Примерное время чтения: 29 минут
1007

«Чем опасна телемания?». Консультация психолога

В конференции участвуют: Маховская Ольга Ивановна

С 20 по 23 января прошла онлайн-конференция с известным психологом и ТВ-консультантом сериалов «Ранетки» (СТС), «Понять. Простить» (ОРТ), директором  по содержанию «Улицы Сезам в России»,  автором книг «О чем говорить с ребенком?», «Телемания» и др.

«Телемания» — первое исследование психологии российского телевидения. Автор пишет в ней о том, почему мы и наши дети «подсаживаемся» на телевидение. Она рассказывает о том, какие эффекты телевидения делают его наиболее притягательным, а какие — опасным, как соотносятся образы на экране и их прототипы в жизни. В книге даны дружеские шаржи на звезд телеэкрана — Андрея Малахова, Ренату Литвинову, Дуню Смирнову, Андрея Курпатова и даже Владимира Познера. Рассказаны истории и раскрыты многие психологические секреты популярных сериалов.

Вопрос:Элдар 20:57 16/01/2009
Как можно избавиться от телемании и от постоянного влечения к порнофильмам?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 10:26 20/01/2009
Я бы не стала смешивать телеманию и порно. В определенном возрасте увлечение порно неизбежно. Но если Вам уже за 26-28, пора "остепениться". Итальянцы считают, что 15 часов в неделю порно - это уже клиника. Таких людей, по их мнению, не более 5 процентов, причем все они - мужчины :) В свое время у меня была серия статей "Порносерфинг", там про это. Если не найдете ее Сети,купите книжку "Ироническая психология, или Психологи тоже женщины".

Избавляются от зависимости чаще или шоком, или заменой. Стимулирующе может действовать музыка, цвет белья (сексологи лучше про это расскажут). А испугать может новость, что чрезмерное увлечение порно снижает контроль, и увеличивает риск ДТП. Более того, оно перекрывает путь к реальным отношениям с девушкой. Ведь нельзя же любить, видя вместо лица гениталии? :)

Вопрос:Лариса 11:59 17/01/2009
Что такое психология иммиграции? Что именно вы изучали и продолжаете ли свою научную деятельность в этом направлении? Каково прикладное значение ваших трудов в этой области?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 10:27 20/01/2009
Психология иммиграции - это направление в исследованиях, которое интересуется трудностями психологической адаптации людей к новой стране. Так получилось, что до недавнего времени, психологи были в стороне, а сами иммигранты старались или не думать, или даже скрывать свои проблемы. Это в большей мере касается людей из России. У нас не принято афишировать свои трудности, мы терпим до последнего, и гордость не позволяет нам обращаться за помощью.

Да, я стараюсь отслеживать все, что происходит в современной эмиграции. Многие приезжают ко мне консультироваться. Люди выезжают за счастьем все-таки, а не за материальным благополучием. Иногда я консультирую ТВ-проекты. Например, скоро на Домашнем пойдет сериал "Русские жены". Больше всего меня интересовала судьба детей в условиях резких перемен. Но не только детей иммигрантов. Наши дети сегодня нуждаются не в меньшей помощи - теракты, бедность, социальное расслоение и т.д. - все это делает нас "эмигрантами" в своей собственной стране. Последние три года я была директором по содержанию ТВ-проекта "Улица Сезам", а также написала стоящую книгу "О чем говорить с ребенком? Инструкция по выживанию для современного российского родителя".

Спасибо за вопрос, он немного не по теме, но для меня важный. Сердечно - Ольга Маховская

