По всей России открылись более 14 тысяч центров «Точка роста», которые помогают детям знакомиться с современными технологиями и пробовать себя в необычных профессиях. «Точки роста» организованы на базе учебных заведений в сельской местности и небольших городах благодаря национальному проекту «Образование». Учащиеся любого возраста могут посещать их бесплатно и изучать робототехнику, VR-технологии, 3D-моделирование и другие дисциплины.
Раскрыть таланты
«Главная задача любой системы образования — воспитать достойного гражданина, человека с большой буквы, — заявил министр просвещения Сергей Кравцов в интервью „Комсомольской правде“. — И дать хорошие знания, чтобы наши школьники, которые завершают школу, имели широкий кругозор, имели хорошие, прочные знания по всем предметам, а не только тем, которые выходят на единый государственный экзамен».
В «Точках роста» проводят уроки по направлениям «Технология», «Информатика», «ОБЖ», а после уроков организуют кружки дополнительного образования. Уроки технологии и ОБЖ теперь максимально направлены на практические умения. На уроках технологии ребята работают шуруповертами, а на занятиях по ОБЖ учатся оказывать первую помощь с применением специальных тренажеров и манекенов. Также школьники знакомятся с современными компьютерами, 3D-принтерами и квадрокоптерами, учатся строить роботов, проводить опыты, рисовать мультфильмы и многому другому.
Обеспечить равный доступ российских детей к образованию вне зависимости от места проживания и социального статуса поручил президент Владимир Путин. Решать эту задачу школам помогают центры «Точка роста». Такие центры типовые, создаются на базе уже существующих школ в малых городах и селах. Под них либо выделяют помещения в учебных заведениях, либо возводят дополнительные пристройки или здания. Планируется, что до конца 2024 года в России в школах малых населенных пунктов будут работать более 20 тысяч таких центров.
Центры работают как учреждения дополнительного образования естественно-научного, технического, гуманитарного и цифрового профиля. Помогают овладеть всеми этими навыками педагоги и наставники. Повышение престижа профессии учителя — одна из целей нацпроекта «Образование», а по указу президента Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.
Липецкая область
Один из центров «Точка роста» естественно-научной направленности отрылся в школе села Тростное Становлянского района. На базе центра проводятся уроки биологии, физики, химии, географии, а также ежедневно ведутся курсы дополнительного образования.
В этом центре ученики 5-6 классов узнали об альтернативных источниках энергии. Ребята научились измерять кислотность, получили новые знания на тему здоровья и определили, какие продукты нельзя есть в большом количестве. С помощью лабдисков они измерили влажность, температуру, освещенность кабинетов.
Ученик 5 класса Иван Стребков поделился впечатлениями: «Мне очень понравилось занятие. Придя домой, я задам вопрос своим родителям о том, можно ли с помощью лимона зарядить телефон. И посмотрю, насколько они хорошо знают физику».
Шестиклассник Иван Булдума тоже не остался равнодушным. «Мы узнали много нового и интересного, больше всего мне понравилось работать с оборудованием и самому добывать информацию», — рассказал школьник.
Волгоградская область
В Ильмень-Суворовской школе тоже работает центр «Точка роста». В новых цифровых лабораториях учащиеся выполняют множество работ и экспериментов по программе основной школы, а также принимают участие в исследовательских проектах.
Ученик 10 класса Сергей Шкуркин принял участие в конкурсе исследовательских проектов «Большие вызовы» на платформе «Сириус» под руководством учителя Натальи Любименко. Тема проекта «Оценка качества питьевой воды», для него проводились исследования качества питьевой воды хутора Ильмень-Суворовский.
«Я провел оценку питьевой воды в нашем хуторе, — рассказал школьник. — Оказывается, нашу воду лучше очищать перед употреблением, и это очень полезное открытие. Вода просто необходима для жизни человека, но также некачественная вода может стать и источником заболевания, поэтому очень важно знать свойства употребляемой воды».
Республика Алтай
На базе Акташской школы в центре «Точка роста» проходят увлекательные занятия по химии. Учитель Марина Аюбаева с учеником девятого класса Александром Кудрявцевым подготовили и провели урок, на котором школьники увидели химические реакции, раскрывающие свойства некоторых элементов, а также приняли активное участие в разных экспериментах.
Школьник Александр Кудрявцев впервые выступал в роли педагога. «Мы провели ряд опытов с веществами, которые можно встретить в каждом доме, — поделился он своими впечатлениями. — Показали, как можно получить углекислый газ из соды и уксуса, а также показали, что он гасит спичку. Таким образом объяснили ребятам, почему этот газ используется в огнетушителях».
«Мне понравилось выступать в роли волшебника, ученого, — добавил Александр Кудрявцев. — Я видел восхищенные глаза детей. Надеюсь, что в будущем у ребят появится интерес к химии. Я сам планирую связать свою жизнь с наукой». Третьеклассникам урок тоже понравился. После урока они поделились, что «Точку роста» посетили впервые, от опытов по химии остались в восторге.
«Мы не знали, что можно растворить камень, словно сахар в чае, — рассказали школьники. — Также на уроке узнали, что в огнетушителе углекислый газ. Только как он там помещается? Узнали, что соль бывает не только пищевая, а цветная и несъедобная. Когда на глазах у нас „сделали рану“ и потекла кровь, а потом вытерли и раны не было, мы очень удивились. Как такое возможно?» По словам ребят, все они ждут, когда начнут изучать химию в восьмом классе, так им понравился этот предмет.
Учитель Акташской школы Марина Аюбаева отметила, что благодаря химии ученики познают мир, вырабатывают систему знаний о веществах, их взаимодействии, основываясь на фундаментальных законах природы. При изучении этой дисциплины активизируются способности наблюдать, анализировать, прогнозировать, делать выводы.
В 2023 году в республике работает 115 центров «Точка роста». Здесь дети занимаются не только химией, биологией и физикой, но и информатикой, ОБЖ, технологией и робототехникой. Учителя, работающие в центрах, регулярно проходят курсы повышения квалификации, повышая уровень своих профессиональных компетенций, что особенно актуально в Год педагога и наставника.