Куевда Дмитрий Александрович 12:43 13/04/2010
Действительно, у нас принято говорить об этом вирусе именно в контексте женского здоровья. Дело в том, что мы всегда вспоминаем о тяжелой патологии, такой как рак шейки матки, естественно, она затмевает все остальные случаи папилломавирусной инфекции, в том числе у мужчин.
Попробуем зайти от биологии вируса, чтобы вам было понятно, как относиться к инфекции у мужчин. Действительно, вирус передается половым путем, и для всех становится понятно, что инфицируются как мужчины, так и женщины. Вероятность инфицирования мужчин ничуть не меньше, чем у женщин. И точно так же у мужчин вирус спонтанно излечивается примерно у 80-90% инфицированных. И точно так же может достаточно длительно сохраняться на гениталиях и быть причиной инфицирования других женщин. В этом смысле мы говорим, что мужчины являются чаще всего скрытыми носителями вируса, и самое тяжелое состояние проявляется у женщин, но не у мужчин. Описан случай рака полового члена, который был связан с вирусом папилломаинфекции, описаны случаи, которые очень характерны для мужчин, имеющих секс с мужчинами, - рак заднего прохода. Вообще, в Америке, где эта категория мужчин достаточно явно заявляет о себе, рекомендован скрининг на вирус папилломы человека у мужчин, которые имеют секс с мужчинами. В действительности у этой категории лиц проблема рака заднего прохода стоит так же остро, как и у женщин проблема рака шейки матки.
Надо ли мужчина регулярно обследоваться и таким образом защититься от инфицирования вирусом самому и защитить свою партнершу? Вопрос спорный. Я расскажу ситуацию, которую сейчас описывают социологи в мире. Дело в том, что в действительности вирус спонтанно излечивается и у мужчин довольно редко вызывает патологию, однако же наличие диагноза у мужчины, что он инфицирован вирусом, приводит к так называемым социальным тревожностям. То есть мужчина обеспокоен состоянием своего здоровья, обеспокоен тем, что может инфицировать партнершу. И возникает вопрос – насколько это знание ему полезно или вредно? Опять же, зайдем от биологии. Мы сталкиваемся с этим вирусом с вероятностью 80-90%, то есть к концу жизни большинство из нас переболевают папилломавирусной инфекцией. Это, к сожалению, неизбежно. Инфекционность вируса настолько высока, что одного полового контакта достаточно для передачи. И поэтому, если хоть раз в жизни мы себе позволяем незащищенный половой контакт, уже есть вероятность передачи. Тем более что инфицировано примерно 20% населения. Поэтому такой диагноз у мужчины вполне правомочен. Вопрос только в том, что если ваша партнерша переболела этим вирусом и достаточно эффективно избавилась от него, то в этой ситуации вероятность передачи ей вируса очень мала. На сегодня описана ситуация, что после 25 лет 80% женщин не восприимчивы к вирусу. Поэтому говорить мужчине, что он может инфицировать женщину, наверное, надо, но только с оговоркой, что партнерша может быть невосприимчива.
Исходя из таких сложностей, считается на Западе, что лучше мужчинам эту диагностику не делать, потому что она приводит к развитию социальной напряженности, к лишним вопросам к врачам и так далее. Однако наши слушатели понимают, в чем смысл биологии. Если есть такое понимание, имеет смысл делать, чтобы понимать, есть ли у тебя вирус, есть ли вероятность, что партнершу инфицируешь.
Вот такая непростая ситуация с мужчинами и вообще с передачей вируса. Имеет смысл об этом говорить и знать. Способа вылечить саму вирусную инфекцию у нас нет, если нет проявлений, тех самых бородавок, измененного эпителия, который мы выявляем и удаляем хирургически, мы ничего сделать не можем. Были случаи, когда к нам обращались пациенты-мужчины, у которых был выявлен вирус, никакой клинической картины болезни не было, они просто были носителями. И они просили что-то с этим сделать. И мы им нормальным образом отвечали: а мы не можем ничего с этим сделать. Некоторые врачи пытаются использовать иммуномодуляторы, назначают несчастным пациентам кучу таблеток, но это не приводит ни к чему, потому что в стадии скрытой инфекции нет препаратов, которые достоверно давали бы хороший эффект. Поэтому нам с вами приходится жить с пониманием того, что вирус есть в нашей жизни, что мы можем с ним столкнуться, но должны понимать, что правильной тактикой является наблюдение. То есть в случае, даже если вирус передался вашей партнерше, грамотное наблюдение приведет к тому, что мы вовремя выявим и вылечим эти признаки, если они будут развиваться. То есть время у нас есть. От инфицирования до рака проходит 10-15 лет. Если задуматься об этом, начать следить за вирусом своевременно, то нет риска получить онкологическую патологию. Срок может быть и короче. Существуют молниеносные формы течения болезни. Но надо понимать, что если классическое течение 15 лет, то молниеносное – это 3 года. То есть, опять же, это не месяц и не неделя, все равно время есть. Если начать своевременно проводить диагностику, искать вирус, если он найден – обращаться к гинекологу, проводить тщательное обследование не наличие измененного эпителия, то 3 года – это тоже достаточно, чтобы успешно найти и вылечить. Здесь задача начинать искать вирус вовремя, и тогда даже такие случаи можно предвосхитить.