Пожигайло Павел Анатольевич 22:39 22/10/2013
Ведущий конференции: Друзья, добрый день. Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. А в гостях у нас сегодня председатель Комиссии по культуре Общественной палаты, исполнительный директор Всероссийского хорового общества Павел Анатольевич Пожигайло. Здравствуйте, Павел Анатольевич.
Пожигайло Павел Анатольевич: Добрый день.
Ведущий конференции: Вы выступили с инициативой о введении хорового пения в школах. Скажите, пожалуйста, чем хоровое пение лучше дополнительного урока физкультуры, шахмат или какого-то другого предмета?
Пожигайло Павел Анатольевич: Предваряя некое неудовольствие части населения тем, что у меня был ряд негативных высказываний о спорте, я поясню свою позицию. Она заключается в том, что сегодня есть некий перекос в сторону спорта. Поэтому я бью по спорту, чтобы люди, принимающие решение о выделении средств, обратили внимание на культуру.
Ведущий конференции: Вы сказали, что «спорт дебилизирует человека».
Пожигайло Павел Анатольевич: Да, спорт действительно дебилизирует человека, если с ним переборщить и ничем другим больше не заниматься. Мы слышим интервью некоторых наших спортсменов, особенно часто футболисты этим отличаются. Например, рыжий «чипсоед» Аршавин и ряд других. Я не хочу никого из спортсменов обидеть, тем более, я сам – кандидат в мастера спорта по самбо, у меня первый разряд по бегу, по стрельбе. Но для меня это всегда было на втором плане. На первом плане у меня была музыка, чтение книг, учёба в школе (у меня было только две «четвёрки»), красный диплом в училище, адъюнктура, в последнее время - диссертация по истории. Всё-таки человек в главном своём предназначении должен быть мыслящим, образованным, культурным, но при этом, конечно, иметь здоровое тело.
В государстве сегодня есть перекос в сторону спорта, это как палочка-выручалочка: давайте настроим стадионов, бассейнов, вложим огромное количество денег, все накачают мышцы, и у нас будет потрясающее общество. Так не будет. Мы прекрасно видим, что накачанные бездушные молотобойцы часто становятся участниками различного рода жестоких стычек, где погибают люди. На спорт наша страна последнее время тратит в 5 раз больше, чем на культуру. На культуру выделяется 4 миллиарда, а только Олимпиада стоила 60 миллиардов, Чемпионат мира по футболу – 40 миллиардов долларов. Ежегодные вложения в спорт кратно выше, чем в культуру. Вот почему я выступил, может быть, немного провокационно, против спорта – чтобы привлечь внимание к другой стороне нашей человеческой жизни. Всё-таки спорт не формирует человека в человеке. Спорт формирует тело, а вот душу и сердце формирует культура.
Когда я возглавил Комиссию по культуре в Общественной палате, я для себя определил две ключевые задачи: первая - создание Всероссийского хорового общества и развитие хоровой культуры; вторая – поддержка и популяризация изучения русской литературы. Мы сегодня занимаемся разработкой методологии преподавания русского языка и литературы в дошкольных учреждениях, школе, вузе. Я планирую уже в следующем году выйти на учебник по литературе. Даже не на учебник, а на систему, которая позволит в том числе и популяризировать чтение.
И хоровое пение, музыка, и русская литература, на мой взгляд - это главные предметы в образовании молодого человека, которые и формируют в нём человека. Доброго человека, человека, который способен любить, который по-своему любит Родину.
У меня недавно спросили, какова национальная идея России. На что я ответил, что тот, кто её сформулирует, уже соврёт. Её невозможно сформулировать. Как только ты формализуешь такие вещи, они исчезают. Поэтому национальная идея России – это знание русской литературы, в которой есть всё: Некрасов и Достоевский, Тургенев и Гоголь, Пушкин и Лермонтов, Белинский и Чернышевский, Розанов и Шульгин. Глубокое полноценное изучение русской литературы у каждого человека, в том числе и ребёнка, сформирует собственные взгляды и отношение к своей стране, которые будут сходиться, какими бы разными они ни были с точки зрения социального устройства государства, национального, но внутри будет абсолютно одинаковое отношение – настоящая любовь к Родине.
Не надо заставлять всех ходить маршем или под одним флагом. Поэтому я и считаю очень важной поддержку гуманитарного образования в школе, главными составными частями которого являются музыка и литература. Этому я посвятил несколько последних лет своей жизни.
Ведущий конференции: Павел Анатольевич, наши читатели спрашивают, а тем ли вы занимаетесь, когда в стране грядёт экономический кризис, взрывают автобусы, есть безработица. Конкретно вас, как человека, который пропагандирует хоровое пение, обвиняют в том, что не на том вы фокусируете своё внимание. Что можете возразить по этому поводу?
