Объем экспортных сделок малого и среднего предпринимательства (МСП) вырос в три раза по итогам 2023 года, приводит данные Российский экспортный центр. Из 520 тыс. заявок на услуги, оформленных пользователями цифровой платформы «Мой экспорт» с момента ее запуска в 2020 году, более 60% поступило от МСП. Число пользователей цифровой платформы превысило 30 тыс. Среди них — индивидуальные предприниматели и юрлица. Платформа «Мой экспорт» была запущена при поддержке национального проекта «Международная кооперация и экспорт», который реализуется по решению президента.
«Рост объема сделок малых и средних предприятий за прошлый год доказывает, что конверсия каждого действия экспортера очень высокая. Это говорит как об осмысленных усилиях самих компаний, так и об эффективности системы поддержки. МСП — наши главные клиенты, и мы стараемся соответствовать их требованиям и потребностям, создавая комфортные условия для выхода на мировой рынок. С каждым годом количество МСП-экспортеров увеличивается, еще десятки тысяч компаний имеют потенциал к экспорту. Этой силе предпринимательства надо дать все возможности и меры поддержки», — подчеркнула генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина.
Российские производители новых материалов — продуктов химической промышленности — развивают инновационные сплавы и соединения для ускоренного импортозамещения ушедших с российского рынка иностранных компаний. Это соответствует стратегической инициативе Правительства России «Развитие производств новых материалов». Также благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» производители получают государственную поддержку внешнеторговой деятельности.
Волгоградская область
Химики волгоградского региона осваивают выпуск новой продукции для импортозамещения. Производство косметических средств создают на площадке предприятия «Глобал Кемикал» в Волжском.
Изначально «Глобал Кемикал» выпускала промышленную химию для организаций алюминиевой, горнодобывающей, целлюлозно-бумажной, строительной отраслей. В последние годы компания взяла курс на розничный рынок, активно осваивая производство косметических продуктов, товаров для животных, удобрений, бытовой химии. Сегодня в ассортименте предприятия — более 350 наименований товаров, ежегодно выпускается около 1 тыс. тонн продукции.
Компании «Глобал Кемикал» удалось оперативно перестроить каналы снабжения сырьем и материалами. На смену европейским поставщикам пришли российские, китайские и индийские партнеры.
На предприятии созданы две современные исследовательские лаборатории, развивается и масштабируется производство. Компанию и ее товары сегодня знают не только в Волгоградской области, но и за ее пределами. Предприятие отгружает свою продукцию более чем в 60 регионов России и страны СНГ. Расширять географию своего присутствия компании помогает Центр поддержки экспорта Волгоградской области по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт». «Глобал Кемикал» — активный участник международных выставок и бизнес-миссий, а также программ субсидирования.
Пермский край
Уральский завод противогололедных материалов (ООО «УЗПМ») при поддержке нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» представил на международной выставке в Казахстане свою новейшую разработку — пылеподавляющее средство для промышленности — «Бионорд-Антипыль». Продуктом заинтересовались российские и зарубежные компании.
Одна из главных проблем при добыче и перевалке угля, горнорудных материалов — образующаяся пыль. Использование современных обеспыливающих материалов повышает экологическую безопасность на предприятиях, значительно снижает количество вредных веществ, поступающих в атмосферу. Разработка связывает мелкие частицы твердой фракции, образуя на поверхности материала прочную ветроустойчивую пленку. Продолжительность обеспыливающего эффекта с применением продукта в несколько десятков раз выше по сравнению с обычной водой.
Благодаря инновационной разработке УЗПМ, предприятия горнодобывающего комплекса смогут увеличить производительность шахт и карьеров, уменьшить расходы на техническое обслуживание оборудования за счет снижения воздействия пыли на его движущие части, снизить транспортные затраты и повысить экологическую культуру на производстве, обеспечивая благоприятные условия труда. «Бионорд-Антипыль» успешно протестировали горнодобывающие предприятия России, его активно применяют на дорогах Новосибирска и в городах Северного Кавказа.
«Отвечая запросам промышленников, наша компания ведет разработку природоохранных инноваций. Мы вводим новые мощности, которые позволят добывать и перерабатывать отдельные компоненты для обеспыливающих материалов, переходим на отечественные сырьевые составляющие», — отметил советник генерального директора по развитию УЗПМ Евгений Немировский.