Вопрос:Соня 09:39 18/01/2009
Как избавиться от телемании?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 10:26 20/01/2009
Здравствуйте, Соня, избавиться от телемании - это фактически поменять образ жизни, приоритеты. В жизни должно быть много всяких дел и увлечений, чтобы телевидению оставалось мало места. Очень помогают путешествия. Во время пути можно получить много потрясающих впечатлений, несравнивых с теми, которые мы видим на экране. Начать строить дом или шить - сразу переключает на "живую" волну. Беритесь за сложные задачи, и телевидение сразу станет фоном жизни, а не ее содержанием. Можно меня привычки телесмотрения. Например, никогда не есть "вместе с телевизором". Или во время просмотра программ крутить педали велотренажера. Устал - выключил! Норма - 2 часа в день остается неизменной. Психологические эффекты, которое использует телевидение, описаны в моей книге "Телемания". Один из них - куриный гипноз, завораживающее действие движущейся картинки. Когда я представляю себя курицей, перед которой водят маятник туда-сюда, мне сразу хочется заняться чем-то более человеческим и достойным. Можно готовить, вязать, придумывать электронное послание - для кого-то, родного, любимого. Представляете, как он обрадуется! Успехов!
Вопрос:Максим 13:21 19/01/2009
Ольга Ивановна, вопрос не совсем про телеманию, но смежный. За два дня 6 раз посмотреть один и тот же фильм - это разновидность нормы или уже требует вмешательства?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 14:23 19/01/2009
Дорогой Максим, все нормально. Фильмов сейчас хороших мало, и, слава Богу, есть такие, которые многократно смотреть даже полезно. Рада, что у Вас нашлось столько свободного времени и азарта :) Но выходные закончились, пора и за работу!
Вопрос:марина 07:52 20/01/2009
Ольга Ивановна! Как избавить мужа от этой телезависимости? Любая свободная минута - и он уже "в нем"!!! Спит под звук телевизора. Щелкает каналы , не досматривая программу. Беда прямо!!!
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 12:26 21/01/2009
Марина, только что отвечала Валерии про заппинг. Рецепт прост - давать задания и поощрять выполнение. Спит с телевизором обычно мужчина инфантилизирующийся - как ребенок с соской. Кстати, чаще мужья жалуются на сходное поведение жен. А у Вас прямо редкий экземпляр. Может, он хорошо будет делать женскую работу по дому? (иронично, конечно) Ваша ОМ
Вопрос:Валерия 11:15 20/01/2009
Ольга Ивановна, посоветуйте пожалуйста. У моей мамы ужасная привычка переключать каналы во время рекламы. В результате получается, что она смотрит одну передачу, переключается на другую, начинает смотреть ее, забывает про первую до начала рекламы на второй передаче и так без конца. Ни уму ни сердцу. А самое ужасное, что, переключая каналы, она находит что-то интересное снова и снова, и просмотр никогда не заканчивается! Из-за этого часто ложится заполночь. Как можно помочь ей избавиться от такой привычки? Разговоры, отнимания пульта и призывы делать зарядку во время рекламы совершенно не помогают.
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 12:22 21/01/2009
Валерия, эта проблема называется - заппингом. Пелевин даже предложил называть людей Хото Заппиенс. Об этом я писала много. А сам феномен выявлен и описан как раз на американцах - общество потребления, причем потребления в легкую. Интересно, что эту особенность приписывают в основном мужчинам и связывают ее с охотничьим инстинктом, потребностью в риске и новых впечатлениях. Так что Ваша мама - человек азартный, если не сказать темпераментный. Это плюс. Минус в том, что этот азарт и темперамент тратится на всякую ерунду. По-моему, по телевизору ничего интересного особо не показывают. Нужно научить ее вязать! Когда руки заняты, хотя бы пульт не переключается. Автоматизм может сложиться такой, что даже во сне люди щелкают пальцами. Совместный просмотр хороших фильмов ( на диске) очень помогает, уверяю Вас. Но для этого нужно тратить свое время. В конце концов "любовь" к телевизору - это только ответная страсть на то, что он "любит" своего зрителя, потакает его, балует. А с таким распущенным и избалованным ребенком попробуй справься! Ну и нужно придумывать дела своим родителям, не жалеть их. Если они чувствуют, что они вам нужны, телевизор окажется в стороне, хотя бы на время. Маме привет и мои предостережения! ОМ
Вопрос:Тимофей 12:42 20/01/2009
Дорогая Ольга Ивановна!Хотелось бы узнать, использует ли наше телевидение так называемый 25й кадр, и если да,то какое влияние он оказывает на человека?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 12:08 21/01/2009
