Джигарханян Марина Борисовна 19:41 10/12/2010
Мне этот вопрос часто задают, потому что существует, в силу отсутствия музея современного искусства, полная путаница.
Современное искусство – это все то искусство, которое создается при нашей жизни. Оно очень разное, не зависит от поколения, к которому относится художник. Все они отражают нашу современную жизнь в своем искусстве, творческом продукте, те идеи, которые волнуют художников. Порой художник старшего поколения очень остро чувствует нашу современную жизнь, которая очень динамично меняется, в которую внедряются постоянно новые технологии, меняется менталитет, мировоззрение - это все отражается в современном искусстве.
Художники старшего поколения порой создают более современные произведения искусства, они более остро чувствуют этот нерв...
Если говорить о тренде, часто подменяются понятия. То, что модно сейчас, какое-то модное направление, появляются модные трендовые художники - они тоже должны быть представлены в музее современного искусства, но насколько они современные, может показать только время. На моем опыте то, что было модно в 1990-е годы, сейчас считается классической банальностью, а то, что было модно 5 лет назад, сейчас превращается в нечто традиционное.
Если в 1980-90-е годы мы впервые услышали слово «инсталляция», для нас это было новое, а на Западе это было придумано еще сюрреалистами. Возврат к этому в европейском искусстве был еще в 1960-70-х годах. Для нас в том время это являлось трендом, сейчас это стало нечто традиционным. Появился видеоарт – это тоже тренд. Сейчас в современное искусство внедряются новые технологии, и это тоже тренд. Что есть современное и несовременное, сказать очень сложно.
Если говорить о моих предпочтениях, то мне более близки те направления, которые применяют новые формы, материалы, новые технологии. Такие яркие имена как Ричард Сюра, Аниш Капур, к сожалению, в нашем художественном пространстве отсутствуют, не потому что у нас нет талантов, а потому что новые технологии требуют больших финансовых вложений.
Трендовое искусство вышло из пространства мастерских, это работа в цехе. К примеру, как Сюра в музее Бильбао установил свои объемные скульптуры, созданные из металла. Аниш Капур делает большие металлические объекты, которые украшают пространство города, музейное пространство… Там, где вкладывают деньги в развитие течений, оно проявляются естественным образом. У нас, к сожалению, много проблем, которые надо решить…
Если говорить о наших именах, то в музейном пространстве очень хорошо утвердился Илья Кабаков – его работы есть во многих коллекциях музеев мира. Если в 1990-е годы он издавал одни инсталляции на тему наших коммунальных квартир, которые были очень востребованы на Западе, то сейчас он немного изменил стилистику и делает работы другого плана. Что является современным искусством? То, что Кабаков делал тогда, или то, что он делает сейчас? Это вопрос критериев.
И в Москве, и в Петербурге существует много мастеров, как например, Гутов, группа «АЕС», которые очень интересно работают, Петр Белый – участник очень многих биенале. Я повторяю, называя эти имена, это не является критерием новизны или тренда. Посмотрим, что останется от этих художников лет через 5-10, можно ли будет назвать, что это те современные художники, которые вошли в нашу отечественную культуру, историю.
AIF.RU Ведущий конференций 19:42 10/12/2010
Современное искусство понятно узкому количеству ценителей, или оно способно дарить радость широким кругам?
Джигарханян Марина Борисовна 19:42 10/12/2010
Конечно, оно способно дарить радость широким кругам. Именно появление музея современного искусства снимет эти вопросы, это та трендовость, о которой я говорю.
Тренд и современное искусство – понятия очень разные по стилистике, тематике, образному воплощению: одному интересно одно направление, другому – другое.
В силу отсутствия музея на нашей художественной арене существует перекос в сторону трендовых явлений - это активно культивируется, рекламируется СМИ. Подчас у зрителя создается представление, что только это и есть современное искусство. Оно интересно определенному кругу. Оно, конечно, востребовано большей частью современной молодежи. Трендовое искусство активно откликается на современную процессы, динамику технологий, которые внедряются в нашу современную жизнь. Но есть же еще и другое искусство - традиционное или нетрадиционное, которое создается на стыке этих форм. Я сомневаюсь, что Аниш Капур, который активно работает в Лондоне, в том же традиционном двухмерном измерении Джон Карри – автор традиционного современного искусства, могут быть не востребованы у нас.
Мы ничего об этом не знаем, нет информации, нет музея, где мы могли бы показывать современное искусство таким, какое оно есть - во всей противоречивости, в отрицании одного и утверждении другого. Как только он появится, все эти вопросы будут сняты. Будет ясно, что оно интересно абсолютно всем.