Примерное время чтения: 59 минут
1270

Незнакомый Египет

В конференции участвуют: Солкин Виктор Викторович

У вас есть уникальная возможность узнать все о знойной и древней стране - Египет. Мы поговорим об этой удивительной стране, её интересных местах, курортах и гостиницах.

Углубившись в среду страны Египет, вы откроете для себя удивительные загадки забытых предков, что до сих пор бередят душу учёных всего мира, искателей кладов. Именно из-за таких тайн известные историки едут в эту превосходную страну, сталкиваются со страшными приключениями и находят разгадки на заданные вопросы.

Вы узнаете много интересного о современном Египте. Ведь в действительности Египет не совсем такой, как видят его туристы, не отходя от заранее проведенных туристических дорог. И то, что нам показывают экскурсоводы, лишь малая частичка того, что можно увидеть тут на самом деле.

И, несомненно, каждого туриста, отправляющегося в тур в Египет, интересует, что в действительности его ожидает: какой отель, отношение рабочих отелей и местных жителей, опасности и необходимые предосторожности.

18 мая на вопросы читателей AIF.RU ответил Виктор Солкин, один из ведущих российских египтологов, президент Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ»

Вопрос:Алексей Морозов 23:47 13/05/2009
Здравствуйте, Виктор! Недавно прочитал новость о том, что знаменитый бюст Нефертити какой-то европейский искусствовед объявил подделкой. Как к этому относиться? И большое спасибо за Ваши замечательные книги! Какие еще Ваши работы ожидать в ближайшее время? С уважением, Алексей
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 16:51 18/05/2009
Добрый день, Алексей! Сейчас в прессе действительно много разговоров о знаменитом портрете Нефертити. Конечно же, он подлинный. Автор нашумевшей «книги», которому гипотеза о «поддельном шедевре» принесла, думается, большие деньги, таким образом построил PR своей публикации. Его книга не имеет никакого отношения к египтологии; сам автор – не египтолог, издал до этого только несколько красочных альбомов о Египте, почти без текста. Совсем недавно специалисты Египетского музея в Берлине, где хранится этот памятник, провели сложнейшие анализы с помощью нового томографа и других технических новинок. Он подлинный. Кроме того, в Берлине хранится архив Людвига Борхардта, археолога, нашедшего Нефертити, в котором есть кадр, где Нефертити только что вынули из песка на развалинах Ахетатона. Это противоречит рассуждениям автора (Henri Stierlin) о том, что, якобы, нет никаких документальных свидетельств, подтверждающих находку бюста непосредственно в Египте. Мысль о том, что Нефертити не соответствует египетскому канону скульптуры, просто смешна и выдает низкий уровень знаний автора. Официальные заявления по этой «книге» сделали и Египетский музей в Берлине и Высший совет по древностям АРЕ, подтвердив, что памятник подлинный, а автор - шарлатан. В этом году должен выйти в свет большой каталог, посвященный древнеегипетским памятникам из частных российских собраний, а также мое монографическое исследование, посвященное археологии и религиозному пространству Абидоса – одного из древнейших городов и центров цивилизации в Египте.
Вопрос:Лада Панова 00:52 14/05/2009
Дорогой Виктор, выпустив "Русский Египет", о египтомании в русской литературы, я перешла к гораздо менее египтизированному сюжету русской литературы - о том, какое продолжение получили пушкинские "Египетские ночи" и "Клеопатра". Удивительное дело, но русская литература была зачарована Октавиановым мифом о Клеопатре - роковой развратной красавице, губившей и рабов, и царей, и свое собственное царство - Египет. Видеть же ее в "обыденном свете" - с большим, как у всех Птолемеев, носом, знатоком иностранных языков, видимо, проницательным политиком и, скорее всего, знавшей лишь двух мужчин, Цезаря и Марка Антония, - ни литература, ни общественное сознание не хотят, потому что в этом как бы нет никакого события. Все полученные в XIX - XX веке знания о ней, таким образом, не выходят за пределы трудов историков. Мои вопросы к Вам - есть ли что-то новое в демифологизации такого образа Клеопатры в рамках египтологии? появляются ли новые археологические материалы о ней и ее времени? нет ли известий о будущих раскопках, включая "подводные", которые могли бы пролить свет на эту - все еще остающуюся загадочной - царицу, которую нередко называют последним египетским фараоном? Насколь египетским был ее образ жизни и стиль правления? Заранее спасибо, удачи в Ваших трудах и просветительской деятельности, Лада Панова.
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 17:01 18/05/2009
Уважаемая Лада, большое Вам спасибо за великолепную книгу! Рад увидеть здесь Ваш вопрос. О Клеопатре VII сохранилось довольно много разноплановых источников. Везде она – скорее активный политический деятель, очень просвещенная женщина и умелый политик. Увы, «предсказывать» результаты раскопок – дело неблагодарное. Подводные исследования Александрии и пригородов ведутся очень интенсивно; удалось найти множество скульптурных памятников, некогда украшавших город, уточнить его план и даже найти новые города поблизости на побережье Средиземного моря. Недавно были оглашены громкие пресс-релизы о том, что якобы найдена гробница Клеопатры и Антония в районе археологического комплекса Тапосирис Магна. Однако это только предварительные данные, основанные на скульптурном портрете, напоминающем царицу и фрагменте маски, напоминающем Антония. Говорить о находке гробницы Клеопатры пока нельзя. Идентификация останков в одной из гробниц Эфеса, которые приписываются сестре Клеопатры, Арсиное, также пока очень гипотетична. Куда более интересно сравнительно новое исследование историка Окаша эль-Дали (Okasha el-Daly), частично посвященное тому, как образ Клеопатры VII отражен в арабских средневековых источниках («Ancient Egypt in Medieval Moslem/Arabic Writings»), изданное в Лондоне в 2003 году. Интересно, что арабские историки и хронисты описывали Клеопатру VII куда ближе к известным нам историческим реалиям, чем те, кто писал о ней в Европе. «Египетским» стиль ее правления, конечно же, назвать нельзя. Но, тем не менее, интерес царицы к древней культуре своей страны хорошо известен. Она, судя по всему, единственная из Птолемеев знала древнеегипетский язык. То, что царица лично участвовала в нескольких эпизодах, связанных с почитанием священных животных Арманта, крупного религиозного центра, расположенного неподалеку от Фив, о многом говорит. Спасибо Вам за добрые пожелания.
Вопрос:Лариса 01:08 14/05/2009
Здравствуйте, Виктор! Была на Ваших лекциях в Третяьковской галерее, до сих пор под впечатлением, особенно от лекции по символике костюма. Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к тому, как изображают Египет в кино? Например, в "Клеопатре" с Тейлор. Какой фильм на Ваш взгляд наиболее точно передает древний дух Древнего Египта?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 17:15 18/05/2009
Здравствуйте, Лариса! Спасибо за добрые слова. Рад, что лекция понравилась, так как традиционно считается, что тема египетского костюма сложна, и читаю я ее достаточно редко. К сожалению, то, как отражают Египет в кино, за редким исключением, напоминает дешевую сувенирную продукцию, которой мальчишки торгуют у пирамид. Голливуд гонится за пышностью, а не за соответствиями в образах, декорациях и костюмах. «Клеопатра» Джозефа Манкевича, на мой взгляд, - это яркая, порядком одиозная смесь колоссальности и кича, хотя и захватывающая. «Клеопатра» с Леонор Варелой, 1999 года, снята много лучше и точнее, хотя, естественно, изобилует ошибками. Единственный фильм, который стоит в стороне от этого моря псевдоегипетской кинопродукции, это «Фараон» Ежи Кавалеровича, который консультировал выдающийся польский египтолог Казимеж Михаловски. В этом фильме зачастую можно точно сказать, с какого оригинала скопирована та или иная часть костюма главных героев. Несмотря на то, что в самом Египте снята лишь одна десятая часть фильма, сцены охоты на Ниле снимались под Астраханью, а битва египтян с ливийцами – в песках под Ферганой. Отдельные фрагменты неплохи и в сравнительно новом фильме "Бельфегор. Призрак Лувра". Обратите внимание на великолепный саудтрэк к этому фильму, исполненный на коптском, и то, что множество сцен действительно снималось в египетской экспозиции Лувра.