Нет, Тимофей, не использует, но это не значит, что оно не оказывает гипнотического воздействия. Само по себе мелькание кадров и четкое произношение "программирует". Кстати, наш бывший президент, а нынешний премьер разговаривает именно в "гипнотической" манере прямого внушения.
Вопрос:Михаил 13:49 20/01/2009
Ольга Ивановна, а я почти телик не смотрю, разве что передачи из Дискавери или Нешнл Джиогрэфик. Мне не нравится, что я должен помнить, что по такому-то каналу в такое-то время начнется такая-то передача. Да и не слишком интересно то, что предлагает телевидение. В крайнем случае в Интернете необходимую передачу посмотрю. Это я так, для вступления. А вопрос заключается в следующем. В последние лет пять почему-то ужасно востребованным жанром оказались документальные фильмы по истории России, особенно советского периода (Сталин, Хрущев). Что с нашими мозгами происходит? Самоидентифицируемся?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 12:05 21/01/2009
Да, коллега, самоидентифицируемся и пытаемся казаться более значимыми, чем мы есть на самом деле. Комплекс неудачника отмываем. "Да, нам многое не удалось, зато...." и далее исторические аргументы. Идентификация не с самим собой, а с тоталитарным прошлым. От чего спасались, к тому в лапы и попались. Спасибо Вам за наблюдение! ОМ
Вопрос:Ирина 14:32 20/01/2009
А если престарелые родители целыми днями смотрят новости по телевизору-а это,как правило,сплошной негатив. Потом переживают и плохо спят. Как им помочь? Спасибо!
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 12:02 21/01/2009
Ирина, люди могут плохо спать в силу возраста. Но можно ввести запрет на вечерний просмотр новостей. Обычно все повторяется по 3-4 раза в день, зачем же смотреть повторы? Вечером - фильм. Можно приносить им старые черно-белые комедии. Мы на работе обмениваемся дисками, как раз для стариков. Мелодрама успокаивает. Это для женщин. А для мужчин в возрасте, пожалуй, какая-нибудь информационная программа, или старые детективы. После шести - только кефир и никаких новостей! :) ОМ
Вопрос:Мария 14:53 20/01/2009
Подскажите, как помочь избавиться от телезависимости другому человеку? Он-то не понимает, что это уже выходит за рамки нормы. Да и как ее определить-то, эту норму? Может, не трогать его, пока счастлив?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 11:58 21/01/2009
Мария, конечно, можно поссориться из-за телевизора. Но попытаться обсудить проблему нужно. Если норма нарушается, нужно ее обозначать. Норма, кстати, та же - 2 часа в день. Более нормально - совместный, семейный просмотр, с обсуждением до, после, во время. Телевизор может и сплачивать. Хороший прием - попросить перессказать содержание программы. Людям бывает неловко, если они пропустили что-то важное и не могут даже толком рассказать, что там было. "с тобой стало неинтересно!" - тоже сигнал, что нужно что-то менять. Лично я считаю, что своих друзей и родных нужно держать в тонусе, чтобы ценили Вас и свое время, то есть себя. Ваша ОМ
Вопрос:Наташа 14:57 20/01/2009
Моя бабушка плохо ходит, и просто вынуждена помногу смотреть телевизор. И что удивительно - все время выбирает негативные передачи - какие-то суды, расследования и прочие пугалки. Этого мало - потом она пересказывает все это прочим домочадцам, желающим отдохнуть от работы и негатива, то есть продолжает снова и снова пережевывать в себе сюжеты передач. С чем это может быть связано? На вопросы она говорит: интересно. Но ведь это же попросту вредно для здоровья! И что можно предпринять в такой ситуации?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 11:52 21/01/2009
Дорогая Наташа, бабушку можно понять. Как раз для таких категорий граждан телевизор, интернет (для тех, кто молод, но кому трудно передвигаться) - спасение. Активные перессказывания - это показатель потребности во внимании. Вам станет легче переносить бабушкину "жевачку", если Вы начнете воспринимать ее как ребенка - слабого, наивного, живущего в ограниченном пространстве. Способ "борьбы" - перехватывать инициативу и начинать рассказывать о каких-то интригах на работе, или случаи из жизни. Видите ли, бабушка принадлежит к поколению с катастрофическим мышлением. Накопленные за жизнь страхи и сдерживаемая агрессия выходят в телеформате судов и расследований :) Такие программы снижают уровень тревожности, как ни странно, у тех, кто так и не решился на подвиги в жизни. "Ага, начни что-то делать, попадешь в историю и ... погибнешь!" или "Достигают успеха только жулики. Жуликов к ответу!". Конечно, если посадить к бабушке психолога или социального работника, она и сама бы, не хуже телевизора стала рассказывать истории, сплетни, байки. Попробуйте ее распросить, ахнете, какая у них память! Привет бабушке - ОМ
