Примерное время чтения: 21 минута
291

Как адаптировать ребёнка к школе?

В конференции участвуют: Холодова Ольга Анатольевна

Первого сентября многие родители впервые поведут своих детей в школу. Часто мамы и папы испытывают в этот день намного больше эмоций, чем их чада. Всё потому, что отправляя любимого ребёнка учиться, возникает ряд вопросов: Достаточно ли он подготовлен к учебному процессу? Как адаптировать его к новым условиям и людям? Что делать, если школьник не найдёт общего языка со сверстниками? Как правильно мотивировать ребенка на хорошие отметки?

Помочь разобраться в этих и других вопросах нам помогла учитель высшей категории Ольга Холодова.

Вопрос:Моська 14:52 22/08/2012
Здравствуйте! Моя доченька в следующем сентябре пойдет в школу. В какую именно, отдавать ребенка, мы с папой еще не решили. Но слышала, что в определенные школы набирают детей, по итогам вступительных экзаменов или тестов, и соответственно многие мамы заранее нанимают учителей для подготовке к школе.Правда ли это? И как вы считаете, правильно ли это? Необходимо ли нам сейчас думать о поиске учителей. Девочка у нас развитая, мы занимаемся по дошкольным прописям, умеет читать, писать (конечно печатными буквами), но вот со счетом сложнее, но ей интересно, и мы уделяем в день минут по 20-30 именно для занятий с ребенком.
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:49 27/08/2012
Сейчас запись в школу происходит в режиме электронной регистрации, поэтому никаких вступительных экзаменов и тестов нет. Первые 10 дней в школе – это адаптационный период «вхождение в школьную жизнь». В это время за детьми наблюдает учитель, психолог. Проводится психолого-педагогическая диагностика. Занимаясь с ребенком перед поступлением в первый класс, надо придерживаться основных принципов обучения: двигаться от простого к сложному, новые знания базируются только на хорошо усвоенных старых, особое внимание уделять не овладению специальными знаниями и умениями, а развивать различные виды памяти, внимание, мышление. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы ребенок чувствовал, что каждый раз он «научается» чему-то новому. Заниматься лучше всего по специальным пособиям из серий «За три месяца до школы», «Развитие познавательных способностей», «Готовлюсь к школе».
Вопрос:Татьяна Ц 13:21 24/08/2012
Ольга Анатольевна, муж военный, постоянно переезжаем с места на место, это неизменно ведет за собой смену школы, что можете посоветовать таким, как мы? Вижу, что сыну с каждый годом все сложнее адаптироваться к новому коллективу.
Вопрос:Дарья Михайловна 13:25 24/08/2012
Здравствуйте. Ребенку 13 лет учится любит, но каждый раз после каникул у нас одна и та же проблема- истерики и крики, что я не хочу идти в школу, в себя приходит только под конец первой четверти, что делать?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 10:06 27/08/2012
Многие родители заблуждаются, считая, что периода привыкания к школе не существует и, что ребенок за 2-3 дня должен адаптироваться к школьным занятиям. Но ведь даже взрослому человеку, чтобы войти в ритм работы после отпуска требуется минимум неделя, то, что говорить о детях. Долгих три месяца они отдыхали, спали сколько хотели, гуляли когда хотели, и вот им нужно делать домашние задания, выполнять требования педагогов, их время должно быть расписано по минутам, а это безумно сложно. Период адаптации действительно есть у всех учеников и достаточно длительный. У первоклашек – при правильной дошкольной подготовке он длится в среднем 1,5 месяца, у пятиклассников – месяц, у остальных 2 – 3 недели. В результате могут возникнуть различные трудности. У детей старше 10 – 12 лет они носят психологический характер, а у младших школьников могут даже возникнуть проблемы со здоровьем. Что делать? Рекомендации родителям очень простые, но трудность в исполнении. Требуется терпение. Во-первых, это соблюдение режима. Уже с середины августа необходимо раньше ложиться, раньше вставать. Но попробуйте отправить ребенка спать, если сами родители засиживаются далеко