Вопрос:Александр 01:10 14/05/2009
Недавно приобрел двухтомник Лады Пановой "Русский Египет". Мне кажется, отличная книга. А как она с точки зрения профессионального египтолога? Есть ли в ней неточности или-же ошибки и искажения фактов?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 17:20 18/05/2009
Вам очень повезло. Вы купили книгу, написанную Профессионально с большой буквы этого слова. Это итог многих лет исследований, которые Лада Панова представила просто блестяще и очень фундаментально. Я неоднократно говорил, что мне очень жаль, что Лада состоялась как специалист-литературовед, а не как египтолог – для отечественной науки о Древнем Египте это был бы самый настоящий подарок. Думаю, Вам будет интересно прочитать интервью с Ладой, которое было опубликовано на сайте нашей Ассоциации, когда вышел ее замечательный двухтомник: https://maat.org.ru/interviews/0026/index.shtml
Вопрос:Иван 01:35 14/05/2009
Какие книги по религии древнего Египта Вы бы посоветовали глянуть? Недавно купил книгу Э.У. Баджа и разочарован. Издают ли на русском что-нибудь современное?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 21:47 18/05/2009
С современной и адекватной египтологической литературой на русском языке дело обстоит очень плохо. Э.У. Бадж был великим египтологом, но он умер в 1934 году и все его книги невероятно устарели. По сути, они интересны только с точки зрения истории египтологии. Переиздают их, называя «новинками», люди глубоко непорядочные ради банальной и просто наживы на покупателе, который, возможно, не представляет, что купил очень старую книгу. Я бы порекомендовал Вам прекрасную работу Яна Ассмана, отлично переведенную российским египтологом Татьяной Баскаковой (Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999). Интересные факты есть в книге известной французской египтологической четы Димитри Меекс и Кристианы Фавар-Меекс (Меекс Д., Фавар-Меекс К. Повседневная жизнь египетских богов. М., 2008), однако она, увы, была недостаточно хорошо переведена на русский язык. И все равно она окажется Вам полезной. Если найдете – есть отличная книга по мифологии, переведенная с польского языка, - Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. М., 1983. И, наконец, религии древних египтян посвящена моя недавняя монография – Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. М., 2006.
Вопрос:Сергей Куприянов 01:46 14/05/2009
Здравствуйте Виктор! Не могли бы Вы порекомендовать наиболее интересные мероприятия - может быть выставки, лекции или какие-нибудь вечера, посвященные Египту, которые пройдут в этом году в России? Подписан на новости Вашего сайта, но все-таки хочется быть в курсе заранее...
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 21:53 18/05/2009
Здравствуйте, Сергей! Этот год достаточно богат на события. Прежде всего, в июне в Государственном Эрмитаже откроется выставка шедевров древнеегипетского скульптурного портрета из собрания Египетского музея в Берлине. Проект приурочен одновременно к двум событиям: пять десятилетий тому назад Н.С. Хрущев вернул в Германию многие памятники искусства первой величины, среди которых был второй по значимости портрет Нефертити, выполненный из кварцита; кроме того, в октябре в Берлине откроется новая экспозиция древнеегипетских памятников, из-за этого Германия ненадолго дала на выставки по миру те свои сокровища, которые покидают страну очень редко. В центре камерной экспозиции в Эрмитаже будет размещена та самая, «молодая» Нефертити. Не менее интересной будет выставка, которая откроется в сентябре в ГМИИ. Будет представлено около 150 предметов из собрания Египетского музея в Каире, связанных с историей знаменитого «царского тайника» ТТ320. Проект реализует Центр египтологических исследований РАН совместно с ГМИИ. К нему будет приурочена международная конференция по египтологии. У нас в Ассоциации осенью будут гости из-за рубежа, большая фотовыставка и еще ряд мероприятий, которые будут анонсированы позже. Повторюсь, если Вы подписаны на новости египтологии у нас на сайте, или просто заходите на него, то обо всем Вы узнаете заблаговременно.
Вопрос:Андрей и Галина Караваевы 02:40 14/05/2009
Виктор, скажите, пожалуйста, что бы Вы порекомендовали посмотреть в Египте? Мы прилетаем в Хургаду, на море сидеть не любим, Луксор облазили вдоль и поперек. Хочется чего-нибудь необычного и впечатляющего за разумные деньги. Спасибо!
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 22:01 18/05/2009
Уважаемые Андрей и Галина! Если Вы действительно хорошо знаете Луксор, то можно попробовать посетить удивительный храм богини неба и любви Хатхор в Дендере. Всего полтора часа на поезде от Луксора, поблизости от современного города Кена. Еще более впечатляющ заупокойный храм Сети I в Абидосе, культовом центре бога Осириса, почти полностью сохранивший полихромные росписи своих рельефов на стенах. Это непередаваемое и незабываемое впечатление. Это превосходит многое из того, что Вы видели в Луксоре. Если вдруг случилось так, что Вы не были в Асуане, то обязательно посетите этот жаркий и очень особенный город. В нем очень сильно влияние тропической Африки. Это не только город печально известной плотины и храма Исиды на острове Филе, но и уникальная археологическая зона. Обязательно посетите остров Элефантина, с хорошо сохранившимся городом и развалинами храмов Хнума, Анукет и Сатет, Нубийский музей, гробницы вельмож, расположенные на западном берегу в Куббет эль-Хава. Наконец, это еще и остров Новая Калабша, на котором теперь стоят удивительные храмы, перенесенные туда во время кампании ЮНЕСКО по спасению памятников Нубии (Калабша, Кертасси, Герф Хусейн, Бет эль-Вали и другие). Все эти поездки окажутся весьма бюджетными, если Вы будете использовать поезд, поверьте, очень комфортный.
Вопрос:Екатерина Михайлова 09:56 14/05/2009
Виктор, добрый день! В последнее время в СМИ появляется информация о том, что Высший Совет по древностям разработал программу по изменению Абидоса. Что будет сделано в пользу древних памятников? Или этот проект может полностью изменить облик древнего города? Как Вы считаете, новый туристический центр будет способствовать процветанию этого места или наоборот навредит? С уважением, Екатерина Михайлова
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 22:17 18/05/2009
Здравствуйте, Екатерина! Очень непростой вопрос. Дело в том, что в Египте, как и у нас в стране то, что подписывается на бумаге и то, что в итоге получается – порой совсем разные вещи. Еще важны те методы, которыми реализуется программа, т.е. то, насколько они губительны для окружения древнего памятника. Вряд ли тем, кто любит Древний Египет, понравилось непонятное здание «туристского центра», сооруженное перед храмом Хатхор в Дендере. Туристский центр перед Долиной царей тоже слишком сильно нарушает гармонию и логику того места, куда приезжает человек. Теперь на очереди Абидос – деревня с особенной, тонкой, закрытой для чужаков, прекрасно сохранившейся атмосферой. Многих жителей уже лишили их домов, многое снесено, тот самый непередаваемый «аромат» места теряется, исчезает с огромной скоростью и это прискорбно. Впрочем, я очень люблю Абидос, помногу живу там, когда приезжаю в Египет, дружу многие годы с некоторыми жителями соседних деревень Араба эль-Мадфуна и Бени Мансур и поэтому, возможно, слишком субъективен.
