Российские прохладительные напитки пользуются все большим спросом на внешних рынках. По итогам 2024 года наши соки, газировки и лимонады поставлялись в 71 страну, и немалая доля успеха принадлежит национальному проекту «Международная кооперация и экспорт», помогающему производителям наладить контакты с покупателями из разных стран.
«Среди трендов рынка — расширение ассортимента, в том числе появление витаминизированных напитков, — говорит руководитель ФЦ „Агроэкспорт“ Илья Ильюшин. — В 2024 году общий экспорт сладких безалкогольных напитков из России в стоимостном выражении составил $287 млн. Российская продукция поставлялась в 71 страну».
В числе покупателей — потребители из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Армении, Китая, ОАЭ, Молдовы, Грузии, Монголии. Но вести внешнеэкономическую деятельность непросто. Как оформить маркировку товара для другой страны? Где получить сертификаты? Как найти партнеров и выбрать лучшие направления для организации экспорта? На все эти и другие вопросы помогает найти ответы цифровая платформа «Мой экспорт», обратиться к ней может любой предприниматель. Сервис обеспечивает доступ к услугам Российского экспортного центра (РЭЦ), к мерам поддержки федеральных и региональных ведомств. Платформа уже оказала бизнесу более 1,5 млн различных услуг.
Найти потенциальных покупателей с помощью сервиса «Профессионалы экспорта» платформы «Мой экспорт» смогла компания «Джаффа Джус» из Ленинградской области, выпускающая комбучу, фруктово-ягодные квасы, безалкогольное шампанское для взрослых, праздничные напитки для детей, ягодные соки прямого отжима.
«Помощь Российского экспортного центра и платформы „Мой экспорт“ способствует активному расширению экспортных продаж продукции таких небольших предприятий, как наше, — отметил коммерческий директор ООО „Джаффа Джус“ Глеб Гаврилюк. — Мы прошли процедуру проверки в китайских государственных органах и разработали уникальные этикетки для нашей продукции».
При поддержке нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» компания уже поставляет свою продукцию в Белоруссию, Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан.
Якутский «Производственный комбинат № 1» при помощи сервиса «Профессионалы экспорта» платформы «Мой экспорт» вывел свою продукцию (квас, ситро, сладкие газировки) на рынок Монголии. Благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» была разработана оптимальная схема доставки из Якутска в Улан-Батор. Кроме того, компания смогла получить компенсацию транспортных расходов от государства. В итоге монгольская торговая сеть «Номин» уже получила первые партии якутских прохладительных напитков, а осенью 2025 года планируется выход на маркетплейсы Монголии.
«Благодаря сервису „Профессионалы экспорта“ поставки наших напитков за границу стали реальными. — поделился генеральный директор ООО „Производственный комбинат № 1“ Александр Марусенко. — Серьезным препятствием стал языковой барьер, но благодаря квалифицированной помощи от сервиса, включая предоставление переводчиков, мы смогли наладить диалог с зарубежными партнерами и заключить первые сделки».
Благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» российские производители получают возможность в режиме «одного окна» получать услуги в сфере внешнеэкономической деятельности. Для них предусмотрено финансирование участия в международных выставках для поиска новых рынков сбыта и зарубежных партнеров, логистическая поддержка, помощь с лицензированием и сертифицированием продукции.