Статистика утверждает: 65% выпускников 9-х классов выбирают после школы колледжи.
Благодаря программе «Профессионалитет» и национальному проекту «Образование» у ребят теперь есть возможность получить востребованную, хорошо оплачиваемую профессию и устроиться на работу в одну из ведущих компаний региона. А у самих предприятий – решить проблему дефицита рабочих кадров.
«Профессионалитет» – одна из 42 инициатив социально-экономического развития до 2030 г., инициированных президентом. Её ключевые цели – вовлечение бизнеса в партнёрское управление образовательными организациями, максимальная ориентированность обучения на практику, подготовка специалистов, которые наиболее востребованы в экономике региона.
В проекте, стартовавшем в сентябре 2022 г., участвуют уже 619 образовательных организаций и 380 предприятий реального сектора экономики из разных отраслей. Среди них – машиностроение (в том числе авиа- и судостроение), сельское хозяйство, металлургия, железнодорожный транспорт, лёгкая промышленность, химическая отрасль, атомная промышленность, фармацевтика. К сентябрю 2023 г. будут созданы кластеры по таким отраслям, как электротехническая, лесная, топливно-энергетическая промышленность, информационные технологии, радиоэлектроника, строительство, а также водный и наземный транспорт.
В текущем году география проекта «Профессионалитет» расширилась до 55 регионов.
Образовательно-производственные кластеры, которых уже 141 по всей стране, представляют собой объединение колледжей и предприятий. Часто на одной большой территории, например, в особой экономической зоне.
Работодатели вкладываются в обучение специалистов под свои конкретные запросы – помогают с оборудованием, предоставляют производственные площадки для практики, направляют специалистов с производства для обучения студентов.
С января 2023 г. в проекте «Профессионалитет» могут участвовать представители малого и среднего предпринимательства. Чтобы стимулировать бизнес, поддерживать колледжи и техникумы, государство ввело налоговый вычет – сумма налога на прибыль для таких предприятий теперь меньше.
На работу – с 1-го курса
На территории особой экономической зоны «Алабуга» в Татарстане на площади примерно в 4 тыс. га расположены
33 завода, которые суммарно привлекли свыше 160 млрд инвестиций. И комплекс продолжает расширяться. Понятно, что потребность в кадрах там огромная.
«Все эти предприятия высокотехнологичные, поэтому и кадры нужны соответствующие, – говорит замгендиректора АО ОЭЗ «Алабуга» Никос Топузидис. – Поначалу были выбраны шесть основных направлений подготовки специалистов: промышленная робототехника, промышленная автоматика, проектирование с использованием биотехнологий, лабораторный химический анализ, электротехника. Недавно мы добавили бизнес-информатику на платформе 1С, программирование Python, микроэлектронику – тоже очень важные направления для нашей страны в деле достижения технологического суверенитета. Плюс открыли такие специальности, как лечебное дело, юриспруденция, экономика, международная педагогика».
Философия «Алабуги» в том, чтобы студент с 1-го курса приучался к труду – полдня ребята учатся, а полдня работают в профильных департаментах. И стипендия достойная. Конкурс в «Алабуга Политех» – до 7 человек на место.
По словам эксперта, огромное преимущество программы «Профессионалитет» в том, что она позволяет снизить срок обучения без потери качества за счёт интенсификации и оптимизации программ. И ребята могут раньше начинать работать.
«На многих заводах-резидентах работают обучающиеся «Алабуга Политех», а, например, начальник ПТО (планово-технического отдела) – студент 4-го курса, – продолжает Топузидис. – Он руководит штатом из 25 человек, которые занимаются обслуживанием инженерных систем для промышленных предприятий. Есть студенты 2-го курса, которым всего 16–17 лет, а они уже занимают серьёзные должности, например, младших руководителей проекта. Понятно, что к каждому прикреплён свой наставник, но он не работает за них, а ставит цели, контролирует».
Отрасли, которые сейчас испытывают наибольший кадровый голод, – это машиностроение и металлургия. В Череповце – промышленном центре Северо-Запада – открыли образовательные кластеры по обеим отраслям.