Вопрос:Максим 14:07 14/05/2009
Виктор, добрый день! Рад за предоставленную Вам возможность сказать трезвое слово о Древнем Египте и египтологии. Особенно актуально на фоне обилия псевдоисторического материала, завалившего прилавки магазинов и пестрящего в СМИ. Среди прочего, интересно было бы узнать о том, какие направления современной египтологии Вы считаете наиболее перспективными? Что более всего недостаёт отечественной египтологической науке для выхода на международный уровень? Можно ли в наше время стать профессиональным египтологом, не имея возможности частых поездок по стране, не говоря уже о личном участии в раскопках? А также хотелось бы знать: планируется ли переиздание Ваших первых монографий - «Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов» (2000) и «Египет: вселенная фараонов» (2001), и если да, то когда? Успехов в Вашем увлекательном деле. С уважением, Максим.
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 22:31 18/05/2009
Здравствуйте, Максим! Спасибо за актуальный вопрос. Долгие годы заветной мечтой нескольких центров египтологии в России было начать свои собственные раскопки в Египте. Когда они начались, однако, стало ясно, что археология – это прекрасно. Знание древнеегипетского языка – тоже. Однако очень туго обстоит дело с действительно хорошими экспертами по религии Египта и, особенно, по памятникам материальной культуры. Профессионально раскапывать – это одно; понимать и уметь интерпретировать найденное – совершенно другое. В нашей стране, увы, долгие годы наука академическая существовала в почти полной изоляции от музейного пространства, от тех великолепных собраний древнеегипетского искусства, которые есть в России. Учитывая то, насколько развита в отечественной египтологии недобросовестная конкуренция и противостояние различных научных центров и тех центров, которые считают по какой-то причине себя таковыми, сложилась система, которая не готова дать все необходимое молодым специалистам. В прошлом месяце в Московской торгово-промышленной палате прошел круглый стол, посвященный проблемам российской египтологии и ее достижениям. Готов повторить два тезиса, которые там прозвучали: - Современной российской египтологии насущно необходимо создание принципиально новой системы подготовки молодых кадров, в которой на смену биполярной, филолого-искусствоведческой подготовке должно придти комплексное профессиональное обучение специалистов, способных работать в любой области египтологии, а не только лишь в узком секторе своей непосредственной специализации. Для осуществления этой цели необходимо самое широкое взаимодействие российских египтологов с крупнейшими научно-образовательными центрами Европы, США и АРЕ, которое в настоящее время не является достаточно обширным, а также создание в России специальности "египтология" в рамках работы Высшей школы. - Современная российская египтология наконец-то стала многоцентровой наукой, вышедшей за рамки, существовавшие в СССР, которые обусловливали крайне низкий темп, а порой и уровень работы египтологов. На смену эпохе централизованной науки, существовавшей в атмосфере жёсткого идеологического и цехового давления, пришёл период открытой научной конкуренции и профессионального сотрудничества независимых научных центров. Этот путь является единственно возможным для преодоления сложившейся кризисной ситуации и создания нового лица российской египтологии внутри международного сообщества египтологов. Относительно Вашего вопроса о том, «Можно ли в наше время стать профессиональным египтологом, не имея возможности частых поездок по стране, не говоря уже о личном участии в раскопках?» Можно. Если Вы мыслите себе профессионального египтолога не как современного ученого, участвующего во всем многообразии форм реализации его специальности, а как кабинетного растратчика государственных грантов, к концу жизни написавшего в лучшем случае две книги и бряцающего своими степенями и местом в кругу «цеховой поруки». Это то явление, которое сейчас в России отживает долго, мучительно и трудно, старательно уничтожая в агонии молодых специалистов. О книгах. В России редко переиздаются узкотематические монографии. Т.е. о переиздании "Солнца властителей" я никогда не задумывался. "Вселенная фараонов", возможно, через несколько лет обретет новое лицо. Спасибо за Ваши добрые пожелания.
Вопрос:Ольга 22:51 14/05/2009
Слышала, что в собрании Пушкинского музея есть изображение Нефертити, но оно не выставлено в зале. Правда ли это? И еще на счет выставки в Эрмитаже из Берлина - не подскажете, что именно к нам привезут?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 22:42 18/05/2009
Здравствуйте, Ольга! У Вас не совсем верная информация. В собрании ГМИИ есть памятник – голова статуи царицы, выполненная из диорита (инв. номер I, Ia 5355). Она всегда была в экспозиции, правда, несмотря на то, что по всем характеристикам памятник датируется эпохой Нового царства, стояла в витрине с намного более «молодыми» портретами эпохи «Саисского ренессанса», заметно выбиваясь из ряда. Позже, когда был опубликован каталог древнеегипетской скульптуры в собрании ГМИИ, созданный О.Д. Берлевым, ее переставили в витрину Амарны, вслед за Олегом Дмитриевичем назвав ее «Нефертити». Однако эта атрибуция весьма сомнительна. Куда более этот памятник, приобретенный, по словам Б.А. Тураева, выдающимся русским египтологом В.С. Голенищевым в Нубии, походит на изображения царицы Тейе, матери Эхнатона, которая была обожествлена в Нубии, в храме Седеинги, как воплощение богини Тефнут. Черты лица царицы, то, как стилистически выполнен памятник, материал, место покупки его, - все это свидетельствуют в пользу Тейе. Нефертити здесь не при чем. Факсимильный слепок с известного бюста Нефертити, хранящегося в Берлине, действительно есть в хранении Сектора Востока ГМИИ, но, увы, никогда не выставлялся. Из Берлина в Эрмитаж привезут четыре портрета, среди них - кварцитовую голову "молодой" Нефертити и знаменитый портрет жреца IV в. до н.э.
Вопрос:Владимир 23:14 14/05/2009
Здравствуйте, Виктор. Вы много лет проработали с памятниками в ГМИИ им. Пушкина. Скажите, какие предметы из собрания наиболее вами любимы. И что бы Вы отметили из эрмитажной коллекции? А может быть есть какие-то любимые малоизвестные памятники из других российских музеев? Спасибо.
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 22:49 18/05/2009
Здравствуйте, Владимир! Я отвечу очень субъективно: в ГМИИ мне очень дороги саркофаг вельможи Маху, лежащий в центре зала; поразительный скульптурный портрет царского сына Хаэмуаса, который оказался крышкой редкого ритуального сосуда и был впервые мною опубликован; наконец, великолепная львиная голова гранитной статуи богини Сехмет эпохи Аменхотепа III, которая лишь раз покидала запасники музея. В Эрмитаже мои любимые памятники – это саркофаги жреца Падиисета, сосуд Среднего царства в форме лежащей утки и опять же великолепная статуя Сехмет, привезенная в Россию Авраамом Норовым. Великолепные египетские собрания есть в музеях Воронежа, Казани, Иваново, Перми, многих других городов России. Отмечу потрясающе красивый саркофаг царского писца Несипахерентахата, XI в. до н.э., который экспонируется в замечательном Художественном Музее им. Крамского в Воронеже.