Пожигайло Павел Анатольевич: Двенадцать лет я служил в военном ведомстве. Побывал в двух горячих точках: в Абхазии и Таджикистане. В Таджикистане провёл 6 лет, занимаясь бизнесом – выращивая хлопок. У меня был комбинат в Душанбе, где работали 4 тысячи таджиков. Всё это происходило во время войны. Я был в Горном Бадахшане, не раз проходил Зарафшанский перевал, Хароский. Поэтому то, что может быть, я видел своими глазами. Может быть, там и сформировалось у меня главное лекарство. Главное лекарство – это не экономика, главная беда в России – это искорёженные, искалеченные души, где-то забитые нищетой, где-то неверием, где-то алкоголизмом. Помните, как у Раскольникова в конце «Преступления и наказания», когда его сердце вдруг рассталось с идеей деления людей на разряды, он полюбил Соню и увидел, как прекрасны берега реки, заливы. То есть момент, когда сердце человека освобождается от этого страшного, тягучего, депрессивного плена, глаза его зажигаются, и он совершенно по-другому себя открывает. Экономика - это тактика, её можно спланировать на 5-6 лет вперёд. Она всегда отвечает за тактические вещи, потому что невозможно просчитать, что будет завтра с долларом, с евро, послезавтра с юанем или ещё с чем-то. А культура – это стратегия государства. То, какие люди будут через 200 лет жить в России, зависит сегодня только от культуры и никак не от экономики.
Вы упомянули про взрывы. А почему это происходит? Почему я борюсь за русскую литературу? Причём русская литература для меня – это и Чингиз Айтматов, и Расул Гамзатов, и Фазиль Искандер. Потому что в школах сегодня мы потеряли единое объединяющее этическое пространство радости жить вместе друг с другом. Вот мы говорим про Махачкалу, про этот ужасный взрыв. А что там в школах? Там нет урока литературы. Оставили 2 часа в неделю. Изучают английский язык, второй язык, экономику. Вот мы и пришли к этому. Если бы во всём пространстве России мы одинаково изучали и Расула Гамзатова, так же как в Дагестане изучали бы Пушкина и Лермонтова, то у нас была бы единая человеческая система ценностей. Я уверен, что лекарство именно в этой области.
Я был в Махачкале год назад. Мы были в училище Кажлаева, известного дагестанского композитора. У них есть хор, в котором 33 человека. Представлены все национальности Дагестана. Если певец какой-то определённой национальности уходит из хора, то на его место приглашается певец именно этой национальности. То есть хор является прообразом совместного творчества людей разных национальностей, религий или взглядов на жизнь. Потрясающий хор! Поэтому и моё увлечение хоровым пением родилось не из любви к музыке.
Последние годы я много занимался философией, Священным писанием, древними языками, античной трагедией. У Эсхила есть такое произведение «Орестея», конец эпохи греческих героев. Советую прочитать. Весь сюжет этой трилогии наполнен участием хора. То есть для древних греков хор – это некий символ существования государства. Это гораздо больше, чем просто музыка.
В Америке 48 миллионов человек участвуют в Американском хоровом объединении, в Германии – 6 миллионов. В Верхней Саксонии в основу государственной политики положено пение в хоре. Хор – это основа социального, политического, национального единства многих стран. Кстати, это было и в России до революции.
Эта идея родилась у меня 2 года назад. Я последовательно к ней шёл. На сегодняшний день у нас около 150 тысяч человек, 600 хоров. Люди очень радостно встречают эту инициативу. Во многих городах сейчас проходят отборы. У меня была ещё одна идея – Олимпийский хор. Сейчас мы собираем большой детский хор на Олимпиаду – тысячи детишек, по 10 человек от региона, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь чуть больше, потому что нужны профессиональные детские певцы из Академии им. Попова и училища им. Глинки. Наши члены комиссии ездят по регионам и проводят конкурсы. Лучших десять ребятишек мы привозим сначала в Санкт-Петербург в январе на 10 дней, а потом в Сочи. Это будет детский хор России. На закрытии Олимпийский игр эти дети исполнят две композиции. Впервые в истории Олимпийских игр в них принимает участие такой детский хор. Я хочу создать институт, чтобы этот хор дальше жил. Например, раз в год собраться на день России. Со всей страны будут дети: из Анадыря, Махачкалы, Салехарда, Нальчика. Представляете, это многообразие национальностей, культур, религий, объединённое в один хор и поющее, допустим, песню Пахмутовой «Надежда». Это очень важно.
Я – не против спорта, я - за культуру. Я действительно считаю, что сегодня есть перекос и перебор в нашем финансировании спорта и колоссальная недооценка культуры. Разве хоровое пение – это не скрепа? Когда миллионы людей могут объединиться. Поверьте, палкой никто никого не гонит. Люди с удовольствием поют.