Даниленко Андрей Львович 19:56 16/10/2013
Мы должны увеличить объёмы производства молока в Российской Федерации как минимум на 40 %. Мы просчитали, чтобы обеспечивать себя молоком хотя бы на 90 % (Евросоюз не знает, куда девать свою продукцию, они пытаются её по всему миру распихать, включая и нас), нам нужно производить 6 миллионов тонн молока, и мы в этом году уже потеряли один миллион.
AIF.RU Ведущий конференций 19:57 16/10/2013
А в какой прогрессии будут двигаться эти потери? В этом году – миллион, а дальше?
Даниленко Андрей Львович 19:57 16/10/2013
Скорее всего, произойдёт вот что. Мы перерабатываем 16 миллионов тонн. Если ничего не делать, если не вмешается государство, если не будет каких-то регулирующих решений, то мы упадём примерно до 10 миллионов тонн, что будет достаточно для производства свежих, качественных, но очень дорогих молочных продуктов, которые сможет себе позволить покупать либо среднестатистический человек в очень небольшом количестве (для детей, для души), либо очень богатые люди, которые могут себе это позволить. Мы просто сократим объёмы производства до такого уровня, что цена будет настолько высокая, что тем, кто останется, будет смысл дальше жить и работать и без государственной поддержки обеспечивать свою доходность. Но это означает, что большая часть молочной продукции будет произведена из сухого молока длительного хранения, из пальмового масла, очень спорного по своей полезности, и из продуктов, которые не довезёшь до нас без использования консервантов, стабилизаторов, технологий, которые неизбежно влияют на свежесть и полезность этих продуктов.
AIF.RU Ведущий конференций 19:59 16/10/2013
Вы сказали: «очень дорогие молочные продукты». На сколько повысятся цены?
Даниленко Андрей Львович 19:59 16/10/2013
Сегодня средняя цена по России – 16 рублей за литр из хозяйства. Для того чтобы производителю молока имело смысл брать кредиты, входить в долгосрочные обязательства, потому что у нас сегодня деньги – самые дорогие в мире (я имею в виду процентные ставки на кредиты), мне, производителю, нужно, чтобы цена молока была 25 рублей за литр, а не 16 рублей, которые я получаю сегодня. Вот и считайте, насколько должна увеличиться цена молока на полке. Грубо говоря, если мы говорим о 25 рублях, то на полках цена должна быть примерно на 20–25 % дороже, чем сейчас. Либо торговым сетям надо отказаться от прибыли, переработчикам надо отказаться от прибыли и производителям тоже. И тогда, вероятно, можно будет обойтись без роста цен. Но если мы не будем иметь прибыли, мы не будем модернизироваться, инвестировать, развиваться. Это как в доме, если трубы регулярно не ремонтировать, они через какое-то время выйдут из строя. На молочной ферме если ты не будешь постоянно вкладываться, через какое-то время она выйдет из строя и перестанет работать.
AIF.RU Ведущий конференций 20:01 16/10/2013
Какие конкретные шаги вы видите, чтобы ситуация в ближайшее время как-то изменила вектор?
Даниленко Андрей Львович 20:01 16/10/2013
На прошлой неделе мы встречались с председателем правительства Д. А. Медведевым, обсуждали ситуацию. Мы составили список вопросов, которые требуют решения. Он дал десятидневный срок Министерству сельского хозяйства на принятие решения.
Вопросы очень простые. Мы сегодня имеем до 6 месяцев задержки по субсидиям, которые нам были обещаны. Представьте, если бы вам 6 месяцев не платили зарплату, был бы у вас энтузиазм, чтобы работать? По новым проектам не рассматривают субсидии вообще. То есть, если я хочу сделать новый проект, то ещё нет даже комиссии по рассмотрению новых проектов. Надо с субсидиями решать вопрос: мы либо выполняем обязательства, либо не выполняем. Второй очень важный вопрос – это то, что кредиты у нас очень дорогие и слишком короткие по срокам. Нам нужно, чтобы кредиты были не на 8 лет, а на 15, и чтобы они субсидировались. Мы просчитали, и я изложил это Дмитрию Анатольевичу, если посчитать, сколько государство заплатит в виде субсидий нам и сколько мы потом заплатим в виде налогов, то сумма налогов больше, чем сумма субсидий, которую мы просим. То есть мы просим не помощь, а инвестиции в экономику государства. Третий вопрос. Мы считаем, что надо навести порядок с фальсификатом и тем беспределом, который сегодня происходит, - на полке можно увидеть как очень качественную продукцию, так и абсолютно некачественную. Мы в профессиональном сообществе знаем об этом, говорим, даём подтверждающие факты, но, к сожалению, при нынешней системе контроля эта задача не решается. Четвёртый вопрос - все страны мира регулируют цены внутри своего государства либо за счёт контроля над ценой, либо за счёт ограничения импорта, либо за счёт социальной помощи и пр. Молоко сегодня – самый массовый продукт в корзине каждого человека. Если мы не будем контролировать ценовую ситуацию в этом сегменте, то это будет плохо как для потребителя, так и для производителя, потому что любые резкие скачки цены негативно влияют на потребление. Я считаю, что это очень плохо, если люди будут ограничивать себя и своих детей в молочной продукции, потому что она слишком дорогая. Поэтому должна быть система регулирования цен. Если бы все эти пункты государство взяло на себя… Подчёркиваю – я не говорю: «Помогите нам, потому что мы – такие хорошие и нам надо помочь». Нет. Мы говорим: вложите в нас деньги, вложите в нас административный ресурс. Мы вам вернём деньги с прибылью, мы дадим продукт, доступный для населения, что будет влиять на снижение инфляции, и ещё мы сделаем так, чтобы наше население было более здоровым, потому что оно будет есть безопасные и полезные продукты. Поэтому это выигрышная ситуация.