Вопрос:В.Н.Горячев, кад.биол.наук, ген.дир.ООО"Студия лан 00:06 15/05/2009
Уважаемый В.В.! В последнее время идет просто шквал археологических открытий в Египте. Многие российские граждане ездят в Египет на отдых, а экскурсоводы рассказывают в лучшем случае истории из школьных учебников или фантастические измышления дилетантов от египтологии. Есть ли в нашей стране реальная возможность: а)создать научный туризм в Египет (и не только по стандартным турмаршрутам)?; б)организовать серию передач по ТВ, лекции на DVD об истории Древнего Египта с современной точки зрения?; С уважением, Виктор Н.Горячев
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 23:00 18/05/2009
Уважаемый Виктор! Создание системы, способной обеспечить нужды научного туризма в России, потребует очень много времени. Гид, ведущий такую группу, должен быть очень знающим специалистом, поскольку работа на местности – это не сидение в НИИ и написание никому не нужной статьи для очередного отчета. При этом такой гид должен иметь серьезнейшую, фундаментальную подготовку, знать несколько иностранных языков, не говоря уже о древнеегипетском. Мы в Ассоциации готовим такую программу, однако для того, чтобы она была действительно очень качественной, потребуется еще 2-3 года, не меньше. Немаловажно, что профессионал, который согласится везти группу туристов в страну, должен быть готов к самым различным, скажем так, «проявлениям личности» тех, кто поехал в группу и, заплатив деньги, считает, что «купил» гида. Увы, эти аспекты культуры отношений в России находятся очень на низком уровне. Именно из-за них не вожу в Египет интеллектуальные туры я сам. Мы сейчас готовим по заказу одного из центральных каналов серию фильмов, посвященных религии и заупокойному ритуалу Египта. Надеюсь, получится что-то принципиально новое, отличное от красивой, но по сути пустой продукции нескольких американских научно-популярных каналов, которой, плохо переведя закадровый текст, пичкают нашего телезрителя многие каналы. Поймите, многие из этих фильмов никуда не годятся с точки зрения египтологии, примитивны и совершенно не сопоставимы с теми глубокими, умными и заставляющими думать фильмами, которые, например, выпускает 5 канал французского телевидения. Только их, увы, крайне редко закупают в Россию. Редкое исключение – 2 серии отличного фильма о пирамидах Жака Кебадиана, которые многие хорошо знают.
Вопрос:Олег 02:10 15/05/2009
Здравствуйте, Виктор! "Путешествуя" по Египту, от Хургады до Люксора, очень мало вынес из рассказов местных гидов. Не подалеку от Люксора есть интереснейшая постройка, скорее творение, храм Царицы Хатшепсут. Вы, как человек, живущий Египтом и посвещая себя изучению его тайн и легенд. Скажите, как так случилось, что Царица Хатшепсут правила Египтом и ей воздвигнут храм, с ее именем, связанно много событий? С уважением, Олег.
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 23:17 18/05/2009
Здравствуйте, Олег! Гиды, вернее уровень их образования – это, увы, беда Египта. Порой, проходя по какому-либо храму в поисках нужного мне памятника или рельефа, краем уха слышу такие рассказы гидов, от которых волосы на голове встают дыбом. С этим пока ничего не поделать. Попробуйте поискать хорошую литературу и тогда получите информацию, что называется, из первых рук. Увы, именно по Хатшепсут, несмотря на всю ее известность, на русском (в отличие от европейских языков) хорошей книги до сих пор нет. Думаю, Вам будет интересна статья Юлии Ларионовой о Хатшепсут, основанная на трехчасовом интервью со мной, опубликованная в апрельском номере журнала «Эгоист Generation». Там масса нового материала и поводов для размышлений о судьбе царицы. Красивый, но очень примитивный материал о Хатшепсут есть и в майском номере «National Geographic». Увы, в рамках конференции рассказать о царице я не смогу. Для этого потребуется несколько часов.
Вопрос:Андрей Мисюк 09:36 15/05/2009
Добрый день, Виктор, у меня вопрос по литературе. Скажите, какие из известных нам сюжетов сказок народов мира более поздних периодов существовали еще в литературе Древнего Египта? Возможно, у них была своя Белоснежка или свой рыбак и золотая рыбка. Существовали ли какие-либо сюжеты, известные нам сейчас по Библии? Спасибо!
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 23:25 18/05/2009
Здравствуйте, Андрей! Спасибо за неожиданный и интересный вопрос. Определенная преемственность многих сюжетов, которые впервые появились еще в древнеегипетской культуре, литературными традициями Греции, Византии и Руси есть. Конечно, сюжеты сильно менялись, дополнялись, однако их истоки все же можно проследить. Думаю, что будет интересно узнать, что еще в демотическом своде «Сказаний о Сатни-Хаэмуасе», т.е. в тексте III в. до н.э., герой побеждает бессмертного змея, отрубив ему голову и бросив на срез шеи речного песка, чтобы голова вновь не приросла к шее. Тем фольклорным сюжетам, которые можно проследить от Древнего Египта до русской сказки, посвящена отличная статья Наталии Грачевой, опубликованная в первом выпуске трудов нашей Ассоциации (Грачева Н. Древнеегипетские мифологемы в русской фольклорной традиции (К вопросу о возможных связях древнеегипетской и славяно-русской культур) // Древний Египет. Сборник трудов Ассоциации по изучению Древнего Египта "МААТ". Москва, 2005, с. 177-192).
Вопрос:Боримир 12:28 15/05/2009
Как вы относитесь, к Египетско-славянским параллелям, найденными профессором Чудиновым Валерием Алексеевичем? Где многие знаки, дешифруются, сразу на русские слова? О существовании египетского алфавита наряду со слоговым письмом?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 23:32 18/05/2009
Здравствуйте, Боримир! Как можно относиться к откровенному шарлатанству? Человек, именующий себя ученым, разбивает знаки древнего письма на фрагменты, выбирает из них «нужное» и потом компилирует так, как в голову взбрело, не зная ни древнеегипетского языка, ни принципов древнеегипетской письменности. Печально, что сегодня таким буйным цветом расцвела настолько одиозная псевдонаука. Это те плоды, которые посеяла советская гуманитарная наука, учившая доказывать все, что нужно для идеологического заказа, без оглядки на исторические, лингвистические, археологические реалии, контекст или хотя бы простую логику.
Вопрос:Павел 12:42 15/05/2009
1 Собираемся в Шарм-эль-Шейх – какие достопримечательности посоветуете посмотреть. И в целом – какой из курортных регионов Египта позволяет наиболее комфортно объединить и море и древности. 2 Какой из мировых аукционов предлагает наиболее удачное соотношение цена – качество по искусству Древнего Египта. 3 Есть ли возможно законно купить и вывезти в Россию артефакты Древнего Египта? Какие вещи можно законно вывозить. 4 Есть ли в России (за исключением «Эрмитажа» и ГМИИ им Пушкина) открытые собрания древнеегипетского искусства.