за полночь. В последний день каникул позвольте ребенку наиграться, наговориться, провести свободное время от души, но уложите его спать в 9 - 10 часов вечера. Помните, на перестройку организма уходит до 5 дней. Во-вторых, необходимо ограничить все дополнительные нагрузки на этот период. У ребенка должно быть свободное время и время для выполнения домашних заданий и обязательно днем. Первоклассникам вообще в этот год лучше не начинать занятия в спортивных и музыкальных школах. Хорошо бы это сделать за год до первого класса или во втором. Нельзя забывать и о питании. Радует, что сейчас осень - благодатная пора овощей и фруктов. Есть возможность разнообразить меню для детей. Для того чтобы «зарядить» мозг ребенка, чаще давайте ему продукты, богатые омега-3 кислотами: грецкие орехи, морскую рыбу, тыквенную кашу, оладьи из кабачков. Еще один «умный» продукт - вода. Первыми признаками «жажды мозга» являются легкие головные боли, снижение концентрации внимания, быстрая утомляемость. В день школьнику необходимо выпивать 1,5 - 2 литра воды, и половину этой дозы лучше принять в школе. Газировки и прочие напитки с сахаром не рекомендуются. Из всех витаминов мозг любит группу В, их много в постном мясе, овсянке, печени, рисе, цветной капусте. В меню включайте творог и кисломолочные продукты, содержащие кальций. Из этих продуктов сделайте завтрак. Постоянно завтракающие школьники лучше решают задачки, меньше подвержены негативным эмоциям. За лето детская рука забыла как писать. И скорость письма существенно снизилась. Поэтому будет хорошо, если с ребенком попишут диктанты. Причем в это включится вся семья от папы до бабушки. Разные голоса приучают ребенка вслушиваться, а значит, он сосредоточивается. Можно также повторить таблицу умножения. Очень приятное занятие покупка школьной одежды и принадлежностей. И, кроме того, это занятие настраивает на школьный лад. Самое главное быть внимательным к своему ребенку, слушать и слышать его, конструктивно решать возникающие проблемы. Постараться объяснить ребенку, почему ему трудно. И тогда, если не будет никаких дополнительных стрессов, невыполнимых требований, бесконечных выяснений отношений, родители переживут вместе с детьми этот трудный сентябрь.
Вопрос:И Козкина 13:29 24/08/2012
Никогда не задумывалась, что учителя разделяются по категориям, пока не встал вопрос обучения моего собственного сына. Могли бы вы объяснить, что значат все эти категории, сколько их вообще и насколько важно обращать внимание, нам родителям, на все регалии учителя, перед тем, как отдать в его руки своего ребенка? Буду очень признательна за ответ! С уважением, Ирина.
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 10:02 27/08/2012
Сейчас все школы переходят на новую систему оплаты труда учителя. Именно труда, а не регалий. И Вы должны выбирать не столько школу для своего ребенка, сколько учителя. Для малыша личность учителя играет огромную роль. Какой будет учитель, как он будет общаться с ребенком, совпадут ли их темпераменты, совпадут ли ваши требования к обучению, с требованиями этого учителя, близок ли вам этот человек по духу или нет. Вот те вопросы, ответы на которые повлияют на всю остальную школьную жизнь. Чтобы у учителя сложились отношения с учеником, отношения должны сложиться прежде у родителя с учителем. С самого начала установите тесный контакт с учителем, расскажите о своем ребенке, что он любит, об особенностях его темперамента, об увлечениях и интересах. Понимающий учитель обязательно обратит внимание на Вашего сына или дочь и найдет к нему индивидуальный подход. Вы в свою очередь старайтесь выполнять все рекомендации учителя. Важно также создать благоприятную, доброжелательную обстановку в семье, чаще хвалить ребенка за старательность и трудолюбие, поддерживать в трудную минуту и помогать справляться с проблемами. Учитель - это профессионал, который обладает огромным набором методов, с помощью которых он сможет найти подход к любому ребенку, но результат будет успешным только при единстве требований семьи и школы.
