Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:02 19/06/2014
Что касается детского молчания и нежелания говорить, то, конечно, в этом вопросе всё очень индивидуально. Нужно оценивать поведение и уровень развития ребёнка в целом, поэтому заочно сказать, есть ли у этой девочки проблема или нет, я не могу. Но, судя по письму, проблемы с поведением и пониманием речи отсутствуют, к тому же она произносит слова с простой слоговой структурой без переключения согласных. Возможно, это обычная незрелость, которая через месяц – два будет преодолена, и речь запустится. Но если речь не появляется в 3 года, стоит обратиться к логопеду. Что сейчас можно сделать в домашних условиях? Во-первых, нужно проследить, произносит ли девочка какие-то другие согласные звуки непроизвольно, в игре? Если она их произносит, то с большой вероятностью серьёзных проблем нет, и вскоре она научится управлять своим артикуляционным праксисом и разговаривать. Как ещё можно ей помочь? Очень рекомендую читать стихи и петь детские песенки, не договаривая концовки. Естественно, перед этим вы не раз поёте песню или читаете стишок целиком, чтобы ребёнок их усвоил, запомнил, а затем — начинаете недоговаривать. Таким образом, вы растормаживаете его на ритмике, и, когда вы не договариваете последний слог, у малыша есть большая потребность его договорить. Наш мозг устроен таким образом, что последняя нота в музыкальной фразе всегда является устойчивой, и, если мы заканчиваем мелодию на неустойчивой ноте, он всегда будет стремиться её закончить. Очень полезны для этих целей мелодии, заканчивающиеся на открытых слогах. Например, детская песенка «Далеко-далеко на лугу пасутся ко…»., где родитель будет петь в слове «далеко» только два первых слога, а ребёнок — его заканчивать.
AIF.RU Ведущий конференций 15:02 19/06/2014
Какой в идеале должна быть речь у 3-летнего ребёнка?
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:03 19/06/2014
Если следовать классическим нормам, то в идеале у ребёнка уже в 2 года должна быть фразовая речь, в которой могут присутствовать лепетные слова. Но эти нормы были разработаны много лет назад, с тех пор не менялись, и, на мой взгляд, их нужно корректировать. Связано это с тем, что в современном мире преобладает зрительная информация, поэтому ребёнок поневоле начинает преимущественно пользоваться зрительной, а не слуховой модальностью, и даже у нормотипичного малыша появление речи может задержаться. Ребёнку гораздо проще обозначить вещь картинкой, а не набором звуков, поэтому он не говорит, а на всё показывает пальцем. Оградить малыша от потока визуальной информации невозможно — даже если ограничить просмотр мультиков, то от рекламы на улицах, ярких журналов и даже упаковок никуда не убежишь. Поэтому я считаю, что, учитывая сегодняшнюю ситуацию, нормы нужно менять. Но всё-таки в 3 года фразовая речь уже должна в идеале присутствовать. Это не значит, что, если ребёнок заговорил только в 3 года, у него потом возникнут какие-то серьёзные проблемы с речью. Скорее всего, он догонит своих сверстников. Но после 3 лет счёт идёт уже на месяцы, и каждый из них — серьёзное упущение. Сензитивный период развития речи у детей длится от 2 до 5 лет, и в этом возрасте устранять любые проблемы гораздо проще, чем потом.
AIF.RU Ведущий конференций 15:03 19/06/2014
Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:03 19/06/2014
В целом, есть. В силу своего генетического устройства мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. Большинство девочек более вербальны, чаще бывают ориентированы на слуховую модальность, в то время как у мальчиков преобладает зрительная. Также женщины больше склонны выражать себя через речь, чем мужчины. В связи с этим девочки раньше начинают говорить.
AIF.RU Ведущий конференций 15:03 19/06/2014
Как вести себя родителям в ситуации, когда ребёнок показывает на предметы, а разговаривать отказывается?
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:03 19/06/2014
Типичный обывательский совет, который дают родителям: «А вы не понимайте его», — ошибочен. Так делать категорически нельзя. Речь — это функция, которая появляется не потому, что надо говорить, а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — это значит, он не может это делать, и пытаться заставить его — как говорить безногому: «А ну-ка, станцуй!». Возможно, у него есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Их притворным «непониманием» не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.
AIF.RU Ведущий конференций 15:04 19/06/2014
Каковы другие типичные ошибки, которые совершают родители?
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:04 19/06/2014
Есть два распространённых мнения. Первое из них — то, что с детьми нельзя сюсюкать, говорить детским языком. Я считаю, что его использовать полезно, особенно в игре, для того чтобы ребёнок научился повторять и произносить различные слоги. Мы, логопеды, сами применяем детский язык в своей работе, особенно с не говорящими детьми. Второй совет, который дают родителям, дети которых имеют проблемы с речью: «А вы больше с ними разговаривайте». Есть дети с базовым нарушением анализа речи на слух, которые просто «выключаются», когда вы начинаете много говорить с ними. Такому ребёнку, наоборот, рекомендован ограничительный режим, при котором взрослый разговаривает с ним максимально отчётливо. И если он о чём-то просит ребёнка, то нужно говорить не скороговоркой: «Открой-ка, пожалуйста, эту дверку» или «А ну-ка, давай, принеси мне ведёрко». А отчетливо: «открой дверь» и «принеси ведро». Не для всех, но для некоторых детей многоречивость взрослых действительно становится проблемой.
AIF.RU Ведущий конференций 15:04 19/06/2014
Что вообще должно насторожить родителя в развитии речи ребёнка?
Грузинова Татьяна Вячеславовна 15:04 19/06/2014
Если это не первый ребёнок, то, скорее всего, родитель сам увидит какие-то трудности. Если же он первый, то родители нередко могут не заметить, что что-то идёт не так. Можно посмотреть на других детей или прислушаться к мнению посторонних людей, но не слишком тревожных и не заинтересованных. Нужно обратить внимание на поведение ребёнка — отличается ли оно от поведения других детей в этом возрасте? Насколько оно целенаправленно? Есть ли у ребёнка проблемы с концентрацией внимания? Как он устанавливает контакт со взрослыми, смотрит ли в глаза? Нужно проверять признаки аутизации. Также обязательно следует обратить внимание на понимание речи. Распространённая ошибка родителей — часто они считают, что ребёнок понимает речь, а на самом деле он догадывается о её содержании по контексту. Например, родитель просит: «Принеси мне стаканчик», — и сам показывает пальцем на стакан, не замечая этого. Дело в том, что, когда ребёнок не понимает слов, родитель бессознательно начинает дублировать их жестами. Для того чтобы проверить, способен ли 2–2,5-летний малыш понять речь, можно провести такой эксперимент. Положите мяч (любой другой предмет) в место, где он обычно не лежит, например в ванную. И попросите малыша сходить туда и принести вам его. Если ребёнок выполнит такую, чисто словесную инструкцию — значит, с пониманием речи всё в порядке.