Вопрос:Евгения 15:03 20/01/2009
Ольга Ивановна, прочитала один из ваших ответов, где Вы советуете не есть вместе с телевизором. Помогите сделать это!!! Действительно, я все время включаю телевизор во время еды - иначе скучно!! Как быть?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 11:41 21/01/2009
Женя, скучно - что? Есть? Еда не развлечение, не кара, не тяжелая обязаловка. Еда - удовольствие, которому ТВ явно мешает. Но самое печальное следствие еды во время телесмотрения - ожирение. Даже не потеря зрения или аппетита, а избыточные кило, которые девушек, как мне кажется, всегда расстраивают. Конечно, обедать вдвоем или троем интересней. Чаше приглашайте гостей или назначайте свидания в кафе, чтобы и поговорить и перекусить. Кстати, под какие программы вы едите?
Вопрос:Лена 17:24 20/01/2009
прихожу в гости к друзьям - а там всегда работает телевизор. у них кухня и гостиная совмещены, при этом и там и там работают по телевизору. при этом мы еще и беседуем. если выключается хотя бы один из этих телевизоров, у хозяев начинается дискомфорт. мне, конечно, с ними не жить, но, может, пора спасать людей? что скажете?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 11:16 21/01/2009
Лена, как я Вас понимаю! Увы спасать людей на их территории без их на то согласия не получится. Подарите им книжку "Телемания" - она смешная, для тех, кто не до конца ушел в телек и понимает, что "может затянуть". Когда люди понимают, какими идиотами они выглядят в глазах важных для них людей, они начинают что-то менять. Чаще всего выбор между человеком и телевизором, по счастью, делается в пользу человека. Будут выключать телевизор хотя бы во время Ваших визитов. Такой информационный мораторий на приход Лены :) Дерзайте - ОМ
Вопрос:Василий 17:26 20/01/2009
Ольга Ивановна! У меня почти 10 лет нет телевизора! Со мной всё нормально?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 12:28 21/01/2009
Василий, кокетничаете? Держу пари, что у Вас есть компьютер, и свою потребность в информации Вы удовлетворяете таким образом. Человек - "информационное животное". Боюсь также, что нам трудно будет общаться с родными и друзьями, которые смотрят ТВ, и готовы обсуждать детали сюжета. И уж совсем трудновато будет, если начальник любит политические шоу, а Вам это по барабану. Как считаете? ОМ
Вопрос:Сергей С. 21:40 20/01/2009
Здравствуйте! Согласны ли Вы с утверждением, что "Телемания - враг карьеры", так как любители смотреть телик никогда не смогут продвинуться по должности (пристрастие к ТВ их не отпустит)?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 11:21 21/01/2009
Телемания, как и остальные мании, враг полноте жизни человека. Если человеку достаточно телевизора для удовольствия, он думает: "Ну и зачем мне напрягаться? телевизор я всегда куплю. А остальное мне и даром не надо!" Жизнь обедняется. Как ни странно, но психологи видят причину телемании в эмоциональном голоде, который с детства испытывает человек. И психологи же говорят, что если не удовлетворена базовая потребность в любви, остальные не очень актуальны. Поэтому тех, кто потребляет эмоциональный суррогат с экрана, мне немного жаль. А Вам?
Вопрос:Влад 21:44 20/01/2009
Встречались ли Вам в жизни люди, которые отказались от высокой должности и хорошей зарплаты ради того, чтобы смотреть по ТВ свои любимые передачи и сериалы? И как Вы думаете, сколько таких людей на сегодняшний день реально существует в Москве и в Росcии?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 11:11 21/01/2009
Здравствуйте Влад, когда люди говорят, что они отказываются от карьеры ради ТВ, это вызывает подозрение в позе. За которой что? Я верю в то, что человек предпочитает безделие (пассивные виды отдыха - ТВ) работе. Таких людей очень много. Я верю в то, что у человека НЕ сложилась карьера, и он пытается делать хорошую мину при плохой игре. И что такое КАРЬЕРА? Бог мой, отказываются от заботы о ближних и любви, зависая перед экраном, живя чужими страстями. Вот потеря! Нет? Ваша ОМ
Вопрос:Андрей 13:02 21/01/2009
Здравствуйте! У меня к Вам такой вопрос: является ли телеманом человек, который не смотрит по ТВ все подряд, но при этом подсел на конкретные передачи либо недлинные сериалы (освещающие те проблемы, которые его интересют), которые ему крайне интересны. При этом он постоянно следит за телепрограммой и бывает на сайтах телеканалов.