Вопрос:Егор Москва 13:31 24/08/2012
Хотелось бы узнать ваше мнение относительно единого государственного экзамена, считаете ли вы, что он способен отразить знание ученика объективно?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 10:00 27/08/2012
А разве 20-30 лет назад не было единой системы обязательных выпускных экзаменов, где знания ученика проверялись вопросами билетов, которые он усердно зубрил накануне и различными вопросами в билетах на вступительных экзаменах в ВУЗы? А разве при старой системе экзаменов оценка знаний ученика всегда была объективной? По моему мнению, ЕГЭ имеет как большое количество плюсов, по сравнению с прежней системой оценки знаний выпускника школы, так и большое количество вопросов, связанных именно с правильной оценкой тех знаний, которые ученики могут показать сейчас. Мне кажется главное, на что надо обратить внимание при составлении вопросов и заданий ЕГЭ, это их связь с современной жизнью. Вопросы должны быть не узкоспециальными, а комплексными.
Вопрос:Роберта 13:36 24/08/2012
Уважаемый учитель, как найти баланс между основным и дополнительным образованием ребенка? Наша дочь перешла в третий класс. У нее кроме учебы есть музыкальная школа, английский и танцы, при чем, все кроме английского она выбрала для себя сама, я вижу, что дочка устает, но отказываться от всех своих увлечений не собирается, боюсь, что все это может закончиться переутомлением, может быть лучше будет запретить ей ходить в один из кружков, но я не знаю, как это сделать правильно и нужно ли вообще это делать?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:58 27/08/2012
Попробуйте для начала поговорить с дочкой о том, что из дополнительных занятий ей нравится больше всего и самое главное, почему она хочет этим заниматься. Попробуйте вместе решить, что в дальнейшей жизни ей может пригодиться больше всего? Можно объяснить дочке, что не всегда «всё и сразу» это хорошо. Например, танцам можно учиться и в более старшем возрасте, а иностранный язык лучше углубленно изучать в старших классах, в начальной школе достаточно и разговорного английского. Запретами ничего не решишь. Ребенок должен учиться понимать, для чего что-либо нужно делать, какие для этого прилагать усилия и уметь делать правильный осознанный выбор.
Вопрос:Хочу знать 13:38 24/08/2012
С какого момента надо готовить ребенка к школе и как, чтобы в семь лет он ЗАХОТЕЛ туда идти, а не бросался фразочками: НЕ ХОЧУ , НЕ БУДУ?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:57 27/08/2012
Прежде всего, ребенка надо готовить не к школе, как к месту, куда он должен будет захотеть пойти, потому что уже пора, а готовить его к умению обучаться. Если вы считаете, что ваш ребенок не хочет узнавать новое, открывать неизвестное раньше, знакомиться с окружающем его миром и делиться своими открытиями и достижениями с другими, значит он недостаточно готов к обучению. Попробуйте некоторые основные проблемы «школьной незрелости» решить самостоятельно. При недостаточном запасе знаний важно расширить кругозор ребенка, стимулировать интерес к окружающему миру. Чаще водите ребенка на экскурсии, в музеи, фиксируйте его внимание на том, что он видит во время прогулки. Приучайте ребенка рассказывать о своих впечатлениях и ощущениях. Заинтересованно выслушивайте такие рассказы, даже они односложны и сбивчивы. Проявляйте внимание к тому, что говорит ребенок, отвечайте на все его вопросы. Полезно и самому задавать вопросы, уточнять то, что хочет сказать ребенок. Чаще читайте ребенку детские книжки и расспрашивайте о содержании прочитанного. Для повышения уровня развития мышления и речи используйте различные развивающие игры, которые вы можете найти в книгах, посвященных интеллектуальному развитию ребенка, и многочисленных детских журналах. Для развития образных представлений большое значение имеет любая творческая деятельность ребенка (рисование, лепка, вырезание из бумаги, аппликация и т.п.). Эти же виды деятельности полезны и для развития мелких движений руки, необходимых для овладения письмом. Для развития крупных движений и совершенствования общего физического развития ребенка привлекайте его к выполнению физических упражнений. Хорошо, если ребенок занимается каким-либо видом спорта.
