Злостные нарушители ПДД — не просто водители, превышающие скорость или пренебрегающие сигналами светофора или и то, и другое вместе. Это те, кто совершает правонарушения систематически. В Госавтоинспекции такие «коллекционеры» штрафов давно под пристальным контролем — выявить их в потоке не представляет сложности.
Нарушения для «хайпа»
Количество просмотров в социальных сетях часто превращает и без того не самых добропорядочных водителей в «заложников» своего образа. Нарушители ПДД, стремясь собрать подписчиков, выбирают рискованное амплуа «королей дорог». Речь о блогерах, которые раз за разом совершают маневры, заведомо опасные и для себя, и, в первую очередь, для других участников дорожного движения. Так в сводках новостей появляются люди, «хайпующие» (или проще — подогревающие ажиотаж) на том, что им якобы все дозволено на дороге. Но Госавтоинспекция таких водителей, как говорится, «видит насквозь»: системы фотовидеофиксации работают стабильно, нарушения не просто фиксируются, они аккумулируются, и это не тайна за семью печатями, на серверах, и при многократных нарушениях на дороге не составляет труда выявить сначала автомобиль, а потом и водителя, который сидел за рулем в момент нарушения. Не всегда, конечно, нарушает ПДД сам владелец транспортного средства, но тут в дело вступают автоинспекторы на местах, которые с базами работают в индивидуальном порядке. Так что, выходит, нарушения для хайпа или контент для социальных сетей, где утверждается, что на дорогах якобы правил нет, — как минимум, плохая идея. Конечно, нарушителя установят. Конечно, все зафиксируют. И в итоге злостных нарушителей, конечно, накажут.
Когда «записывают» в злостные нарушители?
«Прыгает» из полосы в полосу, заметно опережая поток, нарушает разметку, разгоняется до немыслимой скорости — часто это «разовая» акция у водителя, за которую, несомненно, последует административное наказание. Наличие более 50 неуплаченных штрафов позволяет считать нарушителя злостным. С тех, кто уже попадал под прицел Госавтоинспекции при размещении «вирусных» видео с опасными маневрами, способствующих распространению культов быстрой езды и рискованных трюков, спрос особый. Герои резонансных случаев в своих городах давно известны автоинспекторам на дороге. Тем, кто нарушает ПДД не для лайков и просмотров, тоже вряд ли удастся уйти от ответственности. «Автоаварии, спровоцированные злостными нарушениями, ведут к тяжелым травмам и нередко смертельным исходам. Если проводить анализ по категориям злостных нарушителей, то, конечно, их больше среди физических лиц. В 4,5 раза реже подобные правонарушения приходятся на тех, кого мы считаем юридическими лицами. В последние годы наблюдается уменьшение числа злостных правонарушителей: в среднем на 40% в каждой из категорий. Основная причина подобной динамики в том, что все больше людей начинают добровольно оплачивать штрафы вовремя. Этому способствует скидка на оплату штрафа в течение 20 дней. Среди всех водителей около 70% действуют именно по такой схеме. За злостными нарушителями, у которых более пятидесяти неоплаченных штрафов, надзор особенный. Современные технические средства позволяют без труда определить такие автомобили в потоке», — отмечает заместитель начальника отдела пропаганды Госавтоинспекции МВД России полковник полиции Антон Белан. Дальше происходит то, что называется неотвратимостью наказания: если штрафы не уплачены, злостных нарушителей могут даже задержать, и в этом случае объяснять, почему правила дорожного движения ими нарушались систематически, придется уже в суде. Кстати, в некоторых регионах Госавтоинспекция запустила специальные телеграм-боты, через которые неравнодушные граждане могут прислать видеозаписи с правонарушениями водителей на дороге, также в ряде субъектов в открытый доступ выкладываются сведения с данными злостных нарушителей. Подобное общественное «порицание» тоже имеет свой результат: большинство водителей хотят из такого списка поскорее себя «вымарать» и стремительно погашают штрафы.
Ролик попал в интернет? Зафиксируем-с!
На основании любого видеоролика можно провести административное расследование, однако для привлечения к ответственности нужно обладать информацией о том, кто, когда и где совершил данное нарушение. В сети давно нет анонимов: те, кто публикует информацию с фиксацией очевидного нарушения ПДД, в расчете на то, что его личность или личность человека, обнародовавшего запись, не идентифицируют, заблуждаются. Если у Госавтоинспекции после опроса свидетелей, просмотра ролика и данных с камер фотовидеофиксации появятся основания для составления протокола, то нарушители будут привлечены к ответственности. Кстати, в России существует практика блокировки аккаунтов со стороны Роскомнадзора, если контент признается в качестве провоцирующего к административным правонарушениям или содержит элементы деструктивного поведения. Для этого многочисленные «вирусные» видеоролики тоже просматриваются, устанавливаются лица, нарушившие ПДД, и далее сведения направляются для принятия процессуального решения в отношении злоумышленников. С целью противодействия дальнейшему распространению такого рода контента информация передается в органы прокуратуры для признания его запрещенным с последующей блокировкой на сайте.
А как в регионах?
Здесь лучше разобраться на примере. Госавтоинспекция Республики Татарстан, например, активно сотрудничает с автоблогерами, а также проводит регулярные мониторинги соцсетей с целью выявления противоправных действий, которые были зафиксированы гражданами. В среднем в регионе за год по результатам мониторингов к ответственности привлекают более 200 автомобилистов — злостных нарушителей. В каждом районе и подразделении есть телеграм-каналы, по собранной через них информации многократно задерживали водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения.
Общественность не спит
Помощники Госавтоинспекции в выявлении злостных нарушителей ПДД — общественники. Они готовы делиться видео с автоинспекторами, выходить в добровольные патрули, даже собирать «общедворовые» списки тех, кто часто за руль садится нетрезвым или многократно нарушает ПДД. Местных «знаменитостей» — блогеров, спекулирующих якобы на безнаказанности на дороге, представители общественности не раз снимали на видео, стоя в пробке или проезжая рядом в потоке — с помощью видеорегистраторов. Кадры чаще всего оказывались именно там, где надо, — в Госавтоинспекции.
Справка
В январе 2022 года в УК РФ появилась статья 264.2, согласно которой водителям, превысившим скорость более чем на 60 км/ч, выехавшим на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления, будучи лишенными права управления за аналогичные правонарушения, грозит уголовная ответственность.
Нарушения должны зафиксировать сотрудники Госавтоинспекции. Для водителей, у которых была судимость за превышение скорости от 60 км/ч и за выезд на встречную полосу, закон предусматривает уголовную ответственность от штрафа в 300—500 тыс. руб. или в размере зарплаты осужденного за период от 2 до 3 лет до лишения свободы сроком до 3 лет с лишением права управления транспортными средствами на срок до 6 лет.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».