Московская область
Подмосковная компания «Пластмасс Групп» из Щелкова, благодаря полимерным композитам и высокотехнологичным материалам собственного производства, способна заменить иностранные аналоги в самых разных отраслях промышленности — от нефтепереработки до медицины. Новые материалы предприятие поставляет также и на внешние рынки — при поддержке национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Пластики компании «Пластмасс Групп» применяют в различных отраслях промышленности. Сейчас предприятие активно импортозамещает материалы, которые возили из Европы. Основанная в 2006 году, «Пластмасс Групп» из импортера немецких инженерных пластиков после 2014 года преобразовалась в производителя продукции «Сделано в России» с объемом производства более 3 тыс. тонн готовой продукции и 20 филиалами и представительствами. Экспортная география предприятия включает в себя более 20 стран Азии, Африки и Ближнего Востока.
Компания производит полимерные композиты — материалы будущего, которые используют практически везде, от столовых приборов и стиральных машин до производства ракет и газовых турбин. Например, такие материалы помогают уменьшить вес деталей в механизмах без потери прочности или повысить прочность защиты рабочих поверхностей оборудования в химической, горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, атомной промышленности. Компания производит более 30 марок материалов — полиуретановый эластомер, полипропилен, полиацеталь, материал для подшипников и другие материалы, которые обладают улучшенными техническими характеристиками. Это позволяет применять их для замены традиционных и технологически устаревших, но все еще используемых в российской промышленности дорогостоящих металлических сплавов, бронзы и др. Материалы от «Пластмасс Групп» вполне могут заменить иностранные аналоги.
Недавно «Пластмасс Групп» вывела на рынок сверхвысокомолекулярный полиэтилен. Благодаря этому на рынке появился новый продукт — синтетический лед, который не требует смазки эмульсией. Этот синтетический лед можно установить на любую поверхность, если она гладкая, ровная и твердая. Бетон, дерево, спортивные площадки, полы в тренажерных залах — ледяные «пазлы» можно собрать где угодно и начать забивать голы или просто кататься на коньках. Хоккейные коробки на основе этого льда уже работают во Владивостоке, Новороссийске, Воскресенске, на Алтае и в Минске: на них играют в хоккей спортивные команды.
Сейчас «Пластмасс Групп» перевела свой экспорт из Европы на азиатский и африканский рынки, но в первую очередь компания планирует сначала обеспечить российскую промышленность и больше ориентирована на импортозамещение. «Для нас огромный плюс — то, что вся российская промышленность наконец-то смотрит в сторону российского производителя и, конечно же, уход конкурентов, которые годами распространяли ложную информацию о недостаточном качестве российского производства», — отметил генеральный директор ТД «Пластмасс Групп» Юрий Гребе.
Благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» отечественные производители получают государственную поддержку при выходе на международные рынки. Производители и поставщики могут обратиться в региональные центры поддержки экспорта и торговые представительства России за рубежом для поиска иностранных клиентов, анализа зарубежного рынка (спрос на те или иные виды продукции, каким требованиям иностранного законодательства она должна соответствовать).
Среди мер господдержки для экспортеров действует механизм финансирования их участия в международных выставках и деловых миссиях для поиска новых рынков сбыта и зарубежных партнеров, логистическая поддержка. Кроме того, государство помогает компаниям при сертификации и лицензировании их продукции. Для экспортеров работает цифровая платформа «Мой экспорт», которая позволяет им получать услуги в сфере внешнеэкономической деятельности в режиме «одного окна» онлайн. Проконсультировать российских экспортеров по актуальным запросам стран-импортеров готовы в российских торгпредствах и Минпромторге России (адрес электронной почты для обращений torgved@minprom.gov.ru). Найти актуальную информацию по экспорту российской продукции, а также задать вопросы предприниматели могут на сайте и в Telegram-канале объясняем.рф.
Ключевая цель национального проекта — к 2030 году реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров должен составить не менее 70% по сравнению с 2020 годом. Число российских компаний на мировом рынке выросло на 57% за шесть лет. Количество услуг цифровой платформы «Мой экспорт» увеличилось до 125, число зарегистрированных пользователей превысило 30 тыс. Во Всероссийском конкурсе «Экспортер года» за пять лет приняли участие более 6,2 тыс. компаний.