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 19:04 21/01/2009
Дорогой Андрей, по-моему вы - культурный пользователь - зритель. Знаете чего хотите, и активно отбираете то, что Вам интересно. Так держать! ОМ
Вопрос:Алла 16:18 21/01/2009
Ольга Ивановна, здравствуйте! Прошу совета по деликатной проблеме. Я работаю в офисе, где все сотрудники сидят в одном помещении, включая шефа. На беду в этой комнате есть телевизор - иногда он нужен для рабочих дел. В остальное же время шеф просто включает его. Сам при этом сидит к нему спиной ) Для него нормально все время болтаться в таком информационном потоке - дела в компьютере, сериал в телевизоре, - но далеко не все сотрудники с ним согласны. Посоветуйте, как мягко донести до шефа, что было бы неплохо не включать телевизор или хотя бы звук? Только прошу вас, не предлагайте озвучить и обсудить проблему - если бы кто-нибудь из нас был на это способен, мы бы уже это сделали ))
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 19:17 21/01/2009
Алла, надо полумать. Вообще это не здорово, что шефу боятся перечить. Отворачиваясь к Вам спиной и вклчая ТВ, он как очерчивает свою зону власти. Ему так уютней, иначе, как он обозначит свою привиллегию? Лучше бы всех начальников садили в отдельной вольере. Наш Начальник мыслит в категориях иерархии и власти, в отличие от их Босса, который голову ломает, как повысить производительность труда его подчиненных. Надо придумать какой-то внешний ход, чтобы подействовать на шефа опосредовано. Например: - через вышестоящего начальника - медицинские противопоказания у кого-то из сотрудников - подсунуть информацию о вреде экрана, особенно со спины - выключать тв во время разговора с шефом: "Я хотел бы внимательно слышать то, что Вы говорите, быть уверенным, что я все правильно понял (а)!" Начальник поймет, что он важен и без телевизора. Интересно, кто-нибудь пробовал его выключать? Уборщица, например? Вахтер (для проверки кабеля...) По иронии, телевизор в семье часто бывает инструментом давления и власти. Не сдавайтесь! Здоровье важнее шефа. А шефа жалко, потому что будь он по-настоящему большим боссом, не прибегал бы к такому методу держать всех в напряжении. С ув. - ОМ
Вопрос:Жанна 17:55 21/01/2009
Подруга рассказала. Она приехала к маме в гости (приезжает раз год, живет в другом городе), а мама впустила ее в квартиру и сказала только: ты проходи, я тут сериал смотрю. Подруга в шоке от такого приема. Это телемания?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 19:22 21/01/2009
Жанна, думаю, мама рассчитывала на понимание и психологическую близость. Сериальщики - почти сестры и братья. С мамой нужно поговорить, попросить, чтобы в те дни, когда вы вырываетесь в гости, хотелось бы видеть дорогое лицо, а не затылок. И все-таки на месте подруги я бы набралась терпения. Иногда у женщин в возрасте, особенно в провинции, мало радостей и поводов для эмоционального волнения. Ведь мама не смотрела телевизор во время всего времени, пока подруга была в гостях? Ваша ОМ
Вопрос:Ирина 11:48 22/01/2009
Поинтересовалась, что смотрят по телевизору дети. Не все одобрила.... Запрещать? Читать нотации? Забрать телевизор из их комнаты?.....
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 13:02 22/01/2009
Поздравляю, Ирина, давно пора было поинтересоваться. Телевизору не место в комнате, где дети спят. Детям трудно контролировать свое поведение самим, а телевизор - это провокатор. Наведя "порядок" в их комнате, Вы подтолкнете дальше их к тому, что они начнут скрывать от Вас увиденное. О детях и ТВ: https://www.ozon.ru/context/detail/id/3995723/ осторожно! дети! - ОМ
Вопрос:Оксана 12:34 22/01/2009
Здравствуйте Ольга Ивановна! Подскажите мне что делать , я в последнее время не могу уснуть просто как обычные нормальные люди , а засыпаю только под телевизор , причем всё равно что там показывают , всё бы ничего , но я же не одна в квартире , вот и ругаемся постоянно.
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 12:48 22/01/2009
Оксана, у Вас синдром внутренней гиперактивности :) Наверное, когда Вы были маленькой, приходилось баюкать и трясти Вас. Но выход очевиден - плейер и наушники. Близкому человеку можно сказать, что это у Вас так потребность в эмоциональной близости заменяется. Пусть не расслабляется.
Вопрос:Арина 15:30 22/01/2009
ольга, вы сами какие телепрограммы или фильмы смотрите?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 19:13 22/01/2009
