Примерное время чтения: 7 минут
31230

Как вырастить исследователя. Создаём будущее всей семьёй

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Фронт до ушей 16/11/2022 Сюжет Национальные проекты
Обучение молодёжи – важный путь к первенству в науке.
Обучение молодёжи – важный путь к первенству в науке. АГН Москва

Инициативы Десятилетия науки и технологий – это тематические социально значимые направления, которые могут включать в себя несколько проектов, объединённых общей идеей или целью. Вот лишь несколько примеров.

Подружить науку с бизнесом

Инициатива «Площадки для взаимодействия науки, бизнеса, государства и общества» направлена на то, чтобы создавать условия для сотрудничества исследователей, разработчиков и компаний реального сектора экономики. Это помогает решать целый ряд задач, стоящих перед государством, в том числе одну из наиболее важных – задачу импортозамещения.

Инициатива создаёт платформы для диалога, включает в себя выделение грантов, субсидий и иных мер финансовой поддержки, стимулирующих инновационную деятельность, поддерживает стажировки, консорциумы и технологические конкурсы, а также масштабирует успешный опыт по оказанию организационной и консультационной помощи технологическим проектам. Один из форматов – акселераторы. Это программы, которые за короткий период времени (несколько месяцев) предоставляют предпринимателям экспертизу и неденежные ресурсы – например, выходы на потенциальных клиентов. Участие в акселераторах даёт возможность проектам на ранних стадиях избежать ошибок, сконцентрироваться на самом главном, познакомиться с важными для своего развития людьми и привлечь необходимые ресурсы.

Акселерационные программы проводят фонды (Фонд развития интернет-инициатив, «Сколково»), институты развития (Российская венчурная компания, Агентство инноваций Москвы) и корпорации (­«Газпромнефть», МТС, ­Сбербанк и пр.). Но в рамках Десятилетия науки и технологий большое значение придаётся университетскому технологическому предпринимательству – акселераторам, создаваемым при вузах.

В качестве примера можно привести занятия, организованные Сеченовским университетом. На участие в программе по технологическому предпринимательству в сфере наук о жизни SechenovTech поступило более 200 заявок. За период с 15 сентября по 18 декабря участ­ники пройдут 12 тематических модулей. Более 30 индустриальных партнёров программы поделятся с командами отобранных проектов уникальной экспертизой из области медицинских, био- и фуд-технологий.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Создаём будущее всей семьёй

Инициатива «Наука для всей семьи» включает в себя меро­приятия для проведения семейного досуга, посвящённые науке и технологиям. Один из ключевых проектов – фестиваль ­НАУКА 0+. «Создавая будущее» – так звучит его тема в этом году. Участники фестиваля показывают, как исследования в разных областях науки помогают сделать нашу планету приятным для жизни местом.

Стартовал фестиваль 7 октября в Москве. Он проходил в течение трёх дней на площадках МГУ, Российской академии наук, парка «Зарядье», «Экспоцентра», в вузах, музеях и научных центрах. Его гости смогли впервые увидеть уникальную экспозицию Музея науки, которая затем отправилась по всей России и за рубеж.

В Интеллектуальном центре фестиваля – Фундаментальной библиотеке МГУ, а также в Шуваловском корпусе МГУ прошёл «Золотой лекторий». Лауреат Нобелевской премии мира Рае Квон Чунг рассказал о том, как современная экономика усугубляет экологический кризис и что нужно сделать для устойчивого развития Земли. Декан экономического факультета МГУ Александр Ауза­н прочитал лекцию о взаимосвязи культуры и экономики, директор Медицинского научно-образовательного центра МГУ Армаис Камалов разобрал гендерный подход в медицине, а профессор Сколтеха Артём Оганов продемонстрировал, как кристаллография, которую называют «наукой о неживом», помогает раскрывать секреты живых систем.

Ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Дмитрий Горбунов «поженил» квантовую механику и теорию относительности, показав слушателям лектория, как важен этот союз для исследования самых разных объектов окружающего мира – от элементарных частиц до галактик. Доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ Владислав Житенёв разобрался в пещерных интригах «древних аристократов». Директор Института медико-биологических проблем РАН академик Олег Орлов рассказал, какие вызовы ставит перед человечеством покорение космоса. А заведующий лабораторией Математического института имени В. А. Стеклова РАН Николай Андреев раскрыл собравшимся математическую формулу красоты мелодии.

Самой масштабной по количеству активностей стала площадка фестиваля в «Экспо­центре» на Красной Пресне. На 6 тыс. кв. м более 100 участ­ников со всей страны представили свои инновационные разработки. Центр экспозиции заняли Музей науки, состоящий из модулей «Экология», ­«Биосфера», ­«Техносфера», «Космос», и интерактивная выставка «Планета – Создавая будущее».

Всероссийский фестиваль НАУКА 0+ будет продолжаться до конца ноября в 80 регионах России. Его центральными площадками в этом году станут Иркутская и Новосибирская области, Краснодарский край, федеральная территория «Сириус» и Красноярский край.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Знаешь сам – научи другого

Инициатива «Инфраструктура для популяризации науки, создание контента» направлена на производство и массовое распространение произведений, посвящённых науке и деятельности учёных. Один из её проектов – Всероссийский конкурс научно-популярного видео для школьников «Знаешь? Научи!».

Он стартовал в октябре. Конкурс поможет школьникам со всей России попробовать себя в роли научно-популярных блогеров и выиграть сертификаты на образовательные курсы, технику и поездки, а также новое оборудование для школ. Участ­никами могут стать ученики 1–11-х классов. Для этого необходимо записать научно-популярное видео и опубликовать его на сайте nauka.homo-science.ru. Видео должно в доступной и интересной форме объяснять научную теорию, концепцию или явление. Продолжительность видео – не более 3 минут. Конкурсные работы принимаются до 11 января 2023 г.

После окончания приёма видео участникам предстоит оценить работы друг друга по трём критериям: понятность, увлекательность и глубина освещения темы. Видеоролики с наиболее высокими оценками будут представлены членам экспертного совета конкурса, в который входят представители научного сообщества – молодые учёные, исследователи и студенты. Они выберут лучших из лучших – победителей в разных возрастных категориях (младшая, средняя и старшая школа) и тематических номинациях, посвящённых различным отраслям науки.

Авторы лучших видеороликов получат ценные призы от партнёров конкурса. Ждут они и школьных учителей – наставников финалистов, а школы победителей будут оснащены специальным современным оборудованием.

В 2022 г. конкурс проводится на образовательной платформе Homo Science, созданной при поддержке госкорпорации «Росатом». На платформе все интересующиеся наукой могут получить доступ к библиотеке статей, видео и материалов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых