Саверский Александр Владимирович 16:07 16/10/2012
Ведущий конференции: Друзья, доброе утро! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. Сегодня у нас в студии президент «Лиги пациентов» Александр Саверский. Александр, доброе утро!
Саверский Александр Владимирович: Здравствуйте!
Ведущий конференции: Александр, с 1 января 2013 года нас ждут новые правила оказания медицинских услуг. Радоваться нам этому или печалиться? Как Вам видится эта ситуация?
Саверский Александр Владимирович: На самом деле ничего особенного не произойдет. Поначалу никто ничего не почувствует. Единственное, что меня серьезно беспокоит – это норма, связанная с тем, что самостоятельное обращение к специалисту, то есть минуя терапевта, может оказаться платным. Очень хочется верить, что разработчики не до конца поняли, что же они написали, то есть написано именно так, как я говорю. Любое обращение, минуя терапевта, к психиатру, к стоматологу, может расцениваться так, что с вас будут брать деньги.
Ведущий конференции: Это означает, что к терапевту выстроятся огромные очереди…
Саверский Александр Владимирович: Они у нас и сейчас уже такие. Расценивать эту меру можно только как очередное выдавливание, теперь уже на государственном уровне, человека из бесплатной в платную систему здравоохранения. Слава Богу, остается Конституция, в которой написано, что в государственных и муниципальных учреждениях помощь гражданам оказывается бесплатно, а поскольку у нас Конституция все-таки основной закон, то можно, как только с вас пытаются взять деньги, прийти к прокурору и пожаловаться.
Ведущий конференции: Я, как пациент, представила себе ситуацию. Я больна, еле стою на ногах. С меня просят денег. Наверное, мне будет не до того, чтобы бежать и жаловаться, лишь бы вылечили и на ноги поставили.
Саверский Александр Владимирович: Вы будете так делать до тех пор, пока у Вас деньги есть. Так платная медицина у нас и существует, она паразитирует на недостатках бесплатной медицины. Хорошо было бы, если бы бесплатная медицина у нас нормально работала, оплаченная за счет наших налогов. Вы такая богатая, что позволяете себе две медицины сразу: одну, которой Вы не пользуетесь (не буду стоять в очередях, тех самых, которые специально создаются), а пойду еще за одну заплачу. Получается, что Вы – очень богатая женщина, как и многие в нашей стране. Надо все-таки порядок с бесплатной медициной навести, потому что платная медицина – это не путь.
Ведущий конференции: Я начало нашей беседы представляла как Ваш монолог о том, как все-таки это плохо – принятие этого документа. Вы меня немного выбили из колеи, потому что по Вашим словам не все так страшно. Есть какие-то рычаги, при помощи которых мы сможем приструнить врачей, желающих получить от нас деньги?
Саверский Александр Владимирович: Бороться за свои права конечно же нужно, но тут дело сложнее. Я расскажу одну теорию интересную, она называется «теория разбитых окон». Возникла эта теория в 80-ых годах в США, где вдруг ни с того, ни с сего в экономически процветающем городе увеличивается в 3 раза количество тяжких преступлений. Никто не понимает, что происходит. Несколько лет изучали эту проблему. Пока наконец кто-то случайно не набрел на теорию, которая гласит, что если в одном доме долгое время не заделывается разбитое окно, все остальные окна в этом доме будут биты. Проверили ее на практике. В Европе, в Голландии около белой стены супермаркета, где паркуются велосипедисты, на велосипеды наклеили стикеры и убрали урны. 30% велосипедистов бросили стикеры на землю, потом на этой стене нарисовали граффити. 66% велосипедистов бросили стикеры на землю, то есть граффити оказалось сигналом к беспорядку. То же самое у нас происходит с платной медициной. Это сигнал к беспорядку. Потому что, если в Конституции написано, что помощь оказывается бесплатно, а тут получается, что надо платить… Рентген при пневмонии – это платная манипуляция или нет? Доктор послушал стетоскопом и сказал, что все в порядке, пневмонии нет, но мне плохо. Хотите, платите деньги за рентген, никаких проблем. Конечно, в стандарте есть рентген при пневмонии, а тут такая ситуация. И получается, что только дайте право и вас разведут как кролика. Хотите таблетку, которая лечит или которая калечит, хотите протез, который ржавеет через год или который будет у вас стоять до конца жизни и т.д. Недавно девушка прислала письмо из Владивостока. У нее была внематочная беременность, началось воспаление, надо удалять часть трубы или трубу целиком. Предложили на выбор: операция лапароскопическая или обычная, но лапароскопическая только за деньги. Понимаете? Мы тебе удаляем все, что только можно и после этого ты вряд ли сможешь рожать, либо плати деньги. Объяснение потрясающее! Лапароскоп – свой у хирурга. Что он тогда делает в этом государственном учреждении? Сразу возникает масса вопросов. Человека поставили перед выбором. А есть у нее выбор? Нет, конечно, она найдет деньги. Или еще один пример. Приезжает по квоте в НИИ человек из Краснодара. Инвалид первой группы, женщина 50 лет с мужем, который ее обслуживает, инвалидом третьей группы. По квоте, Краснодар платит Москве, федеральному учреждению, за ее пребывание и лечение. Их кладут в палату, где четверо детей. В результате этот инвалид оставляет в этом ФГУ 200 тысяч рублей, ему создают все условия, чтобы заплатил. И таких примеров не сосчитать.