AIF.RU Ведущий конференций 20:02 16/10/2013
А что останавливает государство? Почему ситуация дошла до такой крайней точки, как вы сейчас описали?
Даниленко Андрей Львович 20:02 16/10/2013
Мне трудно давать оценку государству, но я воспринимаю государственный аппарат, как большое количество чиновников, отвечающих за определённые сектора и направления деятельности. К сожалению, в нашей отрасли до сих пор в Министерстве сельского хозяйства, а конкретно в Департаменте животноводства, нет понимания срочности ситуации. Вся отрасль говорит: «У нас кризис. Мы находимся в тяжелейшей ситуации. Мы в такой ситуации ещё не были». Отчёт Департамента животноводства гласит, что у нас всё хорошо, никаких проблем нет. Есть небольшое увеличение импорта, небольшое уменьшение собственного производства, но всё хорошо. Знаете, как у Райкина: «Ну, так, сгорело кое-что…» – «Кое-что — это что?» - «Всё». Отчёт Департамента животноводства звучит примерно так же: да, импорт вырос; да, собственное производство упало, но зато цена выросла, не очень сильно, но выросла. Поэтому поводов для тревоги нет. Очень тяжело, когда ты находишься в ситуации, когда вся отрасль говорит одно, а профильный департамент, который тебя курирует, говорит совершенно другое. Мы очень надеемся, что поручение председателя правительства всё-таки будет выполнено. Счётчик тикает, 10 дней ещё не прошло, но мы очень внимательно отслеживаем ситуацию. Как только пройдёт 10-дневный срок, будем узнавать, где же то, о чём мы договаривались с председателем правительства.
AIF.RU Ведущий конференций 20:03 16/10/2013
Андрей Львович, вы сказали, что очень много фальсификата и некачественной продукции. Как вы считаете, высокая цена на какие-то молочные продукты всегда говорит о том, что этот продукт качественный?
Даниленко Андрей Львович 20:03 16/10/2013
Мне очень обидно, что у нас такое безумное количество мифов по поводу молока и молочной продукции. Ужасный миф, на мой взгляд, который опровергается всем научным сообществом, о том, что молоко и молочная продукция вредна для людей после 30 лет, что неправильно потреблять слишком много молочных продуктов. К сожалению, существует и миф, что раз дорого, значит, хорошо, или если иностранное, значит, гарантированно хорошее.
Очень важно, чтобы наш потребитель был грамотным. Сегодня никто целенаправленно этим не занимается. Да, мы, как отраслевой союз, у себя на сайте размещаем информацию о качестве продукции, но туда мало народу заходит. Мы – не массовый источник. А всё очень просто. Мы должны понимать, что, если мы хотим, чтобы молочный продукт был свежим, вкусным, максимально полезным, он не должен двигаться на большие расстояния, он должен иметь относительно короткий срок хранения, и лучше, чтобы он был изготовлен производителем, у которого мощная рекламная кампания и конкретные заводы, которые давно работают, с определённой репутацией. Это должны быть те производители, которым страшно потерять репутацию. А когда мы хватаем продукцию каких-то однодневных компаний, потому что она дешёвая, — это неправильное решение. Когда мы покупаем очень дорогой продукт такого же маленького предприятия, которое пишет, что это продукты фермерские, от собственных коров, это тоже не гарантия того, что продукт качественный. Я иногда бываю на этих мелких заводах. Упаковка красивая, этикетка тоже, но, если бы обыватель увидел, в каких условиях этот продукт производится, он не то чтобы не заплатил такие деньги, он бы никогда в жизни с полки не взял этот продукт. Вот эта мифология: фермерское – значит, надёжное или, наоборот, привезённое из какой-то экзотической страны, - это неправильный подход. У нас должен быть грамотный потребитель.