Вопрос:Нати 13:44 24/08/2012
Ольга Анатольевна, мне 27 лет, мои родители в свое время приучили меня к хорошей учебе рублем, принесла домой пятерку- получай за это энную сумму, принесла двойку- энную сумму отдай, вы не поверите, но именно таким образом я с троек перешла на пятерки и четверки и только немного не дотянула до золотой медали, как вы оцениваете, как педагог, подход моих родителей к мотивации и если такой метод считаете не приемлемым, то расскажите, как можно ребенка заставить учиться хорошо?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:56 27/08/2012
Мотивация – способ делать то, что не хочется. Эта штука совершенно не нужна в том случае, если нам что-то нравится. Мотивация – это тот моторчик, который крутит маховик человеческого поведения. Мотивация – это сила, которую человек прикладывает к "себе", чтобы перелезть (перепрыгнуть, перелететь) через препятствие. А препятствие – это чувство нежелания что-либо делать. Как только мотивация становится сильнее, чем нежелание – человек готов к действию. И чем больше эта разница – тем больше энтузиазма он проявляет. Для каждого человека существуют свои наиболее удачные способы мотивации, и то, что приемлемо для одного, может быть совершено не приемлемо для другого. Человека бывает очень трудно заставить что-либо делать, но можно его смотивировать это сделать. Попробуйте не заставлять своего ребенка хорошо учиться, а вместе с ним определить, что значит «хорошо учиться». Только ли «5» является показателем «хорошей учебы»?
Вопрос:ЛМЛ 13:49 24/08/2012
Ребенок постоянно жалуется на учителя, говорит, что та постоянно орет и может даже стукнуть по спине линейкой, если кто-то сидит с неровной спиной, я своему сыну верю, но в тоже самое время не могу предъявлять педагогу какие-либо претензии, поскольку сама ничего подобного не видела и с виду наш учитель- очень милая и достойная. Что делать в такой ситуации?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:55 27/08/2012
Поговорить с родителями других детей, которые учатся у этого учителя и если они тоже рассказывают о подобном поведении учителя на уроках, то тогда, сначала пойти к учителю и поговорить с ним, а если ничего не изменится, то тогда к завучу.
Вопрос:Зинаида Курск 13:52 24/08/2012
Можно ли как-то развить воображение у ребенка? Правда ему уже 14 лет, у нас проблемы и очень серьезные с сочинениями.
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:55 27/08/2012
Воображение и умение писать сочинения это не одно и тоже. Да, существуют различные методики для развития воображения у детей. А для развития умения писать сочинения необходимо, прежде всего, много читать классических произведений и не только из школьной программы, часто высказывать свои собственные суждения по различным вопросам, не бояться иметь собственное мнение, но обязательно уметь его доказательно отстаивать и знать основные правила написания школьного сочинения.
Вопрос:Мама Саши 13:59 24/08/2012
Ольга, мой сын перешел в третий класс. Ему очень нравится математика. Стоит ли переводить ребенка в специализированную школу, где изучают этот предмет более углубленно? Или не стоит торопиться с этим? Спасибо!
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:54 27/08/2012
Это замечательно, что ребенку нравится математика. В начальной школе это курс, который направлен не столько на развитие умения считать, сколько на развитие общеучебных умений: логики, умения анализировать, сравнивать, делать выводы, находить закономерности, понимать условие задачи и предлагать решения и т.д. И еще не известно, будут ли ему нравиться теоремы и тригонометрические формулы. Мне кажется, торопиться не следует, желательно определиться к 6 классу, а пока, чтобы не пропал интерес, можно решать с ребенком дополнительно задачи из различных сборников, предназначенных для подготовки к олимпиадам и марафонам.
Вопрос:Инна Леонидовна 14:04 24/08/2012
Ольга Анатольевна, подскажите как лучше поступить. У дочки (учиться в 6м классе) есть учительница, которая невзлюбила ее по непонятным причинам. Дочка отличница, ни по одному из предметов нет троек. Только вот учитель физики не ставит оценки объективно. Говорила и с ребенком, и с учителем. Ребенок темы знает, все понимает, но из-за того, что происходит некого рода прессинг, потеряла интерес к учебе вообще. Хочу перевести в другую школу,но не знаю как сделать этот процесс менее болезненным. Вообще перемена места учебы сильно бьет по психике ребенка? Дочка общительная,идет на компромиссы.