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 23:50 18/05/2009
Здравствуйте, Павел! Отвечаю по порядку: 1. Из Шарм эль-Шейха логично поехать в Каир, хотя путь и не близкий. В Каире - четыре больших «блокf» того, что можно увидеть. Это Египетский музей, пирамиды Гизы, Саккары и Дахшура, коптские древности, исламский город и, соответственно, Музей Исламского искусства. На каждый из 4 «блоков» нужен один день, чтобы действительно хоть что-то увидеть. Если Вы решили остаться на Синайском полуострове и не хотите ехать в Каир, то не ограничивайтесь избитыми горой Моисея и монастырем св. Екатерины; посетите храм богини Хатхор, «великой госпожи бирюзы», в Серабит эль-Хадим, на высокогорном плато, расположенном на вполне досягаемом расстоянии от Вашего курорта. Это крупнейший древнеегипетский храм на Синае, с пещерными святилищами и сотнями столбов, которые здесь, поблизости от разработок бирюзы, считавшейся в Древнем Египте священным камнем, оставляли начальники экспедиций, по приказу царей отправлявшихся за драгоценным минералом. Интереснейшее место. Конечно, если Вы ориентируетесь именно на посещение археологических зон, то лучше поехать в Хургаду, находящуюся в четырех-пяти часах переезда от Луксора. 2. Я не отслеживаю специально цены на древнеегипетские памятники, проданные на аукционах Европы, хотя и слежу за тем, какие памятники попадаются на торгах. Если Вы собираете древнее искусство, то я бы порекомендовал обратить внимание не на аукционы, а на небольшие частные галереи Европы, где порой появляются поразительные вещи. В любом случае Вы, покупая древнеегипетский памятник, должны получить от продавца все необходимые доказательства того, что он покинул Египет легально и, если это случилось после 1970 года, - с разрешением Высшего Совета по древностям АРЕ. 3. Вывозить памятники древнего искусства из Египта запрещено с 1970 года. Т.е. легальными являются только те произведений искусства, дата вывоза которых документально подтверждена. Впрочем, оборот легальных древнеегипетских памятников в Европе очень велик. Две галереи, специализирующиеся на древнем искусстве, есть и в России – это великолепная Галерея Кирилла Данелия и галерея «Архайос» в ЦДХ в Москве. 4. Да, есть. Отличная экспозиция древнеегипетских памятников есть в Воронеже, интересная коллекция представлена в египетском зале музея Иваново. Иногда выставляется египетская коллекция Национального музея Республики Татарстан в Казани.
Вопрос:Павел 12:44 15/05/2009
Какой из путеводителей на русском языке по Египту вы считаете лучшим. Спасибо
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 23:52 18/05/2009
Здравствуйте, Павел! Увы, не могу назвать лучшим ни один, хотя их достаточно много. Опираясь на опыт свой первой поездки в Египет, порекомендовал бы Вам англоязычный «Lonely Planet». Ничего подобного на русском пока, увы, нет. Он Вам реально поможет в стране.
Вопрос:Андрей Сербин 17:44 15/05/2009
Здраствуйте Виктор! Расскажите пожалуйста про Ассоциацию по изучению древнего Египта "МААТ", которую Вы возглавляете. Чем занимается Ассоциация? Можно ли пройти обучение в Ассоциации? Какие у Вас планы по развитию Ассоциации? Заранее благодарю.
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 00:01 19/05/2009
Здравствуйте, Андрей! Нашей Ассоциации не так давно исполнилось уже 8 лет. Мы с самого начала ориентировались на две плоскости работы – научную и популяризаторскую. В рамках первой мы участвуем в различных научно-исследовательских проектах – начиная от участия в проекте реставрации сфинксов Аменхотепа III в Санкт-Петербурге и нескольких сезонов раскопок в Египте в составе «Европейской миссии по спасению Колоссов Мемнона и храма в Ком эль-Хеттан», завершая многолетним поиском древнеегипетских памятников в российских частных собраниях и участием в археологическом исследовании храма Амона в Гебель Баркал (Судан). Параллельно в Ассоциации активно работает лекторий – это три года лекций по истории, археологии, религии и искусству древнего Египта. Начиная со второго года членства в Ассоциации, наши слушатели получают возможность присоединиться к группам, несколько лет изучающим древнеегипетский язык. Помимо этого мы занимаемся издательской, выставочной деятельностью; сотрудничаем с самыми различными культурными центрами, общественными организациями, галереями и СМИ в рамках различных проектов, связанных с наследием Древнего Египта. Все это достаточно подробно отражено на нашем официальном сайте – https://maat.org.ru, где также Вы всегда найдете свежие новости египтологии, археологии и музейной жизни. Ассоциация постоянно развивается. Скоро выйдет третий выпуск трудов Ассоциации, мы готовим обширную on-line видеотеку с лекциями и многое другое. Спасибо за Ваш интерес!
Вопрос:Волков Николай 17:57 15/05/2009
Скажите Виктор, а что бы вы посоветовали приобрести и прочитать из книг зарубежных авторов по тематике Древнего Египта?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 00:03 19/05/2009
Здравствуйте, Николай. Все зависит от того, какой именно аспект египтологии Вас интересует. Авторов, прекрасно пишущих о Египте на английском, французском и немецком, не говоря уже о других европейских языках, - очень много. Попробуйте, сориентировавшись с темой, зайти к нам на сайт и задать Ваш вопрос более конкретно.
Вопрос:Иван 23:36 15/05/2009
Виктор, какую ученую степень Вы имеете? В каком институте или университете читатете лекции и ведете семинары?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 00:10 19/05/2009
Здравствуйте, Иван! В рамках российской академической системы я имею степень магистра исторических наук (MA) со специализацией «всеобщая история – история древнего мира», поскольку специальность «египтология» в России все еще отсутствует. В пространстве зарубежной науки я имею степень PhD. В России я читаю лекции в основном в Ассоциации, так как наш лекционный курс по египтологии наиболее обширный в стране как по темам так и по количеству лекционный часов. После него мне совершенно не интересно, например, читать «Историю Древнего Востока» в РУДН, который я здесь заканчивал, так как непосредственно Египту в нем отведено всего 6 лекций. Это не серьезно и, отчитав этот курс на Кафедре Всеобщей истории РУДН несколько лет, я отказался от этой траты времени. Я достаточно часто читаю отдельные приглашенные лекции в российских ВУЗах; например, за последние два года они проходили в МГУ, МГИМО, в Российской Международной Академии Туризма.
Вопрос:Дмитрий 09:27 16/05/2009
Виктор, как вы прокомментируете то, что вывешено, например, здесь: https://sematy.livejournal.com/2849.html? Ведь из этого следует, что вы не просто дилетант в египтологии, как про вас говорят, а гораздо хуже. Как вы можете выступать в роли медийного эксперта после таких публикаций?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 00:15 19/05/2009
Здравствуйте, Дмитрий! Я не комментирую анонимные блоги, котоыре Вы так почему-то называете "публикациями". Эти сообщения выдают не только нарочито оскорбительный тон пишущего, увлекшегося откровенной клеветой, но и выдают крайне плачевную степень образования автора. Увы, в России очень распространена нечистоплотная конкуренция в египтологии, а ученые степени в истории здесь порой получают люди, имеющие базовое техническое образование. Что неприемлемо. Согласитесь, было бы странно комментировать оскорбительные надписи, анонимно оставленные на заборе.
Вопрос:Alex 11:22 16/05/2009
Виктор, у меня есть Ваша энциклопедия. В сети я нашел рецензию на нее: https://solkin-encyclopaedia.narod.ru/. Но ведь это же плагиат! Поискал дальше. Вы, оказывается, еще и про защиту диссертации в Каире наврали аж в телеэфире: https://solkin-shkolazlo.narod.ru/part9.html. Вам не совестно после всего этого появляться на людях?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 00:20 19/05/2009
Здравствуйте, Алекс! Я рад, что Вы приобрели первую российскую национальную энциклопедию «Древний Египет». Увы, то, что Вы нашли в сети – это не рецензия, а анонимный отзыв крайне плохо образованного автора, претендующего на знание предмета. В Энциклопедии в каждой статье есть полный перечень тех публикаций, материалы которых были использованы при написании текста статьи. В сети можно найти множество недостоверной информации и откровенной клеветы, призванной очернить достижения более успешных и активных коллег. Кроме того, меня удивляет не только степень Вашей уверенности в собственной правоте в предмете, о котором Вы, по сути, ничего не знаете, но и Ваша лексика. Попробуйте впредь использовать более проверенные и достойные источники информации, чтобы больше не попадать в такие глупые ситуации.
