Кадры для науки
Вряд ли кто-то станет спорить, что хорошее образование сегодня нельзя получить в одной только школе. И родители пытаются найти для детей интересные и полезные занятия дополнительно. Но что делать, если рядом с домом есть только кружок по танцам, а ребёнок хочет заниматься настоящей наукой и исследованиями? Эту проблему призвана решить программа «Мой район», которая развивается в столице.
Одна из её задач – создать равные условия для получения качественного образования. Несколько лет назад в Москве начали создаваться технопарки.
В Щукине он открылся на ул. Рогова, д. 10. Да ещё какой! Ведь организован технопарк на базе знаменитого Курчатовского института, где делается реальная наука на мировом уровне. Здесь школьники могут узнать всё о науке будущего, провести исследования и реализовать собственные проекты на занятиях с учёными. Все лаборатории технопарка созданы по аналогии с лабораториями Курчатовского института.
«Для нас важно, что дети горят идеей, что они делают свои проекты, узнают новое и таким образом развиваются. Ребятам помогают сотрудники Курчатовского института, они знакомят школьников с современными научными трендами, самыми перспективными исследованиями и разработками», – отметил заведующий детским технопарком НИЦ «Курчатовский институт» Пётр Великоруссов.
Детский технопарк расширил образовательную среду для мотивированных детей и стал важным элементом системной профориентационной работы со школьниками.
Детский технопарк стал частью образовательного проекта непрерывного междисциплинарного образования (Курчатовский проект). Этот проект работает в столице уже 10 лет. Сегодня проект объединяет 34 образовательных учреждения Департамента образования и науки Москвы. Он позволяет детям ещё на школьной скамье осознать свои склонности к той или иной науке и проявить способности.
Обучаться в технопарке школьники могут, например, современным IT-технологиям – это обработка и визуализация больших данных, программирование, моделирование, администрирование, защита данных виртуальной и дополненной реальности.
Большой интерес сегодня у детей вызывает химико-биологическое направление, где дети могут заняться разработкой конструкций и систем управления фотобиореакторами или источниками электрического тока с использованием различных биологических объектов. Самое перспективное научное направление – природоподобные технологии. Школьники занимаются созданием искусственных миниатюрных замкнутых экосистем, изучают возобновляемые источники энергии и т. д.
Умный дом от умных детей
Обучение в технопарке строится на следующем принципе: каждый предмет – это механизм для выполнения конкретного проекта ребёнка. Например, в естественно-научной лаборатории представлены установки по всем разделам физики, от механики и термодинамики до квантовой и ядерной физики, что позволяет ребятам не только глубже, по сравнению с базовым школьным курсом, изучить физику, но и научиться применять эти знания в новых конкретных нетиповых задачах.
Восьмиклассника Артура Нафигина в технопарк привёл папа. Он – инженер-строитель, окончил МИСИ и мечтал, чтобы сын тоже получил инженерные знания. «Попав в технопарк на улице Рогова, обнаружили современное здание с отлично оборудованными кабинетами, и самое приятное, что с детьми занимаются грамотные, хорошо знающие своё дело преподаватели, – делится папа Артура. – Весь курс Артур посещал с удовольствием и желанием. Ну а мы, родители, довольны, что время не было потрачено даром».
Хотя технопарк работает только год, ребята уже успели создать успешные разработки. Среди них – модель беспилотного транспортного средства и система «Умный дом». Кстати, недавно проект «Умный дом» занял первое место на Фестивале детских технопарков, который проходил в Москве.
«В этом году благодаря детскому технопарку от Курчатовского института моя дочь придумала и реализовала проект «Беспилотное транспортное средство», – рассказывает мама школьницы Ольги Петровой. – С этим проектом она стала победителем или призёром 10 научно-исследовательских конференций школьников! Всего за год Ольга сделала огромный шаг вперёд: научилась программировать, собрала алгоритм компьютерного зрения по распознаванию дорожных знаков и в итоге собрала беспилотник на основе ГАЗ-66. Но больше всего дочку увлекает именно программирование. Я рада, что она уже определилась с будущей профессией и хочет связать свою карьеру с информационными технологиями, в том числе с созданием искусственного интеллекта».
Выпускник 9-го класса школы № 1519 Григорий Пенько тоже благодаря занятиям в технопарке уже выбрал профессию. «Мне очень понравился курс, – говорит школьник. – Приду сюда на следующий год».
Особо увлечённые могут окунуться в науку и во время каникул. Летом по выходным дням планируются мастер-классы детского технопарка по солнечной энергетике, виртуальной реальности и нейрокогнитивным исследованиям в парках Москвы.