Ашманов Игорь Станиславович 18:37 20/08/2009
Есть присказка: знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Революцию социальных сетей, например, не угадали основные игроки. Большинство социальных сетей появилось вне крупных порталов. Ни Яндекс, ни Гугл и так далее не сделали своих социальных сетей. Казалось бы, они уже все в Интернете знают и должны были бы эту революцию взрастить у себя. Тем не менее это все проклюнулось сквозь асфальт в стороне. Это значит, что даже те, кто сейчас в Интернете очень хорошо разбирается, могут следующую революцию не видеть. И я тоже. Поэтому на такой вопрос ответа не будет. Предсказывать, говорят китайцы, очень сложно, особенно когда это касается будущего. Мне кажется, что предсказать следующий технологический скачек вроде микроблогинга довольно сложно. Есть такое свойство, про него еще Ньютон говорил, что чем больше ты знаешь, тем больше понимаешь, что не знаешь очень многого. Когда у тебя все знания сходятся в точку, то внешняя граница у точки почти равна нулю. Человек, который мало знает, даже не догадывается, чего он не знает. Когда круг его познаний расширяется, у тебя окружность соприкосновения с неизвестным все больше и больше, и ты все больше понимаешь, как много неизвестного. В отношении интернет-проектов ситуация такая же. Мы расширяемся в сторону несделанного. На самом деле это не круг, а какая-то звезда с огромным количеством лучей: где-то мы продвигаемся дальше, где-то меньше, но чем шире она раздвигается, тем больше расстояние между лучами, тем больше несделанного. Например, когда сделали YouTube, до того об этом догадывались небольшое количество людей, которые получили деньги и сделали, а после того как сделано ты думаешь: так это же очевидно! Дело в том, что чем больше расходятся лучи сделанного, тем больше между ними зияющего пространства, где можно делать. Поэтому много проектов, про которых я думал: надо же, очевидная вещь, а я думал, что это давно сделано. Оказывается – нет. Кто-то сделал первый. Например, микроблогинг. Странная вещь: на ограничении общения построен целый бизнес. Они ограничили общение 140 символами, комментарии в том же формате. Наделали ограничений, и оно вдруг взлетело. Почему? Непонятно. Есть предположение, что они вышли и в мобильную сферу, что ограничения сработали в плюс там, где Интернет приземляется на мобильные устройства. То, что тренды такие будут, можно сказать. Все больше Интернет будет приземляться на мобильные устройства, а у них другой форм-фактор, значит, Интернет будет меняться. Форм-фактор обычного блога не подходит для того, чтобы ими пользоваться с мобильных устройств. Это ограничение позволило вторгнутся в мобильную сферу. А поскольку появляется все больше устройств, у которых разные экраны, контент тоже должен стать другим. Вот это – один из трендов. Будут возникать какие-то сервисы, связанные с другим форм-фактором, то есть восприятием контента. Наверное, можно предсказывать, если иметь семь пядей во лбу. Я вижу, пытаясь предсказывать прошлое, что если бы у меня 10 лет назад спросили, будет ли популярен сервис интимных публичных дневников, когда люди про себя пишут в Сети, я бы скорее всего не поверил, потому что это какая-то нелепость. Но этот вид проектов процветает. Я бы поверил в «Одноклассники», наверное, тем более что про них было заранее известно, потому что мы отстаем от США в этом отношении, там это уже взлетело. А когда блоги появились – это было неизвестно. Более того, неизвестно в том смысле, что Гугл делает Гугл.видео – и он почему-то не взлетает, и он вынужден купить YouTube, который взлетел. Какие-то мелкие детали, особенности удобства использования, стимуляции потребителей срабатывают. Если бы меня спросили, будут ли массово западные люди, которые вроде бы любят только развлечения, писать энциклопедию, притом без возможности поставить себе имя, без денег, при условии что ты должен все время охранять то, что ты написал, я бы тоже сказал – да нет, по-моему, не получится. Обычно вкладываются деньги в 10 проектов, а взлетают 1-2. И они окупают все остальное.
На очень узком направлении, в луче, в котором ты себя чувствуешь сильным, ты можешь предсказать. Просто потому что тебя от этого прет, тебе кажется, что здесь будущее, если тебе повезло. Тогда ты на этом луче того, что делает человечество, можешь продвинуться далеко. Но это не предсказание всего. В отношении всего можно только тренды предсказывать. Кто-то, может быть, формирует потребность. Есть такие титаны, которые эту потребность создают. Как с мобильными телефонами. Не было же потребности по сути до того как появился первый мобильный телефон. А сейчас каждый таджик идет по улице и разговаривает. Есть особенные упертые, которые создают потребности. Поскольку таких людей много, кто из них особенно гениален и особенно упрется, мы заранее знать не можем. Никто же не сказал, что компьютеры, фотоаппараты и мобильные – единственный путь развития, что не могло быть совершенно по-другому. Всякое могло быть. Поэтому я бы не брался предсказывать. Тренды известны. Широкополосный доступ обязательно везде будет в конце концов. Значит, будут видео качать, разовьются видеоконференции, которые сейчас дороги и неудобны, что-то произойдет с телевидением, которое даже в цифровом формате конкурировать с Интернетом как со способом доставки, возможно, не сможет. Это, наверное, означает, что цифровое телевидение превратится в подобие Интернета. Не очень много передач требуют прямого эфира и точной привязки ко времени. Сейчас все передачи привязаны к времени. Если у вас есть канал доставки Интернет, он очень быстрый, вы сможете выбирать, когда вам эту передачу смотреть. Может быть, новости и прямые эфиры будут привязаны ко времени. Это значит, что передача может иметь некий зачин в виде того, что вы заранее вбрасываете сведения о передаче, готовите вопросы, заранее запускаете дискуссии, по ним отбираете тех, кто на передаче будет. Во время передачи вы можете голосовать, опрашивать, показывать реакцию публики, а после нее вы можете продолжить обсуждение. То есть по сути передача превратится в сайт, у которого синхронного взаимодействия, связанного со временем, будет очень немного. Это значит, что телевидению придется превратиться во что-то типа интернет-сайтов. Изменится формат. Передачи нужно будет создавать как сайты. Из этого следует, чо не будет разовых передач. Если ты уже создал это, все превратится в сериал. Канал создать будет очень легко – это будет место, откуда можно качать. Конечно, производство контента останется дорогим, но его формат изменится полностью. Но это тренд, а что на самом деле произойдет… Появится человек, который видит это как-то по-своему, и будет иметь достаточно энергии, денег, людей, как он сделает, так у нас все и будет.