Вопрос:Марина Халилова 16:07 16/05/2009
Здравствуйте, Виктор Викторович! Недавно видела фильм "Проклятие фараонов" с Вашим участием. Было очень интересно. Скажите, пожалуйста, будут ли в ближайшее время еще какие-нибудь фильмы с Вашим участием или просто интересные фильмы про Египет? И очень Вас ждем опять в "Африканском клубе" МГИМО! С уважением, Марина Халилова
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 00:24 19/05/2009
Здравствуйте, Марина! Увы, я не смотрел этот фильм до эфира, а то можно было бы избежать многих ляпов, допущенных журналистами. Мы готовим сейчас серию из нескольких документальных фильмов, посвященных религии и заупокойным верованиям египтян. Надеюсь, они появятся в начале следующего года. Кроме того, меня очень часто просят принять участие в разных фильмах и телепрограммах, связанных с египтологией. Обычно я размещаю анонсы таких проектов и премьер в своем блоге – https://victorsolkin.livejournal.com. Заходите, буду рад Вам. Спасибо за добрые слова, публика в «Африканском клубе» МГИМО – замечательная. Очень у Вас приятно было читать лекции.
Вопрос:Виталий В. 17:03 17/05/2009
Приветствую, Виктор! Очень интересно было бы узнать о древнеегипетских представлениях о загробной жизни, культе мертвых, культе предков и т. п. Как эти представления менялись с развитием цивилизации Др. Египта? Остались какие-нибудь отголоски тех верований в Египте современном?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 00:30 19/05/2009
Здравствуйте, Виталий! Боюсь, Вы затронули тему, которую никак нельзя уместить в формате конференции. Отвечу кратко. Отдельные главы о том, как египтяне мыслили свое загробное существование, есть в двух моих книгах – Египет: вселенная фараонов (М., 2001) и Столпы небес. Сокровенный Египет (М., 2006). Эти представления менялись, довольно значительно. О том, как элементы древнеегипетского мировоззрения преломляются в менталитете современного Египта, прекрасно писали в своих статьях Екатерина Ульянищева (Ульянищева Е.В. Шахсия Масрия – «личность египтянина» в культурном пространстве арабского мира) и Наталья Лебедева (Лебедева Н.А. Египет древний – Египет современный: преемственность традиций и диалог культур). Обе статьи были опубликованы в первом сборнике трудов Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ», который вышел в свет в 2005 году. Поищите в Интернет-магазинах. Кое-где он еще есть.
Вопрос:Мик Каракурт 18:13 17/05/2009
Скажите, Виктор, как в Древнем Египте относились к насекомым, паукам и прочим ползучим гадам? Обожествлялся ли кто-то из них, помимо скарабея, были ли они символами какаих-то божеств?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 00:38 19/05/2009
Здравствуйте, уважаемый Мик! Отдельные случаи обожествления подобных существ были. Так, например, многоножка Сепа считалась ипостасью Осириса и почиталась в Мемфисе. Образ паука упоминают древнеегипетские тексты во время ритуала, когда жрец заупокойного культа оставался на одну ночь в погребальной камере недавно погребенного человека, для того, чтобы, погрузившись в особое состояние, близкое ко сну, и проникнув в пограничное состояние между жизнью и смертью, найти «душу» Ба умершего посредством помощи пауков, пчел и птиц. Это очень редкая составляющая знаменитого ритуала «Отверзания уст и очей», предназначенного для магического «оживления» и пробуждения сущности умершего или оживления культовой статуи. Широкого распространения культа насекомых, за исключением скарабеев, в Египте не было. Древние египтяне, например, прекрасно знали бабочек – они изображены впервые на серебряных браслетах царицы Хетепхерес, матери Хуфу (Хеопса); однако священными эти насекомые никогда не были.
Вопрос:Ольга Кузнецова 20:05 17/05/2009
Здравствуйте, Виктор! Меня крайне интересует понятие «города мертвых» в Древнем Египте. Было ли это место категорически закрыто для живых или в этом правиле были исключения?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 00:44 19/05/2009
Ольга, здравствуйте! Многое зависело от того, о какой именно зоне некрополя идет речь. Если это, предположим, Та Сет Аат – «Великое место», которое мы сейчас знаем как Долину царей, то да, конечно, вход в нее был настрого запрещен, а над долиной был пост стражи. Что, впрочем, далеко не всегда мешало грабителям делать свое черное дело. В целом же т.н. «город мертвых» был густо населен. Это и обслуга многочисленных царских заупокойных храмов и малых святилищ, жречество, служащие домов бальзамирования, художники и мастера, создававшие гробницы и необходимый погребальный инвентарь, крестьяне, работавшие на полях, приписанных к заупокойным хозяйствам царей и богов. Наконец, охрана некрополя, писцы и врачи. Нормы жизни «города мертвых» были, конечно же, более регламентированными, нежели жизнь обычного города, но древние некрополи, по сути, никогда не были пустынными местами…
Вопрос:Жанна 20:08 17/05/2009
Виктор,а бывают ли в пирамидах и гробницах духи? И что Вы думаете о проклятиях фараонов?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 00:52 19/05/2009
Здравствуйте, Жанна! Думаю, что пресловутое «проклятие фараонов» - это журналистская выдумка. Никакой череды смертей после находки гробницы Тутанхамона не было. Было несколько смертей, вызванных естественными и установленными причинами. Сам Говард Картер умер в 1939 году, много лет спустя, от естественных причин. В гробнице Тутанхамона, кроме того, не было найдено ни единого текста, содержащего какие-либо проклятия. Примеры таких проклятий, тем не менее, известны. Так, например, в «Текстах пирамид» - древнейшем египетском религиозном источнике, иероглифические тексты которого выписывались на стенах погребальных камер царских пирамид V и VI династий, говорится следующее: «Что до того, кто пальцем коснется пирамиды этой, И этого храма, принадлежащих мне и моему Ка, Будет он осужден Девяткой богов, и будет ему небытие, И дом его будет в небытии, будет он тем, Кого осудили, тем, кто пожирает сам себя». Я не возьмусь комментировать вопрос «о духах», но отмечу, что на мой взгляд, некрополи, как места религиозного опыта многих поколений египтян, возможно, содержат порой в себе нечто, пока еще не очень успешно понятое современной наукой.
Вопрос:Евгения 21:03 17/05/2009
Здравствуйте. очень интересует вопрос: какая самая древняя пирамида в Египте?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 00:55 19/05/2009
Вопрос:В.Л. 23:31 17/05/2009
Виктор, в объявлении о конференции вы называете себя «действительным членом» Международной ассоциации египтологов. Однако в этой ассоциации такого членства (full member) нет. Есть individual member, institutional member и supporting member (https://www.iae.lmu.de/). В другом месте (https://users.livejournal.com/_corso_/144186.html) вы называете себя PhD, хотя никакой ученой степени у вас также нет (https://www.urbc.ru/newnews.asp?ida=194883). Зачем вы все время присваиваете себе несуществующие или не принадлежащие вам звания и степени?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 00:59 19/05/2009
Доброй ночи, уважаемый Аноним! Я думаю, что мне, египтологу, состоящему в Международной Ассоциации Египтологов с 2000 года, лучше известно, как именно называется членство в ней. Я бы посоветовал Вам лучше посмотреть сайт Ассоциации, где все действительные члены, включая меня, указаны в соответствующих разделах, по странам. Также я бы посоветовал Вам, прежде чем бросаться весьма сомнительными и самонадеянными утверждениями, руководствоваться более серьезными источниками, нежели какие-либо ангажированные сообщения в сети или анонимные блоги. А лучше – рассуждать о том, в чем Вы действительно разбираетесь и что знаете наверняка. Всего Вам доброго!
