Воликова Светлана Васильевна 12:31 01/09/2011
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! В эфире «АиФ-онлайн». Меня зовут Наталья Кожина. Сегодня на календаре 31 августа, и мне немножко грустно, что сегодня последний день лета. Хотя в осени много своих прелестей. Например, завтра нас ожидает День Знаний 1 сентября. Но если верить психологам, то День знаний не для всех радостное событие, по крайней мере для первоклашек – это самый настоящий стресс Так ли это мы выясним сегодня у нашего гостя. Позвольте вам представить Светлану Васильевну Воликову, старшего научного сотрудника Лаборатории клинической психологии и психотерапии НИИ психиатрии Росздрава, доцента кафедры клинической психологии и психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, кандидата психологических наук и медицинского психолога высшей категории.
Светлана Васильевна, спасибо Вам большое, что в столь ранний час Вы пришли к нам в гости. Вам-то грустно, что лето нас покидает?
Светлана Воликова: Действительно очень противоречивые чувства испытываешь 31 августа, потому что, с одной стороны, последний день лета, с другой, 1 сентября – на носу, и завтра День знаний. Дети, которые 1 сентября пойдут в школу, увидят своих одноклассников, и я надеюсь, что они обрадуются. Хотя бы это скрасит сложные моменты, с которыми они могут столкнуться
Ведущий конференции: Заголовок нашей передачи звучит «Первый день в школе. Как помочь ребенку пережить стресс?». Действительно ли это стресс и каковы его масштабы?
Светлана Воликова: Стресс – это некоторый дискомфорт, который испытывает человек. Любая перемена вызывает некоторый дискомфорт. Если опираться на научную терминологию, то любая перемена – это стресс. Поход в первый класс, поход в школу – это в каком-то смысле стресс. Мы можем говорить о масштабе этого стресса: кто-то его не почувствует практически, не заметит и быстро к нему адаптируется, а для кого-то это будет началом серьезного дискомфорта, к сожалению.
Степень адаптации ребенка к школе зависит от многих причин. Во-первых, это установки, которые дают ребенку родители, и установки, которые дает себе сам ребенок, исходя из того, что говорят ему родители. Во-вторых, это позиция школы, потому что школа может либо смягчить переход ребенка из статуса дошкольника в статус школьника или сделать этот переход довольно болезненным.
Если требования высоки, и ребенку трудно соответствовать этим требованиям, причем требованиям как школы, так и родителей, то тогда конечно он будет испытывать стресс. Если родители будут относиться к школе, как к чему-то естественному, что принесет не только трудности, но и радость, и учителя в школе с удовольствием встретят этого ребенка: устроят праздник, скрасят трудовые будни, то тогда стресс можно будет пережить очень просто.
Ведущий конференции: Как поведут себя учителя в школе, это трудно прогнозировать. Как должны вести себя родители, чтобы процесс адаптации прошел менее болезненно?
Светлана Воликова: Психологи обычно говорят о том, что дети и родители связаны друг с другом как сообщающиеся сосуды. Все чувства, которые испытывают родители, потом перетекают в ребенка, и ребенок испытывает те же самые чувства. Если родители сильно тревожатся, если они волнуются, если они боятся школы, что тоже, к сожалению, бывает, то тогда ребенок будет чувствовать тревогу. Если родители будут уверены, что они справятся с трудностями, которые могут возникнуть, если родители будут настраивать ребенка, что в школе не только сложно, но и интересно, тогда все будет проще.
Ведущий конференции: А настраивать – это как? Подхожу к своему ребенку и говорю ему «Все будет хорошо». Не совсем представляю себе этот процесс.
Светлана Воликова: Если родитель подойдет к ребенку и будет говорить «Все будет хорошо», то это будет, по крайней мере, странно. (смеются). Лучше начать с того, что поговорить с ребенком, узнать, как он относится к этой ситуации. Если ребенок хочет в школу, то тогда важно помочь ему не потерять этот настрой. Если ребенок говорит, что он опасается, важно выяснить, чего он опасается, то есть максимально конкретизировать его опасения: он боится учительницу, или он боится, что забудет положить что-то в портфель, или он боится, что не познакомится с детьми, не наладит контакт, или еще чего-то. Надо выяснить, чего конкретно опасается ребенок, и дальше, исходя из конкретных ответов ребенка, выстраивать логику поведения. Может быть, разыграть какую-то ситуацию. Например, мама – учительница, ребенок – первоклассник, или наоборот. В игре снимается напряжение ребенка, он видит, что ничего страшного там нет, ситуация для него представляется интересной. Он начинает ждать, будет ли соответствовать реальность тому, что он нафантазировал с родителями в игре накануне этого события.
Ведущий конференции: Вы уже сказали, что есть дети, которые не хотят идти в школу, но большинство первоклашек очень даже хотят туда идти. Если ребенок хотел идти в школу и первоначально у него был интерес, но потом этот интерес пропал. Это что значит? Ребенок не адаптировался к этим условиям?
Светлана Воликова: Родителям нужно прояснить ситуацию, выяснить у ребенка, с чем это связано. Там может произойти какая-то конфликтная ситуация, или он может столкнуться с какой-то сложностью, или с чем-то неожиданным для себя. Поскольку ребенок маленький, у него не так много способов реагирования на разные ситуации. У него мало опыта, он может не знать, как поступить. Он замыкается, может не очень хорошо себя чувствовать в школе, менее внимательно слушать преподавателя, соответственно начинаются пробелы в знаниях. Это также может усугублять его положение, затруднять адаптацию. На психологические трудности, которые у него возникли, накладываются реальные трудности в освоении новых знаний.
Ведущий конференции: Как я поняла, для того чтобы ребенок быстрее влился в учебный процесс, надо больше разговаривать с ребенком и выяснять, что нравится, что не нравится. А есть какой-то показатель, как долго ребенок привыкает к школе?
Светлана Воликова: Адаптация – это дело индивидуальное. Кто-то очень быстро перестраивается в любой ситуации, кто-то – нет. Возрастные нормативы у детей таковы: от нескольких месяцев до полугода (если измерять в учебном времени - это 2 четверти). Если к Новому году ребенок испытывает существенные трудности в школе: с трудом просыпается, не хочет идти в школу, часто плачет по этому поводу, то тогда стоит обращаться к специалистам.
Ведущий конференции: А к Вам часто обращаются с такой проблемой?
Светлана Воликова: Да. Школьные проблемы – одна из самых частых тем, которые заявляют на семейных и индивидуальных консультациях у психологов