С определенного момента я стал думать, что те очереди, которые есть у нас в поликлиниках, не потому, что у нас там нет специалистов, а потому что главврачу выгодно выдавливать вас из бесплатной в платную систему здравоохранения. То есть очереди не потому, что денег нет, а потому, что на вас хотят заработать. И попробуйте меня разубедить. Мы на 130 месте в мире в рейтинге ВОЗ, Белоруссия на 64 месте, Казахстан тоже где-то рядом, Украина на 72, Куба на 37, а мы на 130! Почему? Потому что нигде нет такого хаоса, который существует у нас. Я расцениваю это Постановление правительства как очередной сигнал к беспорядкам, вот что самое страшное. Там не решен вопрос, там написано: можно оказывать платную помощь на иных условиях, чем в базовой программе госгарантий. В базовой программе госгарантий нет вообще условий, поэтому любое условие будет считаться основанием платности. А что такое платная помощь по желанию пациента? Открываете 84 статью нового закона № 323, который был принят в ноябре прошлого года и читаете: пациент имеет право заплатить за медицинскую помощь… Это что такое? Право перепутано с обязанностью, потому что на самом деле заплатить деньги – это обязанность пациента за предоставленные услуги. Если кто-то что-то покупал по договору, то знает, что написано в таком договоре: человек приобрел, а взамен заплатил, это его обязанность. А тут право! То есть для того, чтобы обойти статью Конституции придумана такая форма.
Ведущий конференции: Когда я прочитала этот документ, так и не поняла, а кто устанавливает стоимость? Вы разобрались с этим моментом?
Саверский Александр Владимирович: Собственник. Исполнительная власть субъекта Федерации определяет ценовую политику. В Московской области два года назад, сейчас не знаю, существовал приказ по платным услугам государственных и муниципальных медицинских учреждений, где был перечень, мы не поленились посчитать, из 4000 видов медицинских услуг. Вот ответ! Поэтому сентенции Минздрава по поводу того, что у нас есть стандарты, у нас есть бесплатная медицина, ничего не значат. Если вы можете продать стандарт частично, как пишите в том же Постановлении или законе, вы что, можете частично вылечить пневмонию? Что такое дополнительные услуги? Это все лицемерие и ложь в чистом виде. В 1996 году было принято Постановление № 27, где написано, что платно оказываются услуги дополнительно к бесплатному перечню? Что такое дополнительные услуги? Медицинская помощь по определению достаточна. Если она недостаточна, то сами себе ее окажите, а потом на нас экспериментируйте. А если она дополнительная, уже как бы сверх достаточной, то это опасно, потому что любое медицинское вмешательство, любая таблетка, операция, просто опасно. Получается, что никакой дополнительной помощи быть не может. Все делается для того, чтобы создать игольное ушко, в которое может пройти верблюд.
Почему я в принципе против платной медицины? В медицине царит страх человека перед болезнью и человек готов заплатить любые деньги, лишь бы выжить, или выздоровел кто-то из близких. Плюс к этому, человек не знает на самом деле, что с ним, как это лечится и какие есть альтернативные способы. То есть два фантастически удобных для капитализма фактора – человек боится и не знает. С этим человеком можно делать все, что угодно. Плюс человек попадает в зависимость от этой системы – приполз уже к врачу, куда еще ползти, лечите меня. Проблема еще в том, что ползти дальше ты уже не можешь, потому что система так устроена. Если это все поместить в агрессию частного капитала, который еще и конкурирует между собой, то мы получаем совершенно гремучую смесь, которая раскручивает маховик стоимости медицины в безумных масштабах. Я задал такой вопрос одному умному врачу, он доктор медицинских наук и занимается доказательной медициной. Я его спросил, как отличить влияние на здоровье населения таблеток от туберкулеза и изменения образа жизни, то есть то, что живем в отдельных квартирах, моем руки, за последние 100 лет? Он мне ответил, что если посчитать падение количества заболевших в 18-19 веке, когда начало создаваться отдельное жилье, водопроводы появились, то это будут изменения в разы, а если таблетки, то в процентах. Если вы посмотрите сейчас на детскую заболеваемость, которая в родах происходит, то увидите, что в регионах-донорах (богатые регионы) заболеваемость намного ниже, чем в регионах бедных. Как у меня один приятель спросил: «Знаешь, в чем успех кремлевской медицины? В социальном статусе ее клиентов, просто эти люди едят другую еду, живут в другом жилье и т.д». Вот практически и весь секрет.
Ведущий конференции: Введение платных медицинских услуг будет способствовать большому социальному разрыву, хотя указано, что не должно быть разницы между теми, кто платит, и теми, кто бесплатно?
Саверский Александр Владимирович: Конечно, будет. Удобно ответить на Ваш вопрос историей развития финансов в сфере здравоохранения, о том, как все происходило.
В средние века, это все знают, человек платил сам. Больной несет врачу курицу, яйца, что-то еще, платит таким образом за себя. Со временем стало понятно, что это неправильно, больной сам за себя заплатить не может, кто-то за него должен заплатить. Это основа финансирования здравоохранения – кто-то за больного должен заплатить, он сам долго за себя платить не может, он отдаст последнее, это последнее кончится и кто-то должен будет платить дальше или он умрет. Так возникли больничные кассы на предприятиях, фабриках, при ремесленных мастерских. Потом из них появились страховые компании, а потом государство взяло на себя функцию страховщика и на самом деле является высшей степенью развития финансирования системы здравоохранения, потому что государство осуществляет функции этого страховщика. Оно у нас было в Советском Союзе. Советский Союз был на 22 месте в рейтинге ВОЗ. При этом огромная территория не мешала этому. А сейчас мы хотим вернуться в средние века? Каждый сам за себя опять? Не получится так. Люди, которые это поддерживают, часть либеральной демократии, которая говорит, что у них есть деньги и они лучше заплатят, это вы так рассуждаете, пока у вас деньги есть, но когда вы заболеете, у вас денег не будет. И та огромная часть населения, которая нередко болеет, очень хорошо это знает. Ей эта платная медицина точно не нужна, им ее просто не потянуть.