Вопрос:Игорь Манцев 00:55 18/05/2009
Уважаемый Виктор Викторович! Всей семьей простояли вчера до 2 ночи в галерее Кирилла Данелия, слушая Вашу лекцию. Жалеем, что были не с начала. Не стали подходить в той дикой толпе, которая была. Мы все в полном восторге! Спасибо! Скажите, как, когда и где еще Вас можно услышать? Заранее спасибо за ответ. С уважением, Игорь, Ольга и Максим из Красногорска
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 01:03 19/05/2009
Уважаемый Игорь, Ольга и Максим! Спасибо, что присоединились к нам во время этой акции. Она была организована почти экспромтом, и мы никак не ожидали, что «Египетская ночь» в Галерее Кирилла Данелия соберет более 500 человек за ночь! Надеюсь, что, несмотря на тесноту, было уютно и интересно. Сейчас близится завершение сезона лекций. Мы вновь откроем его в октябре. Если Вы подписаны на новости нашего сайта – https://maat.org.ru или же посещаете мой персональный блог – https://victorsolkin.livejournal.com, то Вы обо всем вовремя узнаете. Спасибо Вам за добрые слова!
Вопрос:кирилл данелия 01:00 18/05/2009
Виктор, что мешает нашим музеям пополнять свои древнеегипетские коллекции? у них есть бюджет, вещи находяться в свободной продаже на мировых аукционах, западные музеи, к уровню которых наши музеи себя причесляют - учавствуют в торгах... что же стоит за нашей пассивностью?.. Ведь, тем самым - мы обкрадываем самих себя!!!
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 01:10 19/05/2009
Доброй ночи, Кирилл! Я часто сам задавался этим вопросом. Потому что, например, только за шесть лет моей работы в ГМИИ для Сектора Востока, несмотря на заявку, не были приобретены ни уникальные предметы черной керамики Урарту, ни вторая часть египетской коллекции О.В. Ковтуновича. Закупки в отделы живописи и графики, однако, производились постоянно. Увы, вопрос этот решается очень субъективно: приобретаются зачастую только те памятники, ценность которых видит непосредственное руководство музея либо наиболее активно работающие его подразделения. Если хранитель египетской коллекции пассивен и инертен, то и результат десятилетий откровенного «просиживания стула» соответствующий. Я очень надеюсь, что в ближайшие десятилетия ситуация изменится, глядя на то, какие потрясающие памятники порой проходят мимо музеев. И это притом, что принесшие их коллекционеры и галеристы идут на серьезные уступки в цене, ратуя за пополнение отечественных музейных собраний. Новое поколение хранителей и директоров должно придти. Тогда, возможно, гора сдвинется с места…
Вопрос:Ольга 10:14 18/05/2009
Здравствуйте, Виктор. У меня такой вопрос - в вашем досье написано, что вы были личным ассистентом Зав. Сектором ГМИИ им. А.С. Пушкина (1993-1999). То есть вам было 15 лет, когда вы им стали. А как это было оформлено отделом кадров музея? Они официально приняли на работу подростка в научный отдел и сделали соответствующую запись в трудовой книжке? Мне интересно это как специалисту по работе с персоналом.
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 01:18 19/05/2009
Доброй ночи, Ольга! Моя ситуация в ГМИИ была абсолютно исключительной. Поскольку Зав. Сектором Востока музея С.И. Ходжаш не могла, естественно, взять меня из-за возраста на официальную ставку, то была достигнута договоренность с дирекцией о мое работе в Отделе на особом положении. Т.е. я получил допуск в Сектор к памятникам, необходимым для работы за подписью Главного хранителя музея, тогда – г-жи Потаповой, а вознаграждение за мою работу мне передавалось «бартером» - доступом к тем памятникам, которые мне были интересны для профессионального роста и необходимыми книгами. Это был уникальный и бесценный опыт, хотя в нем было очень много тяжелой рутинной и довольно неблагодарной работы. Позже, в 1999 году мне была предложена ставка в Музее, в отделе «Учебно-Художественный Музей им. И.В. Цветаева», однако от нее я в силу ряда причин отказался, проработав в этой структуре ровно три дня. Если Вас интересует эта часть моей карьеры, то, думаю, Вам будет любопытно ознакомиться с моими воспоминаниями о «музейных» годах, размещенных в моем персональном блоге - https://victorsolkin.livejournal.com/35911.html Там все подробно рассказано, с фотографиями из архива.
Вопрос:Мария 10:24 18/05/2009
Здравствуйте, Виктор Викторович! А правда, что вас не допустили до защиты в университете дружбы народов? Я смотрела ток-шоу школы злословия с вашим участием. Так и не поняла, вы защитились в Египте или нет? Спасибо.
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 01:20 19/05/2009
Здравствуйте Мария! Я все это уже рассказал четко и подробно как раз в этом ток-шоу. Оно выложено в сети и Вы, если что-то осталось непонятным, можете посмотреть его еще раз. Там, в силу имеющегося времени, я говорю об этом гораздо подробнее, чем здесь. Если же у Вас появятся вопросы по египтологии, - то милости прошу на сайт Ассоциации или ко мне в блог!
Вопрос:Василий 12:27 18/05/2009
Разделяете ли вы взгляды авторов фильма документального цикла "Запретные страници истории" В частности по Египту. Вы может допустить что Сфинкс это "до потопное" сооружение? Как относиться к явным следам фрезовых пил на камнях в основаниях части пирамид?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 01:24 19/05/2009
Доброй ночи, Василий! Я стал единственным египтологом, который все же нашел в себе силы потратить несколько часов времени на просмотр этого фильма. Увы, он не имеет никакого отношения к реалиям археологии и истории Древнего Египта. «Явные» следы фрезовых пил есть только в сознании авторов фильма, не имеющих для рассуждений о Египте и его наследии ни надлежащего опыта ни необходимого профильного образования. Моя подробная рецензия на эти фильмы была довольно давно размещена на сайте Ассоциации - https://maat.org.ru/news/2006/2006-06-05.shtml
Вопрос:Алексей 14:27 18/05/2009
Виктор, здравствуйте! Какие памятники в Египте, на Ваш взгляд, наиболее перспективны для археологического изучения? Какие нуждаются в срочной реставрации? Нашел недавно в сети новость о том, что российские археологи нашли в Египте некие "золотые маски". Не могли бы Вы прокомментировать - информации было очень мало. Спасибо Вам за все, что Вы делаете! С уважением, Алексей Борисович Сергиенко
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 01:36 19/05/2009
Доброй ночи, Алексей! Отличный вопрос! Из-за повышения уровня грунтовых вод, ухудшения экологической ситуации в целом и из-за растущего потока туристов очень многие памятники Египта сейчас находятся на грани уничтожения. Особенно страдает в этом смысле Луксор и, конечно же, пирамиды. Несколько лет тому назад Высшим Советом по древностям Египта был разработан план распределения туристских потоков в археологических зонах и составлен список памятников, находящихся на грани уничтожения. Увы, все работы по срочной консервации памятников требуют огромных вложений. Однако кое-что сделано. Например, создана сложнейшая система каналов, труб и механизмов, которая резко понизила уровень грунтовой воды под Карнаком. С грунтовой водой с поверхности камня отступает и всеразрушающая соль. Особенно сильно страдают от воды, сельского хозяйства и урбанизации города Дельты. А ведь это уникальные памятники! Чего стоят только Телль Баста, Кантир, Сан эль-Хагар или тот же Бехбейт эль-Хагар… Самым перспективным назову Ахмим – город в Верхнем Египте, где под наслоениями мусульманского кладбища находится огромный храм бога Мина эпохи Нового царства. Раскрыта лишь незначительная часть храма, который с восторгом описывали средневековые арабские историки и хронисты, уточняя, что этот храм размерами превосходил Карнак. Относительно масок. Увы, большая проблема заключается в том, что журналисты, даже получая пресс-релиз не всегда точно цитируют археологов. Миссия Центра египтологических исследований РАН обнаружила при раскопках некрополя Дейр эль-Банат, в Фаюме, многочисленные захоронения Греко-римского времени; мумии находились в саркофагах и чехлах, иногда с позолоченными масками. Т.е. речь идет именно о позолоте, а не о золоте. Именно об этом на недавнем круглом столе по египтологии в МТПП говорил сотрудник ЦЕИ РАН Алексей Крол, который возглавляет эту миссию. Журналисты, увы, услышали не то, что им сказал египтолог, а то, что хотелось услышать… Спасибо Вам за добрые слова!
