Устинова Татьяна 17:00 14/10/2011
Переквалифицировать меня в детскую писательницу очень хочет Денис. Я пока решиться не могу, потому что разговаривать с детьми нужно на особенном языке, это очень редко кому удается, это талантливейшие люди, вроде Успенского, кто на самом деле может писать для детей. Абсолютно прав автор вопроса, нужно приучать с младенчества читать. Нужно не просто учить людей читать, а учить читать правильно: вовремя выбирать нужную книгу, уметь ее как-то проанализировать и т.д. И методистов таких нет, они все повымирали. Это как раз то, о чем мы на встрече с премьер-министров не просто говорили, а орали не своими голосами: «Поменяйте школьную программу чтения!». Мы не можем этого сделать, ни авторы, ни книгоиздатели. Так нельзя сейчас. Нужно что-то другое. Что касается детских писателей, то понимаете ли в чем дело, писать для детей очень трудно. И так получилось, что по большому счету моя мама и мои дети выросли на одной и той же литературе, по середине добавились только Успенский и Туве Янссон. Все остальное было в детстве моей мамы и присутствует в детстве моих детей: Буратино, сказки Льва Толстого, «Аленький цветочек», Аркадий Гайдар, его и сейчас прекрасно читают.
AIF.RU Ведущий конференций 17:01 14/10/2011
Надо что-то в школьную программу добавлять, современных авторов, кого конкретно?
Устинова Татьяна 17:01 14/10/2011
Это специалисты должны решить. Солженицына изъять надо из школьной программы. Зачем он там? Кому это в голову пришло? Амбиции взрослых людей удовлетворять в 10-м классе.
Котов Денис Алексеевич 17:02 14/10/2011
Я думаю, что вопрос подбора – это тонкая профессиональная работа. Есть такие люди, но они де факто в стране не востребованы системой управления. И когда мы говорим о проблеме, мы говорим о системной проблеме управления. Мы не просто говорим, что не читают или еще что-то. Если мы посмотрим на школьную программу, то там есть много классных произведений, но нет такой книжки «Как научиться читать книги. Есть такая книга Мортимера Адлера, которая дает технологию восприятия, множественного восприятия книг. Если мы отвлечемся от понятия книги и вернемся к понятию структурированная системная законченная мысль, то мы говорим о том, как читать структурированные системные законченные художественные или не художественные научные мысли. И теперь проблема выглядит совершенно по-другому, когда мы сказали вместо слова «книга» слово «мысль», что у нас мыслительная отрасль не востребована, она не в приоритете. Спорт сегодня в большем приоритете, чем мыслительная отрасль. Но если мы скажем страшное слово «алкоголь» и посмотрим, сколько у нас точек распространения алкоголя в стране (книжных магазинов в стране 3,5 тысячи, в 1913 году тоже было 3,5 тысячи), только в Ленинградской области таких точек 4 тысячи. Что доступнее, что ближе? И цена, главное, дешевле. Книжка дороже алкоголя.
AIF.RU Ведущий конференций 17:04 14/10/2011
Масса жалоб на то, что книги дорогие.
Котов Денис Алексеевич 17:04 14/10/2011
Про цены очень многоаспектный вопрос. Средний тираж книги сегодня в стране – 6000 экземпляров. Себестоимость книги в 6000 тысяч экземпляров и сотни тысяч, которые были в советские годы, радикально отличается, в некоторых случаях в разы. После развала Советского Союза разрушилась единая система книгораспространения. После 2000 года стали образовываться книжные сети. Сейчас не все из них чувствуют себя хорошо, некоторые уже обанкротились, некоторые будут банкротиться. Сейчас основным фактором стоимости является стоимость аренды помещения, иногда она достигает 20% . Эти деньги читатель платит держателю помещения, в котором находится книжный магазин. Если бы книжные магазины находились в государственных помещениях с льготной арендой, безусловно цена была бы ниже. Это я говорю про самые крупные факторы дороговизны книг. Но даже при всем этом есть способы чтения от бесплатного до очень недорогого. И даже книги Татьяны Устиновой можно купить в PocketBook за 100-150 рублей, сходить в библиотеку, поэтому фактор не чтения никак не связан с ценой на книги.
AIF.RU Ведущий конференций 17:05 14/10/2011
Здесь есть еще такой момент. Люди, которые говорят о дороговизне книг живут не в Москве, это люди из глубинки, соответственно у них нет, видимо, возможности скачать книгу в интернете.
Котов Денис Алексеевич 17:05 14/10/2011
Библиотечная система еще не совсем разрушена. Потерян навык хождения в библиотеку, люди не знают, где находится у них в городе ближайшая библиотека. Забыли, что государство поддерживает библиотеки в каком-то объеме, что в этой библиотечной системе всегда есть вечные книги, которые можно совершенно бесплатно прочитать. Фактор не чтения – это наша некая отговорка.
AIF.RU Ведущий конференций 17:07 14/10/2011
Я согласна с Вами, что в некоторой степени это отговорка. Но если я пойду в библиотеку в своем родном городе Норильске, то не думаю, что найду там последние книги Татьяны Устиновой или последние книги, которые мне возможно будут интересны. Не настолько хорошо наше правительство снабжает библиотеки.
Устинова Татьяна 17:07 14/10/2011
В Норильске я не была никогда, не знаю, а город Анадырь живет вокруг двух библиотек: детской и взрослой. Норильск – это абсолютный центр цивилизации Европы и мира по сравнению с Анадырем. В Анадырь самолет летит 11 часов, посадки никогда нет, дуют ветры. Там нет интернета, потому что там один-единственный спутник, который повесил Абрамович, поэтому вся культурная жизнь города происходит вокруг библиотек и их заведующих. Эти заведующие Люба и Лариса на себе книжки с материка возят. Скидываются граждане, потому что так работают библиотеки. Я не забуду этого никогда в жизни. В октябре месяце в Анадыре началась пурга, мы не были к этому готовы, такие благостные москвичи летние в октябре в Анадырь прилетели в курточках синтепоновых. Тут задуло, и все рейсы отменили. Мы прожили в библиотеке неделю, которая моментально начала работать. В библиотеке очень тепло, спасибо Абрамовичу. В Анадыре к любому слову, которое говорят, надо добавлять: спасибо Абрамовичу. В холле стоит стол с чашками и самоваром. Каждый человек, который с улицы приходит, может тут попить и поесть. Библиотека города Анадырь – 40 тысяч единиц хранения! Так что, это смотря как работать!