«В образовательно-производственном центре мы осуществляем подготовку специалистов по самым востребованным в регионе профессиям, – рассказывает директор Череповецкого технологического колледжа Елена Егорова. – Это слесарь, сварщик, электромонтёр, станочник, слесарь по контрольно-измерительным приборам и специалисты в области технологии машиностроения».
Основной бизнес-партнёр и потенциальный работодатель Череповецкого колледжа – компания «Северсталь». Работодатель диктует требования к качеству подготовки специалистов, участвует в разработке образовательных программ, заданий для демонстрационного экзамена, помогает в подготовке к конкурсам профессионального мастерства, активно вовлечён в профориентационную работу.
Студенты «Профессионалитета» занимаются в современных мастерских, также появившихся благодаря национальному проекту «Образование». Сегодня в рамках нацпроекта высокотехнологичным оборудованием оснащено более 3 тыс. мастерских. В следующем году их должно быть уже 5 тыс.
Рецепт успеха
Важно, что современный колледж даёт возможность стать успешными всем ребятам. «Есть примеры, когда у ребёнка были невысокие оценки в аттестате, но во время обучения, участия в конкурсах он проявил способности в профессии, – говорит Егорова. – Так что, даже если у ребёнка средний балл школьного аттестата 3, это не значит, что он будет посредственным специалистом. У всех по-разному складываются отношения в школе. И он может раскрыться, придя в колледж».
В этом немалая заслуга преподавателей колледжа. Поэтому большое внимание уделяется повышению их педагогического мастерства. В 2022 г. 9 тыс. педагогических работников прошли обучение компетенциям для реализации мероприятий «Профессионалитета». В этом году такая возможность появится ещё у большего числа мастеров производственного обучения.
«Учителя наших ребят – это реальные инженеры-наставники с заводов», – подчёркивает Топузидис.
Планируется, что к концу 2024 г. все регионы обновят инфраструктуру учебных заведений, внедрят гибкие практико-ориентированные программы.
Больше узнать о федеральном проекте «Профессионалитет», колледжах и компаниях-участниках в вашем регионе можно на портале япроф.рф.
Лучшие в профессии
В 2023 г. пройдут мероприятия Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. Оно включает два направления – чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы» и чемпионат высоких технологий.
Побороться за победу в области креативных индустрий ребята смогут на чемпионате Art Masters. Для преподавателей и мастеров профобучения – это конкурс «Мастер года», а для людей с ограниченными возможностями здоровья – чемпионат «Абилимпикс».
«На чемпионатах профмастерства молодые участники не только показывают свои умения, но и делятся друг с другом лучшими практиками. В дальнейшем они будут внедрены в образовательную программу колледжей и станут замечательным подспорьем в улучшении качества среднего профессионального образования», – отметил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
В соревнованиях примут участие студенты колледжей и техникумов, школьники от 14 лет. Каждого конкурсанта будет сопровождать эксперт-наставник. Победители и призёры смогут пройти стажировку на предприятиях партнёров чемпионата и даже получить работу в ведущих компаниях.
К концу 2024 г. все регионы России обновят инфраструктуру колледжей, внедрят ориентированные на практику программы обучения востребованным профессиям.
Лучшие в профессии
В 2023 г. пройдут мероприятия Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству. Оно включает два направления – чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы» и чемпионат высоких технологий.
Побороться за победу в области креативных индустрий ребята смогут на чемпионате Art Masters. Для преподавателей и мастеров профобучения – это конкурс «Мастер года», а для людей с ограниченными возможностями здоровья – чемпионат «Абилимпикс».
«На чемпионатах профмастерства молодые участники не только показывают свои умения, но и делятся друг с другом лучшими практиками. В дальнейшем они будут внедрены в образовательную программу колледжей и станут замечательным подспорьем в улучшении качества среднего профессионального образования», – отметил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
В соревнованиях примут участие студенты колледжей и техникумов, школьники от 14 лет. Каждого конкурсанта будет сопровождать эксперт-наставник. Победители и призёры смогут пройти стажировку на предприятиях партнёров чемпионата и даже получить работу в ведущих компаниях.