Вопрос:Дмитрий 15:14 18/05/2009
Виктор, это правда, что «захоронения величайших правителей Египта, в частности, Тутмеса III, Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III – всего сорок мумий царей и членов их семей», были найдены российскими археологами из Центра египтологических исследований РАН, как написано здесь: https://news2.ru/story/81482/? Или это ложь, и все это было найдено еще в XIX веке, как утверждают здесь: https://cesras-belova.narod.ru/part5.html?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 01:45 19/05/2009
Здравствуйте, Дмитрий! Несколькими строками ниже я уже объяснял, что то, что говорит египтолог на пресс-конференции, увы, часто разнится с тем, что потом пишут по ее итогам журналисты. Печально, что заинтересовавшись этим вопросом, Вы обратились на анонимный ресурс, созданный крайне непорядочными людьми, желающими опорочить работу Центра египтологических исследований РАН, а не на официальный сайт этой организации – https://www.cesras.ru Галина Белова не раз подробно рассказывала и в сети и в программах ТВ о том, как в 1998 году ЦЕИ РАН предпринял попытку совместно с Мюнстерским университетом вновь открыть гробницу ТТ320, которая впервые была найдена в 1871 году местными грабителями и в 1881 году властями. В процессе работ члены миссии не только находились в крайне опасной ситуации из-за обширных обрушений потолка гробницы, но и с большим трудом смогли расчистить узкие проходы от огромных объемов дебриса. В итоге – интересные новые находки – ушебти, граффити, части саркофагов, первый точный план тайника, выполненный отличным архитектором Надеждой Решетниковой. И теперь, в сентябре, - выставка в ГМИИ по итогам этого проекта и международная конференция в Москве. Я бы посоветовал Вам впредь уважать людей, которые организовали в том числе и для Вас первую выставку из Египетского музея в Москве аж с 1973 года, заходя на их сайт за информацией, а не занимаясь неуместным пиаром недалеких и завистливых анонимов, у которых не хватает ни сил ни способностей заниматься египтологией самим
Вопрос:Sergey 20:48 18/05/2009
Скажите, а кто давал право беспокоить мертвых? Разве Закон не гарантирует неприкосновенность захоронений? Вот я был просто потрясен египетскими древностями, но когда в Каирском музее за дополнительную плату в 100 фунтов показывают мумии великих фараонов становится не по себе. Хотя и очень волнительно.
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 01:49 19/05/2009
Доброй ночи, Сергей! Я соглашусь с Вами, но лишь отчасти. Лично мне очень симпатична та ситуация в Египетском музее в Каире, которая была во времена президента Анвара Садата – зал царских мумий, тогда еще только один, был закрыт для туристов. Его могли посещать исключительно специалисты, занимающиеся проблемами мумификации в Древнем Египте. Я - за доступ к материалам гробниц и хранилищ мумий ученым и я против того, чтобы вокруг мумии Рамсеса Великого с хихиканьем шли толпы праздных людей. Но это сейчас, увы, отдельная статья дохода музея и вряд ли он от нее откажется.
Вопрос:Иван 00:31 19/05/2009
Уважаемый Виктор! Скажите, на какую тему у Вас была диссертация и где именно Вы защищались? Я слышал, Вы упоминали Американский институт в Каире, но у них нет PhD... Можно ли где-нибудь ознакомиться с Вашей диссертацией?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 02:11 19/05/2009
Я уже ответил, уважаемый Иван, на Ваш вопрос так подробно, как счел нужным, учитывая непростые отношения в российской египтологии и недобросовестную конкуренцию. Если у Вас еще остались вопросы - пожалуйста, приходите в октябре на наши мероприятия, буду рад ответить на Ваши вопросы лично. Прошу меня простить - это мой последнйи ответ на этой почти четырехчасовой конференции. Всего доброго!
Вопрос:лиля 00:39 19/05/2009
Виктор, судя по вашему ЖЖ, складывается впечатление,что вы плохо относитесь к русским женщинам,туристкам в Египте. Почему?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 01:55 19/05/2009
Доброй ночи, Лиля! Я очень хорошо отношусь к русским женщинам. Если же мы говорим о русских туристках в Египте, то, опять же, не рассуждая обо всех «под одну гребенку», отмечу, что, увы, наши соотечественницы зачастую очень часто намеренно ведут себя так, как неприемлемо себя вести не только в мусульманской стиранее, но и вообще в цивилизованном обществе. Согласитесь, приезжая за рубеж, необходимо уважать обычаи страны и того народа, чьим гостем Вы оказываетесь. Я догадываюсь, что Ваш вопрос вызван жестким сообщением в моем блоге относительно нескольких ситуаций, связанных с русскими женщинами в Египте. Но, напомню, что речь там идет о нелегальной проституции и том наказании, которое эти женщины понесли заслуженно. Именно из-за них, поймите, страдают порядочные русские туристки, которые уважают Египет, ведут себя вежливо, но порой чувствуют на себе взгляды и слышат слова тех египтян, кто слишком много работал в туристических зонах и насмотрелся там на то, как себя ведут очень многие русские. Увы, многое видел сам, хотя стараюсь без крайней деловой нужды не появляться нив Хургаде, ни в Шарм эль-Шейхе.
Вопрос:Вероника 00:53 19/05/2009
Виктор, мой вопрос личного плана: какое место в вашей жизни занимают женщины? у вас есть жена/подруга? они вам помогают?
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 02:03 19/05/2009
Доброй ночи, Вероника! У меня есть правило: я обсуждаю личные вопросы исключительно с близкими друзьями и уж никак не на on-line конференциях. Надеюсь, что Вы не обидетесь.
Вопрос:Анастасия 02:25 19/05/2009
Здравствуйте, Виктор, с удовольствием хочу отметить интерес к Египту, египтологии и к Вашей большой и такой непростой работе. Интерес к Востоку и Египту, в первую очередь, волнует русское сердце уже не первое столетие!! Как вы думаете, в чем секрет, что искали среди обломков Древней культуры русские путешественники? Плеяды русских поэтов и художников считали совершенно необходимым для своего духовного и творческого созревания посещение Востока, вспомним полотна Поленова, Маковского и др. Было ли это на ваш взгляд эстетическое восхищение экзотикой "иного" мира или поиск "иной" духовности. С благодарностью за ваш труд и уважением.
Ответы:
Солкин Виктор Викторович 02:48 19/05/2009
Доброй ночи и большое спасибо, Анастасия, за добрые слова. Я думаю, что тяготение русских к Египту - это не просто страсть к экзотике Востока. Это, мне кажется, естественное состояние умиротворенного русского духа - тянуться к глубинам восточной мудрости, которой так богат Египет. Русские всегда идут к источнику, для того, чтоыб сквозь его призму лучше узнать себя, лучше понять свое предназначение и предугадать свой путь. И потом вернуться на Родину. Всегда так было. На Руси два великих пути - в Египет и в Индию...

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах