Предки любили зажигать в Новый год
Ритуальный новогодний пирог – каравай – по форме тоже напоминал солнце. Многие новогодние обряды исполнялись детьми, которые изображали молодой год. Дети ходили по дворам и пели так называемые «колядки» – магические заклинания для благополучия в домах, за это им щедро раздавали подарки.
Впрочем, далеко не все представители исторической науки с этим согласны. Некоторые считают, что славяне предпочитали отмечать Новый год, отталкиваясь от весеннего возрождения природы, и приходился он на Руси на 22 марта.
Так или иначе, но с принятием в 988 году на Руси христианства сменилась и дата новогодних торжеств. Теперь летоисчисление стали вести от сотворения мира, а Новый год отмечался 1 марта, как это предусмотрено юлианским календарём.
Сам юлианский календарь имеет в основе своей языческие мотивы, и праздник 1 марта также был связан с весенним возрождением природы.
От Творения к Новолетию
Впрочем, к моменту появления христианства на Руси христианские мотивы пришли на смену силам природы. Византийские учёные полагали, что в пятницу, 1 марта, Господь завершил процесс Творения. Сами понимаете, событие весомое и для новогоднего торжества вполне подходящее.
Однако ещё в 325 году на Первом Вселенском Соборе было принято решение начинать новый год с 1 сентября в память о том, что в 312 году византийский император Константин Великий даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру.
Считается также, что именно 1 сентября по юлианскому календарю Иисус Христос прочёл в своём родном городе Назарете пророчество Исайи о наступлении лета благоприятного. В этом чтении византийцы увидели Его указание на празднование дня Нового года.
Таким образом, возникло Новолетие, или церковный Новый год, который отмечался 1 сентября.
Но внедрить новую традицию на Руси оказалось не так уж просто. В 1348 году русская церковь, опираясь на решения Никейского Собора, приняла решение о праздновании Нового года 1 сентября. И любовь наших предков к праздникам выразилась в том, что в течение десятилетий Новый год 1 марта с успехом совмещался с Новым годом 1 сентября. Лишь в 1492 году Иван Третий окончательно установил 1 сентября как единственный новогодний праздник.
Кстати, 1 сентября как начало Нового года не ушло из нашей жизни и по сей день. Именно из церковной традиции происходит начало учебного года с 1 сентября.
Чего не учёл Пётр Первый
Новую встряску традициям Нового года на Руси учинил Пётр Первый. После поездки в Европу он произвёл ряд нововведений – сменил летоисчисление и перенёс дату Нового года.
Дело в том, что с 1582 года в странах Европы действовал новый календарь, введённый папой римским Григорием XIII. Более точный с точки зрения хронологии, календарь также переносил начало летоисчисления с сотворения мира на Рождество Христово, а Новый год, соответственно, на 1 января.
Реформатор Пётр принялся за дело, засучив рукава. Он запретил празднование Нового года в сентябре, ввёл ряд новых традиций празднования (включая новогодние ёлки), изменил отсчёт летоисчисления на Рождество Христово. Однако ему так и не удалось сменить юлианский календарь на григорианский.
Раскол ветвей христианства привёл к вражде и соперничеству между ними. Поэтому Константинопольский патриарх отверг предложение папы Римского об изменениях в календаре, посчитав их нарушениями непреложных канонов. Ведь на основе календаря производится расчёт дат церковных праздников, а в случае с юлианским и григорианским календарями разница весьма существенная.
Так и осталась Россия после Петра – с европейскими новогодними традициями и летоисчислением, но со старым календарём.
Большевики подтянули Россию к Европе
К началу XX века разница между календарями достигла 13 суток. Именно поэтому Рождество и у нас, и в Европе отмечали 25 декабря, но в России это самое 25 декабря наступало позже – когда в Европе уже было 7 января.
Откровенно говоря, этот хронорелигиозный бардак не сильно помогал отношениям между Россией и Европой, начиная от переписки и заканчивая вопросами торговли.
Однако нарушать каноны никто не смел, вплоть до появления на исторической сцене партии большевиков и Владимира Ильича Ленина. В феврале 1918 года своим декретом революционеры ввели на территории России григорианский календарь и устранили отставание от Европы.
Важно заметить, что реформа эта была сугубо гражданской, ведь отношения большевиков с православной церковью были, мягко говоря, недружественными.
Вот так возникла существующая по сию пору коллизия – государство и основная религиозная конфессия живут по одному летоисчислению, но по разным календарям.
Это несоответствие приводит к интересному казусу: Новый год в стране наступает за неделю до Рождества и, строго говоря, приходится на Рождественский пост.
И тут у народа возникает вопрос, какой же он всё-таки больше: русский или православный? Как православный, он должен провести новогоднюю ночь в молитвах и воздержании, а как русский – обязан отдаться во власть шампанского, мандаринов, салата «оливье» и безумных танцев под ёлочкой.
Как показывает опыт, русских в стране по сей день подавляющее большинство.
Что ни день, то Новый год!
Тем не менее православная церковь также не отказывается от праздника Нового года. Но он наступает 1 января по юлианскому календарю, то есть 14 января по григорианскому.
Но разве может наш народ просто так отдать праздник? Именно из этого противоречия и родилось торжество, от одного названия которого иностранцы сходят с ума – Старый Новый год.
Если вы думаете, что этим исчерпываются все отечественные фокусы с Новым годом, то напрасно. Не забыли ещё о такой дате, как Новолетие? Так вот, с точки зрения церкви, Старый Новый год – это, так сказать, Новый год «гражданский», а церковный Новый год по-прежнему остаётся 1 сентября.
Но 1 сентября, которое мы видим в календаре – это 1 сентября по григорианскому календарю. А церковь, как мы помним, живёт по юлианскому. Поэтому церковный Новый год наступает у нас 14 сентября по новому, «гражданскому» стилю.
Подводя итог описанию истории новогоднего праздника в нашей стране, можно констатировать – нет такой даты, которую русский человек не мог бы сделать Новым годом!
Впервые статья была опубликована 6 января 2013 года