Примерное время чтения: 5 минут
1987

По принципу «солёного огурца». Чем школа Ямбурга отличается от других?

Сюжет Газета «Мой район»: Теплый Стан. Выпуск №10
Евгений Ямбург демонстрирует настоящее гнездо  с говорящим яйцом.
Евгений Ямбург демонстрирует настоящее гнездо с говорящим яйцом. / Александр Саверкин / АиФ

Каждый ребёнок – король

Попав в эту школу, ученик как бы просаливается – впитывает в себя эстетику, культуру и красоту, образовывается, учится и находит себя – такой себе эффект «солёного огурца», который придумал директор Ямбург.

В школе № 109 на ул. Бакулева, д. 20, необычно всё начиная с директора. Евгений Ямбург – в системе образования фигура известная. Заслуженный учитель, доктор педагогических наук, член-корреспондент и академик РАО – регалий и наград у него предостаточно, а вот на двери в его директорский кабинет висит табличка «Главный режиссёр». А ведь он и правда много режиссирует и спектакли в своей школе, да и, пожалуй, вся жизнь этого образовательного учреждения проходит по его сценарию и по его правилам. «У меня дети самые разные: один – первый во многих международных олимпиадах, а другой – первый на конкурсе ювелирного искусства или гончарного, и это одинаково почётно. Каждый ребёнок должен иметь свою нишу, там, где он король. Тогда будет меньше зависти, ненависти. Поэтому у меня все заняты делом: кто-то играет в театре, а кто-то – в духовом оркестре. И это никакая не экзотика, а то, к чему рано или поздно придут и другие школы», – уверен Е­вгений Александрович.

Когда-то он создал и внедрил так называемую адаптивную модель. При сохранении классно-урочной системы образовательный процесс организуется в зависимости от способностей детей, уровня их интеллектуального развития.

«В 1980-е годы я написал первую книжку – «Школа для всех», где описал модель – это когда не ребёнок приспосабливается к школе, а когда школа приспосабливается к ребёнку. Дети все разные: кто-то имеет умные руки, а кто-то умную голову. И это должно цениться на равных – одинаково престижно победить на математической олимпиаде и на конкурсе рабочих профессий.. И инвалиды у меня участвуют, и онкологические дети. Это и есть реальное равенство возможностей», – считает педагог.

Здесь так же звенит звонок, а ученики переходят из класса в класс, казалось бы, всё как везде, но вместо обычных перемен – музыкальные. В школе Ямбурга есть свой собственный театр, флотилия, гончарная и ювелирная мастерская, кафе, парикмахерская. «Можно тысячу раз бороться с интернет-зависимостью. А можно строить невидимый противовес, когда ребёнок являет публике свой талант и зал ему аплодирует, а это намного интереснее, чем плоский экран. Поэтому нужно не запрещать, а замещать», – рассказал д­иректор Ямбург.

О рейтинге PISA

Недавно были опубликованы итоги международного исследования качества образования PISA-2018. Ученики столичных школ по результатам вошли в десятку лидеров по всем трём направлениям – это читательская, математическая и естественно-научная грамотность. PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений. Её результаты экспертное сообщество связывает с проведёнными реформами в системе московского образования. В частности, одним из решений было укрупнение школ, когда на смену 4 тыс. маленьких школ и детских садов с разными бюджетами и возможностями пришли 537 больших образовательных центров.
«В новой редакции закона дошкольное является уровнем образования. Это серьёзные вещи, в которые мы закладываем основы развития ребёнка, и они работают, кстати, на PISA тоже. То, что мы сделали, дало свои результаты, мы шли к этому 10 лет. Большая школа позволяет маневрировать и создавать интересные проекты. Во-первых, это материальные ресурсы, во-вторых, кадровые, у нас отлажен механизм подготовки учителей, есть система стимулирования труда. С точки зрения контента знаний мы всегда давали приличные фундаментальные знания. Где мы тормозили? В возможности применить эти знания. Поэтому то, что многое было сделано в сфере образования, помогло преодолеть этот дефект, чтобы не потерять фундаментальность и в то же время дать гибкость, свободу мышления нашим детям», – отметил Евгений Александрович.

Своя конюшня и Арбат

Есть в этой школе и свой кусочек Старого Арбата, который расположен в одном из холлов. Там есть и старинные здания, и скамейки, и фонари, и мощённая булыжником мостовая, и старинная газетная тумба.

«Окуджава приезжал в школу живым, а вернулся памятником. Вот Арбат, д. 43, где он родился, – это символ духовности, это медовый месяц Пушкина и Гончаровой, это Блок с женой, здесь можно попеть песни Окуджавы под гитару», – показывает очередную фишку школы Ямбург. 

Про эту школу можно рассказать ещё очень много: и про комнату релаксации и психологической коррекции, где есть настоящее гнездо с говорящим яйцом, а на стенах – травяные джунгли, и про иппотерапию (в школе есть своя конюшня, где за лошадями ухаживают дети).  Вот такое удивительное учебное заведение существует в районе. 

Каждый московский школьник должен иметь равный доступ к лучшим образовательным технологиям вне зависимости от места жительства  – это принцип, заложенный в программу «Мой район».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах