Зинин Александр Михайлович 16:59 26/10/2009
Фотороботы были нужны всегда. Первоначально это были рисунки, которые выполняли художники со слов потерпевших. Это сложная работа, не всегда доступная даже художникам. Поэтому пошли по пути создания специальных устройств, которые позволяли использовать наборы заранее приготовленных фрагментов или просто типов лиц, которые позволяли выбирать похожие. В итоге получалась композиция. Фотороботы носят еще название «композиционные портреты». Мы их называем еще субъективные портреты, потому что они передают субъективное восприятие того, кто описывает. Бывали случаи, когда составлялся портрет со слов мужчины и женщины, и они отличались. Кстати, женщины более внимательны к внешности.
Эти портреты нужны, потому что часто бывают ситуации, когда ничего другого, кроме воспоминаний, от внешности преступника не осталось. Это касается преступлений, которые совершаются внезапно, или случаев мошенничества. Когда человек общался с мошенником, не собирался запоминать его, а думал о своей выгоде. Когда выяснилось, что выгоды нет, а есть только ущерб, приходится вспоминать другого человека.
Насколько портреты похожи на лицо? Они похожи так же, как похож тип внешности человека на оригинал. Они передают тип внешности. Точно внешность могут передать только фотографии, и то на фотографиях их сейчас возможно изменять. Если, условно, процентов 60 воспроизводятся признаки внешности – этого достаточно для розыска. Фотороботы – это ориентирующая информация, которая необходима для проверки лица, представляющего оперативный интерес.
Во внешности главное – комплекс признаков, характерных для данного типа. Форма лица, головы, пропорции лица, относительная величина элементов. Сочетание этого и образует тип. У актеров даже существует такое понятие – типаж. По определенным признакам внешности подбирается исполнитель той или иной роли. Так и здесь. Надо подбирать именно тот комплекс, который будет давать представление о человеке. Хорошо действует, когда удается сообщить специалистам, что человек похож на кого-то известного. Такое бывает. По крайней мере, припоминается случай, когда была установлена личность преступника, который совершил 2 убийства и около сотни краж. Он любил путешествовать на пароходах, жить в гостиницах, знакомился с людьми, быстро входил в доверие. Когда люди обращались в милицию, описывали его просто как приятного человека. А когда он совершил очередное убийство, когда мы беседовали с официанткой, она сказала: он похож на Алена Делона. Дальше было просто. Мы взяли фотоснимок Алена Делона из журнала, сделали изображение на матовой бумаге, я подретушировал, потом размножили портрет и разослали работникам милиции. По этому портрету его узнал человек, который с ним служил в армии. Вот таким образом его нашли. Бывали и другие похожие случаи.
Изображение не используется в непосредственном виде, обязательно оно преобразуется с помощью грима и так далее. Находят похожего человека, переодевают, потом художник делает портрет, используя который, можно ориентироваться. Сейчас использование фотороботов позволяет выявить людей, которые знают, видели похожих людей. Не всегда это сам преступник, это могут быть люди, так или иначе участвовавшие в происшествии. Но их тоже полезно найти, это помогает в расследовании. Нельзя считать, что это массовое средство, которое должно по каждому преступлению составляться. Они составляются, когда нужно получить ориентирующую информацию. По этим портретам сообщается информация. Другое дело, что портреты не всегда похожи. А почему? Потому что нужно, чтобы фоторобот составлял специалист.