Примерное время чтения: 6 минут
28493

Продавать российское. Как государство помогает предпринимателям

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Ответ на призыв 05/10/2022 Сюжет Национальные проекты
Государство оказывает действенную помощь предприятиям, которые наметили выход на зарубежный рынок.
Государство оказывает действенную помощь предприятиям, которые наметили выход на зарубежный рынок. freepik.com

После ухода многих западных компаний российский бизнес стал осваивать освободившиеся ниши.

Не упустить свой шанс

Казалось бы, раз иностранные конкуренты сбежали, отечественные предприятия получили бонус: производи больше и продавай. Конкуренция ведь стала меньше. 

«При этом перед россий­скими производителями встал и ряд серьёзных вызовов, – рассказывает аналитик Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Каринэ Хаджи. – Российские потребители требовательны к качеству и ожидают, что российские товары будут не хуже, а то и лучше товаров ушедших иностранных компаний. Однако у отечественных компаний, даже производящих реально качественный товар, всегда были сложности с тем, чтобы привлечь покупателей».

Какие отрасли наиболее перспективны для расширения присутствия отечественных производителей? Каринэ Хаджи считает, что это сфера туризма. Также дополнительный импульс для развития получили ИТ-компании – в России разрабатывается немало интересных технологий. Открываются ниши в фармацевтике, косметической продукции. «Сейчас много малых предприятий, которые занимаются мыловарением, изготовлением натуральных средств ухода, – поясняет Каринэ Хаджи. – К примеру, крымские производители могут развивать производство местной косметики. Вся эта продукция уже продаётся через электронные торговые площадки – «Озон», «Вайлдберриз» и другие».

Например, компания «Уральская мануфактура» – одна из лидеров в России по производству натуральной косметики: шампуней, кондиционеров для волос, кремов и др. Её создали в 2008 г. супруги Дмитрий и Светлана Одеговы

С производством одежды и средств бытового назначения тоже нет проблем. И по электронным торговым площадкам в интернете видно, что такие товары хорошо продаются. 

Стимул для роста

Были серьёзные опасения, связанные с замещением в области лекарств и медтехники, но трудности оказались надуманными. Так, в подмосковном Фрязине компания «Исток-Аудио»­ создаёт оборудование для людей с нарушениями слуха, в том числе уникальное. В России общий объём рынка слуховых аппаратов – 350 тыс., из них 200 тыс. – доля импорта. Лидерами рынка традиционно были компании из ЕС. Фрязинская компания оказалась готова заместить импорт. 

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

«Наши производственные мощности позволяют выпускать 300 тыс. слуховых аппаратов в год. Для отечественных производителей сложилась уникальная ситуация в части поставок на рынок слуховых аппаратов собственной разработки», – рассказал гендиректор «Исток-Аудио» Иван Климачев.

Ещё один вариант расширения производства – создание совместных предприятий с партнёрами за границей. «Если каких-то компонентов не хватает, нужно время, чтобы внедрить технологию. Однако не всегда целесообразно производить всё в России. Иногда можно находить партнёров за границей и налаживать с ними взаимодействие», – считает Каринэ Хаджи. 

Справятся ли российские производители с возросшими потребностями отечественного рынка? «Не вижу никаких проб­лем, товары активно производятся, – убеждена аналитик. – Проблема в том, что некоторые производители представлены только в регионе или даже в отдельных городах. Им нужно помогать расширяться по стране».

Немаловажный вопрос – мотивация. Мы привыкли смотреть на Запад, думая, что там всё лучше. Нынешняя ситуация показывает: это не так. И в этом тоже можно найти стимул для внутреннего роста. 

Россия – очень самодостаточная страна: у нас есть и ресурсы, и рабочие руки, и технологии. Значит, можно не только насытить свой рынок, но и выходить на международные. Каринэ Хаджи назвала наи­более перс­пективные рынки. В первую очередь это Китай, Индия, с которыми у нас давняя история сотрудничества, дружественно расположенное население, готовое принимать нашу продукцию. Кроме того, рынки Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, а также наши традиционные партнёры – страны СНГ. 

Как производить больше и лучше?

Чтобы заместить импортные товары после ухода западных компаний, нужно нарастить объёмы производства, разрабатывать новую конкурентоспособную продукцию.

Для этого компании могут подключиться к национальному проекту «Производительность труда». Эксперты Федерального центра компетенций и региональных центров бесплатно помогают предприятию научиться бережно использовать ресурсы – людские, материальные и временные. Предприятие экономит за счёт себестоимости продукции и увеличивает прибыль. Улучшаются условия труда рабочих.

В нацпроект вступили 4039 предприятий. И есть ощутимые результаты. Например, в химпроме эксперты нацпроекта помогли 120 предприятиям. «Рост добавленной стоимости превысил 22 млрд при затратах государства в 720 млн. 30-кратный экономический эффект сопровождается ростом производительности труда в 13%. Нацпроект поддерживает не гигантов отрасли, которые в состоянии сами повысить производительность труда. Речь о крупных компаниях, чей вклад в экономику также значим», – отметил замминистра экономического развития Мурат Керефов.

Так, на ярославском предприятии АО «Фритекс», которое выпускает композиционные полимеры, выработка продукции благодаря нацпроекту увеличилась почти на 30%. Толь­яттинский «РосАвтоПласт», производитель термопластичных композиционных материалов, почти вдвое сократил время переналадки оборудования после внедрения улучшений. Суточная выработка на предприятии к концу 2022 г. должна вырасти на 30%, а добавленная стоимость – с 230 млн до 390,3 млн руб.

Кстати

Ещё одна стратегическая инициатива – «Прорыв на рынки СПГ». Сжиженный природный газ на Восток стали доставлять танкерами по Северному морскому пути. Начато строительство заводов по газо­переработке в Самарской и Ленинградской обл. Разработчики создают программные продукты для энергетики. Так, технологиями пермской компании Galileosky пользуются компании в 70 странах. 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых