Артём Наумов из Йошкар-Олы получил микрокредит на 21 млн руб. в рамках нацпроекта по развитию МСП и выводит свою фабрику развивающих игрушек «Алатойс» на рынки Европы и США. Корреспондент АиФ.ru поговорил с Артёмом о господдержке, перспективах и кризисе среднего возраста.
Стать китайцами
— Недавно мы загрузились на Amazon, сейчас торговую марку регистрируем в Европе, затем зарегистрируем торговую марку в Америке и пройдём сертификацию. Сертификация в США очень дорогая.
— И для чего вам тогда мировой масштаб, если это дорого?
— Сегодня выход на мировой рынок — совсем не блажь, а насущная необходимость. И я на своём опыте в кризис 2008 года убедился, что региональный бизнес в наше время неустойчив, когда остался с миллионами долларов долга и непроданной недвижимостью.
Мы известны в России, нашу продукцию продают почти на всех сайтах, но по нынешним временам и этого мало: китайцы буквально наступают на пятки. Что делать? Я эту работу себе на 25 лет планировал, так что для меня выход на глобальный уровень — это вопрос жизни и смерти, иначе я не смогу заниматься игрушкой. Не надо бояться китайцев, нужно делать лучше, нужно «стать китайцем».
В мире ещё много неохваченных электронных площадок: помимо Amazon, eBay, Bonanza, есть почти не освоенная нами турецкая «барахолка» Hepsi Burada, есть площадки Lazada, Zalora, Shopee. Словом, есть куда расти.
— Вы говорили, что не новичок в бизнесе... Что было до фабрики?
— Одним из первых бизнесов после института и недолгой работы бухгалтером была торговля мебелью: просто покупали и перепродавали. Это не очень хорошо получалось, но я попал в индустрию и позднее начал продавать фурнитуру производителям мебели. Я научился считать доходы и расходы и понял, как «быть в плюсе».
Параллельно занимался розничной торговлей: у нас были небольшие магазинчики, даже киоски. Потом мне попалась книжка Роберта Кийосаки «Как зарабатывать на недвижимости». Мы покупали помещения, приводили их в порядок, сдавали в аренду, а когда цена росла, то продавали. И думали, что очень умные, но в 2008 году стало ясно, что мы просто попали в «пузырь», который лопнул. В итоге мы рассчитывались с долгами до 2012 года.
Примерно в это же время у меня начался кризис среднего возраста. Я стал думать о том, зачем живу и чем хочу заниматься. Не просто зарабатывать деньги, а чему бы хотел посвятить жизнь.
Кубики как смысл жизни
И вот я полтора года сидел в интернете и просто искал, чем мог бы заниматься.
С 1991 года я живу в Йошкар-Оле. У нас всегда было много деревообрабатывающих производств. Я подумал, что это можно как-то использовать. Решил заняться деревянной игрушкой. Начал с матрёшки: ради изучения технологий её изготовления объехал половину Нижегородской области. Но понял, что современное массовое производство матрёшки не построишь: слишком специфическая игрушка, многое «завязано» на художника, то есть человеческий фактор.
Давай, думаю, с простого начну: кубики пилить. Но это оказалось ещё более сложным делом.
— Почему?
— Дело в том, что, когда выпиливаешь кубик из доски, всегда образуется подрыв: срез дерева вместе с опилками. На шестиметровой доске его не видно. Когда же изделие 4 на 4 см, подрыв — как иголка в глазу. Поэтому надо было научиться пилить так, чтобы этого подрыва не было. Мы учились пилить полгода.
Игрушка должна быть безопасной, нужно, чтобы ребенок мог брать её в рот. Поэтому краски должны быть только на водной основе. А вода и дерево плохо сочетаются. Дерево деформируется, разбухает, ворс у него поднимается. Мы учились красить больше года, а первые изделия начали продавать только через два года.
Производство начиналось понемножку: сначала работали два человека, потом — четыре, восемь. Но вложения всё равно были для меня серьёзными: пришлось свою квартиру продать. Сейчас у нас 100 сотрудников, а в ассортименте — 200 наименований.
Я в игрушке неслучайно: это единственный в моей жизни бизнес, который я выбирал осознанно. Мне было 35 лет (сейчас 45), я планировал работать до 60 лет и считал: 10 лет потрачу на то, чтобы стать профессионалом, и тогда в течение 15 лет смогу насладиться плодами своих трудов.
В феврале компании исполнится 10 лет. Вот сейчас мы близки к тому, чтобы назвать себя профессионалами, мы в тройке лидеров российского рынка развивающих игрушек.
Русский к китайцам
— То есть вы начали делать вместо матрёшки другую русскую игрушку?
— Китайскую, по образцу их изделий. В ассортименте у нас кроме «советских» кубиков, пирамидок, ксилофонов и раскрашенных фигурок — конструкторы, пазлы, шнуровки, сортеры и бизиборды (это игрушки для сортировки или изучения фигур и предметов).
Китайцы уже тогда были мировыми лидерами отрасли и делали развивающие игрушки из дерева для всего мира и для России. До 2014 года мы не могли конкурировать с ними по цене, хотя уже научились к тому времени делать игрушку не хуже. Но после падения рубля к доллару, из-за которого китайская игрушка стала дороже, стало возможным потеснить их на рынке.
Сейчас появилась так называемая «бесплатная» доставка AliExpress. Китайские власти субсидируют доставку китайских товаров, для того чтобы китайские товары пришли к нам. Поэтому государственная поддержка российских производителей насущно необходима и очень кстати.
Мы уже воспользовались поддержкой государства в рамках нацпроекта: взяли 21 миллион рублей в кредит на три года по ставке 6,5% годовых. Считаю, что сейчас в России самое время вести бизнес. Главное, чтобы начинающий предприниматель спросил себя, чем он хочет заниматься всю жизнь, и подробно ответил. И тогда всё получится.