Два года назад я перешла на кабельные каналы и смотрю выборочно фильмы, спектакли, меня интересует их сценарная основа. Люблю Линию жизни и вообще разговор с масштабными личностями на Культуре. В таком разговорном жанре сделана и моя программа Инструкция по выживанию для родителей на Здоровом ТВ. По-прежнему люблю английский детектив, чем привожу в раздражение своих домашних. Про свои пристрастия я тоже написала в "Телемании".
Вопрос:Лев 15:30 22/01/2009
Каким вы видете будущее телевидения?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 19:32 22/01/2009
Будущее за дециметрой, компьютерной и мобильной связью. Смею предположить, что опережающими темпами будут развиваться короткие жанры. Новости будут сведены к новостной ленте, кликнул - получил весь сюжет. Мы будем перебрасывать друг другу ссылки на наиболее понравившиеся программы. Компьютерная метафора (значимая сеть корреспондентов) вытеснит телевизионную (одна программа на большую аудиторию). Большие каналы будут долго потакать инфантильным потребностям неудачников, отвлекая их от проблем в своей жизни и жизни страны... Будет смешно! :)
Вопрос:Светик 15:32 22/01/2009
Реклама на тв всех раздражает. Но без нее нельзя, как говорят телевизионщики. Подскажите какие-то способы игнорирования ее воздействия, кроме радикального выключить.
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 19:27 22/01/2009
Как только изобретут способы игнорирования рекламы, она начнет развивать еще быстрее и навязчивей. Радикальный способ - выключить - лучше всего. Я лично перед фильмом планирую дела, которые можно сделать в перерывах. Надо только засечь время рекламы. Как правило, есть лимиты, максимум 4,5 минуты. То, что она раздражает, понятно - ее ставят в пиковые минуты, в период самой интересной перипетии, а не просто случайно.
Вопрос:Анна К. 22:23 22/01/2009
Человек, которые смотрит "мыльные оперы" по ТВ, является телеманом. А кем, на Ваш взгляд, является человек, который покупает длинные сериалы на DVD и посвящает их просмотру все свободное время? Причем считает, что коллекцинионирование сериалов на дисках - его хобби.
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 13:43 23/01/2009
Я бы не сказала, что человек, который смотрит сериалы, телеман. Скорее это человек с низкой культурой или слабой эмоциональной востребованностью. Телеман - это тот, кто без телевизора не может жить, причем в объеме, превышающем все его другие реализации. Коллекционеры, в том числе коллекционеры дисков - люди специфические. Хорошо, если они делятся своей коллекцией, дарят друзьям. Хорошо также если они только коллекционируют, а не пересматривают. Но в любом случае вещи, которые коллекционируются - показатель художественного вкуса и той же культуры. В этом смысле коллекционировать диски все равно, что коллекционировать бутылки из-под пива :) Но - имеют право! Я всегда напоминаю себе о том, что проводить интервенцию в частную жизнь другого человека можно только с его разрешения. Сердечно - Ольга Маховская
Вопрос:Инна 22:56 22/01/2009
Есть ли общие черты между телеманией и интернет-манией и какие?
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 13:36 23/01/2009
С маниями сложно и просто. Специалисты их складывают или пытаются сложить в одну корзину, но дело как раз и заканчивается описанием зависимости, или аддикции. И телемания и интернет дейстувют на правое, образное полушарие, стимуриют подкорку, как бы "раскармливают" ее впечталениями, зрительными образами. Погасить такую зависимость можно только путешествиями или галлюциногенами. В норме у человека логика, сознание и подсознание сбалансированы. Люди, которые много читают, но мало действуют, - представители как раз другого "тренда", рационалисты, которым часто не хватает собственного воображения и смелости. Вот только некоторые из соображений. Спасибо за вопрос!
Вопрос:Ирина 13:48 23/01/2009
Дочка -студентка-"подсела" на "аську" в ущерб еде и сну? Что посоветуете?Спасибо!
Ответы:
Маховская Ольга Ивановна 16:25 23/01/2009
Ирина и Татьяна, хочу напомнить, что возраст наших с вами детей - студенты - время бурного и не всегда глубокого общения со сверстниками. Аська - это для них как раз живое общение. Опыт показывает, что коммуникация вне сети и коммуникация в сети находятся в прямой зависимости. Так уж получилось, что в этот период мы становимся менее интересны своим детям. По счастью, со временем им надоест беспредметный треп, и они захотят общаться с кем-нибудь одним или совсем немногими людьми. Так что мое соображение - нужно набраться внутреннего терпения. Но реагировать критически нам никто не запрещает -- пока они живут с нами, на наших территориях. Сердечно - Ольга Маховская

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах