении вопросов, если мы будем исходить из того, что у нас судебная система плохая, законы плохо работают, решим все по звонку, значит мы правовое общество не построим никогда.
Ведущий конференции: Меня вот какой вопрос волнует из того, что Вы сказали. Я понимаю, что Церковь не должна вмешиваться, но, может быть, какие-то попытки со стороны Церкви были пообщаться с этими девушками, как-то их вразумить, с родителями их поговорить?
Легойда Владимир Романович: Сегодня в следственном изоляторе, в котором содержатся эти женщины, будут два священника, но они регулярно ходят, это люди, которые, как мы говорим, окормляют этот следственный изолятор. Я не исключаю, что такая встреча состоится, и очень надеюсь, что из этой встречи не будет сделан очередной перфоманс.
Ведущий конференции: Одна из наших читательниц спрашивает: «Все понимаю, но зачем было сажать девушек, общественные работы по ним плачут, пусть отправляют их мыть пол в том же самом храме, или еще что-нибудь полезное делать, такой мысли не возникало?». Я немного перефразирую этот вопрос. Мне хочется понять. Как Вы считаете, какая должна быть мера наказания применена? Я понимаю, что Вы не юрист.
Легойда Владимир Романович: Я не юрист. Я считаю, что мера наказания должна быть такая, которая соответствует нашему законодательству. Если они будут признаны виновными в хулиганстве, мне кажется, что для этого есть все основания, то максимальный срок по этой статье 7 лет, то есть в самом жестком случае. Я не думаю, что 7 лет, но опять-таки ощущения – категория не научная, и я – не эксперт. Более того, я не исключаю, что если будет жесткий приговор, то мы можем тогда обратиться с тем, чтобы этого не произошло. Мне кажется, что реальный срок здесь вообще не нужен, максимум какой-то условный срок, но принципиальная оценка должна быть дана. Если сейчас этого не произойдет, если мы просто закроем дело и сделаем вид, что ничего не произошло, это будет неправильно. Вот о чем идет речь.