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:53 27/08/2012
Трудно давать совет, выслушав мнение только одной стороны. Что значит, учитель не ставит отметки объективно? Не объективно, с вашей точки зрения, или с точки зрения стандартов оценки качества знаний ученика? Смена школы не всегда ведет к тому, что у ребенка появляется интерес к учебе. Мне кажется, лучше всего вам переговорить с классным руководителем дочки и попросить ее помочь разобраться в сложившейся ситуации.
Вопрос:Карлик нос 14:06 24/08/2012
Как Вы выбрали этот непростой путь - профессию учителя?? Многие хотят высокооплачиваемую, престижную работу....
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:53 27/08/2012
А разве воспитывать и учить будущие поколения это не престижно? Да, труд учителя непростой, требующий очень серьезной подготовки, внимания к мелочам, ответственности за свои слова и поступки, но такой душевный, дающий такое чувство удовлетворения, когда видишь горящие глаза учеников…
Вопрос:Мария Анатольевна 15:23 24/08/2012
Уважаемая Ольга Анатольевна, буду признательна за ответ. Как правильно ребенок должен отдыхать, сын после бурного учебного дня бежит либо к телевизору, либо к компьютеру, мне кажется, что это не отдых, как тогда должен выглядеть правильный отдых третьеклассника?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:52 27/08/2012
Правильный отдых ребенка, будь он третьеклассником или пятиклассником, должен обязательно начинаться с прогулки (не менее 1,5 часов). Затем с 15.00 до 17.00 ребенок выполняет домашнее задание, через каждые полчаса обязательно делая зарядку для глаз. С 18 до 19 часов желательно опять погулять, а потом не более 30-40 минут или компьютер, или телевизор. И обязательно чтение перед сном.
Вопрос:Лариса 81 15:35 24/08/2012
Какой минимум знаний должен быть у первоклашки? лучше отдавать ребенка в 6 лет или в 7 лет?
Ответы:
Холодова Ольга Анатольевна 09:51 27/08/2012
В первый класс принимаются дети, которым на 1 сентября уже исполнилось 6,5 лет, но не старше 7,5 лет. Дети, которым на первое сентября менее чем 6,5 лет могут быть зачислены в школу только с разрешения окружного управления образования. Существует такой термин «школьная зрелость». Школьная зрелость определяется как такое состояние психики и организма ребенка, когда он по своим интеллектуальным, эмоциональным, социальным и физическим характеристикам способен не только успешно осваивать школьную программу, но и справляться с новым для себя режимом, спокойно и уверенно чувствовать себя в коллективе сверстников, а также поддерживать соответствующие отношения с окружающими. Для успешного обучения в школе ребенок должен обладать интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Сочетание этих трех компонентов обеспечивает успех адаптации ребенка к условиям школьного обучения. В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: способность управлять своими действиями и регулировать их, выделять существенные признаки предметов и устанавливать причинно-следственные связи между ними, развитое логическое запоминание, овладение по слуху разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации. Эмоциональная зрелость характеризуется определенным уровнем эмоциональной устойчивости, низким уровнем импульсивных реакций, развитием учебной мотивации. Эмоционально зрелый ребенок способен управлять своими эмоциями, он не бросается в истерику, если чем-то расстроен или недоволен, его настроение достаточно устойчиво и стабильно, он способен скрывать свое недовольство и разочарование. Социальная, или коммуникативная, зрелость – это, прежде всего, сформированность у ребенка потребности общаться с другими детьми и подчиняться обычаям и интересам детских групп, способность принимать на себя и выполнять роль школьника. Социально зрелый ребенок понимает и принимает правила школьной жизни, знает, как вести себя в школе, он способен подчиняться требованиям сложившейся ситуации. Он принимает правила: не стремится продолжать игру, когда надо садиться за парту, и не продолжает бегать и резвиться, когда прозвенел звонок на урок. Поэтому, прежде чем записывать ребенка в школу надо определить, готов ли он обучаться! А какие специальные знания и умения должны быть у ребенка этого возраста можно узнать, прочитав учебные пособия из серии «За три месяца до школы».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах